Коммерческие мошенники - кто они?
17.04.2012, 16:13
Коммерческое мошенничество совершается в наши дни довольно часто. Характеристика лиц, совершающих названные деяния требует особого внимания. О тех, кто совершает такие мошенничества по просьбе ИАП «Экономическая безопасность» рассказывает эксперт отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, майор полиции, канд.юрид.наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЮИМ Татьяна Ценова.
Личность преступника по делам о коммерческом мошенничестве интересна. Коммерческое мошенничество совершается, как правило, лицами от 25 до 35 лет. Более половины общей массы преступлений данного вида совершается мужчинами. Женщины менее охотно вступают в сговор с представителями криминальных структур. Объясняется это традиционной зависимостью женщин от семьи. В то же время женщины нередко выполняют распоряжение руководства, не зная об истинном положении дел. В большинстве случаев, женщины являются не главными участниками преступления, выполняют обычно пособническую функцию.
Хотя в порой, именно женщины разрабатывают и реализуют такие аферы, являя своими примерами образец «финансового гения», которым позавидуют мужчины. Для лиц, совершающих коммерческое мошенничество, характерен высокий образовательный уровень. Многие обвиняемые имеют высшее либо среднеспециальное образование (нередко это экономическое образование). Большинство из них обладают устойчивыми социальными связями, имеют знакомства с представителями государственных органов власти и управления. Как правило, мошенники - люди интровертного типа, имеют уравновешенный характер, по натуре общительные, легко вступают в контакт с окружающими. Они, в основном, скрытные на фоне коммуникабельности, прагматичны, респектабельны, педантичны, пунктуальны, эгоцентричны, порой, «нарцистичны», умеют тонко чувствовать ситуацию и модернизируют свое поведение исходя из складывающихся условий и поведения их окружения. Могут «мягко» подчинить волю людей своим интересам, внушить доверие и расположение посредством своего шарма.
Перечисленные качества нередко позволяют им получить необходимый вотум доверия и завладеть исходной информацией, необходимой для проведения мошеннических операций.
Типичными психологическими особенностями личности мошенника являются:
– корысть,
– жадность,
– завышенная самооценка,
– стремление к незаконному обогащению,
– желание самоутвердиться любыми путями.
В общении с другими людьми пытаются «пустить пыль в глаза», преподнести себя представителями элиты общества, рассказать собеседнику о личных связях с известными политиками и бизнесменами. В повседневной жизни лица, склонные к совершению «мелкого» коммерческого мошенничества, демонстрируют развязность, хвастливость, снобизм и т.д. Те, кто осуществляет крупные махинации, напротив, ведут себя осторожно. Но в любом случае, мошенники безразлично относятся к духовно-нравственным проблемам, к проблемам социальной справедливости, игнорируя нормы этики и нравственности (только одни это делают открыто, а другие вуалируют).
Социальный состав субъектов коммерческого мошенничества неоднороден.
Подавляющее большинство из них - это выходцы из интеллигенции и, так называемого среднего класса. Уволившись с низкооплачиваемой работы и не имея стабильного заработка, данные лица легко идут на преступление. Либо, напротив, получив место работы в коммерческой организации, поддаются соблазну получения «легких» денег.
Высокий процент субъектов рассматриваемой группы преступлений составляют бывшие торговые работники, кооператоры и «цеховики». Эта категория лиц считается наиболее криминогенной частью общества, зараженной психологией стяжательства.
Зачастую, первоначальный капитал указанных лиц был сформирован за счет незаконных операций с государственным имуществом, с валютными ценностями, спекулятивных сделок с сырьем, сельхозпродукцией. За годы реформ анализируемая прослойка общества сумела наладить связи с представителями организованной преступности, а также с коррумпированными чиновниками органов власти и управления.
И. И. Рогов отмечает, что 53 % лиц, совершивших экономические преступления умышленно, имеют склонностью к так называемым «завышенным стандартам потребления».
Поскольку преступления, подпадающие под категорию коммерческого мошенничества, входят в разряд экономических преступлений, то об уровне потребностей лиц, его совершающих, можно сделать соответствующие выводы.
Нередко обвиняемые в коммерческом мошенничестве - бывшие работники государственных органов, органов МВД, ФСБ и пр. Не получив должного признания на прежнем месте работы и адекватной оценки своего труда, они пытаются реализовать себя в криминальном бизнесе. Потеряв социальный статус и гарантированные государством льготы, они легко идут на нарушение закона и морально-этических норм.
Среди лиц, совершивших коммерческое мошенничество, часто можно встретить руководителей организаций либо лиц, выполняющих управленческие функции в названных организациях, имеющих право давать обязательные к исполнению указания работникам коммерческой организации или иным образом определяющих направление деятельности данного юридического лица.
Анализируя вопрос о субъектном составе лиц, совершающих коммерческое мошенничество, в известной ситуации с фиктивными авизо допустимо говорить о наличии так называемого «чеченского следа». (Говоря о «чеченском» следе автор имеет ввиду людей разных национальностей, причастных к криминогенной ситуации, сложившейся в Чеченской Республике в тот период времени).
Совершают данные хищения, в ряде случаев, члены террористических группировок либо лица, являющиеся сторонниками террористов. (Не секрет, что террористические группировки, как правило, состоят из лиц, находящихся в родстве между собой, и это нужно учесть следователю). Террористы руководствуются своей собственной идеологией, основанной на религиозном фанатизме.
Цель религиозных фанатиков - повсеместное создание исламского общества, свободного от светских законов и моральных норм, управляемого исключительно по законам Шариата. Именно этот безграничный религиозный фанатизм и представляет собой идеологическую основу терроризма.
Теми же мотивами руководствуются и лица, причастные к хищениям с помощью подложных авизо.
Итак, мы видим, что терроризм и подложные авизо являются звеньями одной цепи. Отметим, что некоторые субъекты хищений, совершаемых с помощью подложных авизо, членами террористических группировок не являются, а причастны к этим преступлениям из корысти, желания повысить свой жизненный уровень либо совершают названные действия по принуждению.
Мусульманский фундаментализм, идея свободной Ичкерии не их идеалы.
К сожалению, с каждым годом тех, кто совершает коммерческое мошенничество, не становится меньше, а их действия приобретают все большую изощренность и размах … .