Раздвоение личности - рука c смечом и рука со взяткой
31.03.2012, 18:16
На заседании рабочей группы по подготовке механизмов «Открытого правительства», состоявшейся 22 марта, выступил пока еще президент РФ Дмитрий Медведев. Он сказал: «В международных рейтингах по уровню коррупции наша страна соседствует с Зимбабве и Гвинеей».
Глава государства по прошествии почти четырех лет признал, что «больших иллюзий никто не питал и не питает. Очевидно, что это проблема, которая не может быть побеждена только законом, не может быть побеждена в течение какого-то установленного срока». Самым эффективным средством, по мнению Медведева, должны стать изменения в сознании людей.
Можно согласиться с Медведевым, что без решительных и системных мер коррупцию не преодолеть. Конечно, здесь недопустимы ни промедление, ни массовые репрессии. Можно согласиться и с тем, что нельзя заранее устанавливать какой-то срок, на всё это уйдут годы. Но не должно быть никаких сомнений: подавление коррупции совершенно необходимо, иначе Россия погибнет. Она погибнет по той причине, что в нашей стране коррупция всё больше подменяет продуктивную экономическую деятельность.
«Деньги не пахнут» - этот лозунг дикого капитализма в полной мере поразил наше общество. Украсть или необоснованно повысить цену становится намного легче, чем налаживать производство, совершенствовать технологию, заботиться о качестве продукции.
Не может огромная, многонациональная страна, к тому же обременённая гигантским ядерным арсеналом, неограниченно долго вместо реального производства заниматься криминальным перераспределением и спекуляцией на фоне невысокого жизненного уровня большинства населения, на фоне крайне высокого социального расслоения. Такая страна, как Россия, объективно не может только продавать сырьё и ввозить из-за рубежа важнейшие потребительские товары.
Страна не может не обеспечивать своих работоспособных граждан рабочими местами за достойную заработную плату. Страна не может окончательно забросить научно-технический прогресс. Страна не может мириться с нарастанием безграмотности выпускников школ и вузов. Гражданское общество должно проникнуться важностью этих проблем, настойчиво требовать у депутатов и чиновников конкретных мер по их решению, с отчётами о результатах этой работы.
Меры по борьбе с коррупцией должны объективно и широко освещаться в средствах массовой информации. Следует усовершенствовать избирательную систему, чтобы к власти на всех уровнях приходили честные и неподкупные люди, для которых судьба страны и её народа важнее собственного кармана.
Нельзя согласиться и с прозвучавшим в выступлении Медведева заявлением, что законы не могут избавить от коррупции, что это возможно только через «изменение общественного сознания». Акцент на этом тезисе сильно отдаёт пессимизмом, беспомощностью, бездействием, нежеланием принимать решительные меры. Разве законодательство не влияет на общественное сознание, не формирует его?
Следует осознать, что назрел серьёзный пересмотр коррупционного законодательства, принятого ещё в 90-е годы и действующего до сих пор. Пока этого не произойдёт, мы так и будем продолжать заниматься «сизифовым трудом» - одной рукой плодить экономические преступления, а другой рукой бороться с ними. Необходим ряд новых законов.
Надо возвращаться к прогрессивной шкале налогообложения доходов, как во всех экономически развитых странах. Именно текущих доходов, а не имущества и не роскоши, так как «месть» гражданам за прошлые приобретения несправедлива, особенно учитывая дефекты ельцинской законодательной базы.
Надо вводить закон о возможности изъятия стратегически важных предприятий у неэффективных и недобросовестных собственников.
Нужен закон о регулировании оплаты труда в Российской Федерации с тем, чтобы оплата труда первых лиц на предприятии любой формы собственности была привязана к средней зарплате на этом предприятии.
Надо пересматривать закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, вводить уголовную ответственность за лжепредпринимательство. Следует ввести в цивилизованные законодательные рамки понятие коммерческой и банковской тайны, чтобы эта «тайна» перестала быть прикрытием бессовестных махинаций, способом незаконного обогащения.
Вообще, зачем нам так много банков, плодящихся подобно грибам после дождя?
Административную и уголовную ответственность за взяточничество надо вводить в первую очередь среди высокопоставленных чиновников, а уж затем спускаться на более низкий уровень. Высокие начальники не имеют права подавать населению пример коррупционного поведения. Они не имеют права рассуждать о борьбе с бытовой коррупцией, если сами нечисты на руку!
Владислав Фельдблюм