О проблемах применения ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака»
29.03.2012, 21:56
Зачастую производители незаконно используют товарные знаки других фирм с нарушением законодательства, с целью привлечь покупателей, используя уже «раскрученные» бренды, чем нарушают правила добросовестной конкуренции, вводят в заблуждение потребителей. ИАП «Экономическая безопасность» попросила рассказать о проблемах применения ст. 180 УК РФ эксперта отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, майора полиции, профессора кафедры уголовно-правовых дисциплин Южного института менеджмента, канд. юрид.наук, Татьяну Ценову.
Практика показывает, что применение ст. 180 УК Российской Федерации «Незаконное использование товарного знака», требует от следователей, судей высокопрофессионального подхода при квалификации деяний по данной статье УК России.
Объектом данного преступления являются охраняемые законом отношения добросовестной конкуренции между субъектами хозяйственно-экономической деятельности, а также право потребителя на ознакомление с данными об изготовителе товара.
Товарный знак является средством индивидуализации юридического либо физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. В западных странах предприятия, активно использующие свой товарный знак, приобретают статус фирмы. Фирма - это организация, имеющая свое деловое лицо. Таковыми, в частности, являются «Adidas», «Levis», «Roliеx» и др.
Данные компании действуют под определенными правовыми принципами: публичности, исключительности и непередаваемости прав на использование товарного знака. Право на фирменный знак является имущественным правом предприятия.
Объективная сторона преступления может выражаться в следующих действиях:
1) в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания;
2) в незаконном использовании наименования места происхождения товаров;
3) в незаконном использовании сходных с ними обозначений для однородных товаров;
4) в незаконном использовании предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара.
Товарный знак либо знак обслуживания - это система условных обозначений и символов, характеризующих производителя товара либо организацию, оказывающую услуги. Как правило, это оригинально оформленное художественное изображение, состоящее из отдельных композиционных элементов (известных мест, имен, слов, цифр, букв, логотипов, аббревиатур, мелодий, фрагментов кинофильмов и т.п.).
Товарный знак, знак обслуживания (далее товарный знак) предназначен для отличия товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических либо физических лиц.
В торговом праве выделяются пять разновидностей товарного знака: словесные, изобразительные, объемные (связанные с особенностями упаковки и формы изделия), звуковые и комбинированные.
Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе. Предупредительная маркировка - это условное обозначение, указывающее на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Обязательным признаком данного преступления является незаконность использования товарного знака. В ряде случаев организация либо физическое лицо использует чужой товарный знак на законных основаниях.
В торговой практике указанные отношения принято обозначать «франчайзингом». По договору франчайзинга крупный производитель заключает с небольшими коммерческими фирмами соглашение о продвижении либо сбыте товара, сопровождающееся использованием наименования либо товарного знака организации на основе оговоренных в лицензии условий.
Преступление может выражаться и в незаконном использовании сходных с чужими товарными знаками обозначений. Нередко мелкие производители в целях увеличения объемов продаж используют торговый имидж и деловую репутацию всемирно известных фирм. Это достигается путем заимствования каких-либо деталей художественного оформления товарного знака известной фирмы либо путем нанесения на товар соответствующих схожих обозначений.
Так, на отечественном рынке некогда шла активная распродажа товаров фирм «Pansonic», «Panassonic», «Panasonik», которые не имели абсолютно никакого отношения к японской фирме «Panasonic». Ряд отечественных производителей, специализирующихся на продаже тонизирующих напитков, используют торговую марку, а также внешний вид упаковки напитка, производимого компанией «Пепси-кола».
Для определения признака схожести товарного знака целесообразно проведение специальной идентификационной экспертизы.
Преступление считается оконченным с момента выпуска в продажу товарного изделия с чужим товарным знаком либо с момента помещения товарного знака в рекламе.
Товарный знак может охраняться авторским и смежным правом, в этом случае возможна дополнительная квалификация по ст. 146 Уголовного кодекса России. Неоднократность использования товарного знака имеет место, если лицо совершает данное преступление по вновь возникшему умыслу.
Если чужой товарный знак наносился на серию либо партию товаров и такие действия были совершены под влиянием одного намерения, то такие действия не охватываются признаком неоднократности.
Позитивно, что законодатель ст. 180 УК России Федеральным законом от 17 ноября 2001 г. дополнил ч. 3, содержащую квалифицирующие признаки деяний, предусмотренных частями 1 и 2.
Имеется ввиду совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, что вполне оправданно.
Хотелось бы высказать пожелание законодателю об ужесточении санкций за совершение обозначенных преступлений.