О мошенничестве в сфере услуг сотовой связи в России
12.02.2012, 15:05
В последние годы трудно представить жизнь современного человека без сотовой связи. Удобно, просто, быстро, сравнительно недорого. Это одна сторона медли. Есть и вторая: совершается большое количество мошенничеств в сфере предоставления и потребления услуг сотовой связи.
По просьбе ИАП "Экономическая Безопасность" данную проблему проанализирует Татьяна Ценова, к.ю.н.. эксперт отдела ЭКЦ ГУ МВД по Краснодарскому краю, майор полиции, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЮИМ.
В настоящей статье будет сделан анализ двух категорий лиц, совершающих подобные мошенничества:
1.потребителей услуг сотовой связи (абонентах);
2.сотрудников компаний, предоставляющих услуги сотовой связи.
Потребителям услуг сотовой связи (абонента) свойственны: рассылка смс с чужого номера с информацией о том, что сын или дочь попали в больницу, аварию и т.д. и с просьбой прислать деньги (обычно необходимая сумма- 200-300 рублей); входящие звонки лже-сотрудниками банков абонентам с настоятельным требованием озвучить пин-код кредитной либо зарплатой карты; поступление смс с ложной информацией о выигрыше и просьбой внести налог (обычно 1000 - 2000 рублей), которые, по словам мошенников, будут возвращены и иные мошенничества. Это именно те случаи, когда одни абоненты совершают мошеннические действия в отношении других пользователей услуг сотовой связи.
В случаях получения подобных «тревожных» смс абоненту нужно позвонить родственникам, знакомым, операторам сотовой связи, а в случае неоднократности таких посланий обратиться в полицию (приложив при этом «распечатку» с информацией о номере, с которого поступило смс и текстом сообщения.
Бывают случаи, когда пользователи услуг сотовой связи заведомо «покупают» мобильный номер на иное лицо, с целью подключив услугу, дающую возможность разговоров в кредит, затем не платить за разговоры.
Говоря о сотрудниках компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, то с их стороны можно отметить следующие нарушения:
- навязывание абонентам тех или иных платных услуг; самовольное списание денежных сумм со счетов абонентов;
- нарушение антимонопольного законодательства, использование возможности корпоративной сотовой связи и интернета, под предлогом якобы использования на нужды фирмы обосновывая это предоставлением корпоративной сотовой связи, сотрудниками сотовых компаний вне в рамках деятельности фирмы, но и их родственниками для своих личных целей (в основном, выбираются самые дорогостоящие безлимитные тарифы), а в итоге сотни часов телефонных разговоров как по России, так и в другие страны и потребление интернет трафика в неограниченном объеме, особенно в то время, когда безлимитные тарифы еще не были введены это ощутимо сказывалось и сказывается на бюджете сотовой компании, оплачиваются сотовой компанией кампанией, нанося фирме ощутимый вред;
- предоставление в дар своим друзьям и родственникам модемов, аппаратов сотовых телефонов фирмы, компьютеров, ноутбуков, ай падов, ай фонов и. д., подлежащих реализации, списав их как «бракованные»;
- торговля «серыми» сотовыми аппаратами, в том числе и заведомо имеющими контрабандное происхождение и т.д.
Некоторые из названных нарушений совершаются топ-мененджерами сотовых компаний, т.к. именно в их ведении находятся ряд из перечисленных вопросов. Информацию о деятельности компании можно получить на основе анализа стиля руководства образа жизни ее руководителей. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть, кроме вышеназванных, и:
– частое участие руководителей коммерческой структуры в презентациях, встречах и пр.;
– сведения о том, что лица, осуществляющие руководство фирмой, одновременно являются учредителем других компаний либо фирм, функционирующих за счет сотовой компании;
– сведения о регистрации предприятия функционирующих названным выше образом на близких лиц (родственников, друзей и пр.);
– регистрация таких предприятия на «подставных», случайных лиц;
– трата крупных сумм денег на увеселительные мероприятия;
– обнаружение признаков уничтоженных документов (товарно-транспортных накладных, кассовых ордеров и т. д.);
– данные о бездокументарном изъятии наличных денег из кассы руководителем;
– частые командировки сотрудников, не вызванные служебной необходимостью;
– бесцельные загранкомандировки сотрудников;
– связь работников коммерческого предприятия с криминальными структурами;
- приобретение топ-мененджерами компаний за последнее время (квартиры, дома, земельные участки, машины и т.д.);
- безосновательное выделение премий сотрудникам фирмы;
- заключение заведомо невыгодных для фирмы договоров;
- выделение необоснованных премий сотрудникам компании;
- прием на работу несуществующих сотрудников, фактически неисполняющих своих должностных обязанности, и использование в своих целях их зарплатных карт.
Такие данные могут служить и основанием для проведения и внутренних расследований службами безопасности сотовых компаний.
Ввиду вышеизложенного, отметим, что позитивным шагом в борьбе против таких нарушений, является политика ТЕЛЕ 2, направленная на минимизацию представительских расходов, не влияющей на качество предоставляемой сотовой связи. Указанную политику повзаимствовали и иные фирмы, работающие в данной сфере: с приходом на должности генерельного директора «Скай Линка» Владислава Швайбовича (ранее занимавшего должность генерального директора Теле 2-Челябинск), на должность генерального директора ЗАО «Вымпелком» Антона Кудряшова управленческая политика претерпит или уже ощутила некоторую корректировку. Подобная политика себя оправдает и послужит примером для иных сотовых операторов. Минимизации управленческих расходов означает повышенный контроль за деятельностью не чистых на руку сотрудников, что явно позитивно, т.к. многие хищения «маскируются» под названные расходы.
В плане борьбы с такими мошенничествами, хотелось бы предложить сотрудничество МВД России с сотовыми операторами: рассылка смс сообщений с информацией-предупреждением о возможных мобильных мошенничествах, совместное информирование на рекламных баннерах о таких мошенничествах, активное использование СМИ источников с целью предупреждения о граждан о мобильных мошенничествах.
Именно при участии людей в форме в таких мероприятиях повышает эффективность таких действий и свидетельствует о заинтересованности в обеспечении безопасности не только российских правоохранительных органов, но и самих сотовых операторов, что, безусловно, будет поднимать их авторитет и вызывать доверие абонентов.
Ясно, что доверять можно тем сотовым оператором, которые небезразлично относится к чаяниям граждан-потребителей услуг сотовой связи, уровень продаж так же будет напрямую зависеть от этого.