За что ТНК-BP требует компенсаций от BP?
13.05.2011, 19:00
Миноритарный акционер российско-британского консорциума ТНК-BP Андрей Прохоров подал иск в суд на получение компенсации от BP в размере 5-10 миллиардов долларов за ущерб, который BP нанесла компании, заключив сделку с "Роснефтью".
Однако эксперты недоумевают, как можно требовать компенсации за ущерб от сделки, которая никогда не была реализована.
В ТНК-BP заявили, что ничего об иске миноритария не знали. Тем не менее ранее в самом консорциуме говорили о том, что
Специалисты считают, что оценить размер ущерба невозможно, потому что работа по освоению шельфа так и не началась.
История вопроса
4 мая Прохоров подал ходатайство к BP в Арбитражный суд Тюменской области "о взыскании убытков в размере 5-10 млрд долларов, причиненных ОАО "ТНК-BP Холдинг" недобросовестными действиями ответчика, представляющих собой использование возможности определять решения, принимаемые "ТНК-BP Холдинг".
"В данном случае требование возместить убытки неприемлемо, поскольку для этого необходим определенный юридический факт - получение выгоды другой стороной. Пока что этот факт еще должен наступить, а уж потом можно и подсчитать возможную упущенную выгоду"
Дмитрий Липатов,
партнер юридической компании "Налоговик"
"ТНК-BP Холдинг" - компания, которая владеет основными активами консорциума. Около 5% в ней принадлежит миноритариям, а остальными акциями владеют в равных долях BP и AAR (Alfa Group-Access Industries-Renova).
В конце января российская нефтяная компания "Роснефть" договорилась с британской BP об обмене акциями (5% BP в обмен на 9,5% на акции "Роснефти") и совместном освоении арктического шельфа. Однако российские партнеры BP по консорциуму ТНК-BP-AAR подали в суд и заблокировали сделку, апеллируя к условиям соглашения. По нему BP может в России работать только через партнерство с AAR.
После этого BP предлагали AAR выкупить его долю в ТНК-BP. AAR попросил 40 млрд долларов за свой пакет акций, но британцы отказались платить такую цену.
Игорь Сечин, тогда еще являвшийся главой "Роснефти", в интервью Wall Street Journal говорил, что "Роснефть" выбрала BP в партнеры из-за ее опыта работы на шельфе, а от партнерства с ТНК-BP госкомпания отказалась.
В результате, из-за того, что суд наложил на сделку обеспечительные меры, "Роснефть" и BP не могли обменяться акциями. Дату закрытия сделки суд постоянно откладывал.
Однако в начале мая
Победа ТНК-BP?
Специалисты говорят, что требовать компенсацию после того, как консорциум допустили к работе на шельфе, - странно.
"В России истцам трудно вернуть упущенную выгоду, которую вполне можно рассчитать и обосновать документально, - объясняет партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. - А в данном случае требование возместить убытки неприемлемо, поскольку для этого необходим определенный юридический факт - получение выгоды другой стороной. Пока что этот факт еще должен наступить, а уж потом можно и подсчитать возможную упущенную выгоду".
По мнению юриста, иск Прохорова мог быть направлен на приостановление обмена акциями. Теперь же, после решения суда, миноритарии могут затягивать процедуру закрытия сделки.
То решение, которое принял суд в Стокгольме, назвать однозначно позитивной новостью для ТНК-BP нельзя, говорит Григорий Бирг, аналитик агентства "Инвесткафе".
"Арктика - перспективный регион, но со стороны партнера "Роснефти" потребуется много затрат, но что именно и когда там появится - неизвестно, - говорит Бирг. - Рисков очень много - непонятно, сколько запасов, как их извлекать, и это очень дорого для ТНК - BP! Есть мнение, что все это [обращение в суд] было затеяно с целью, чтобы AAR смогли подороже продать свои акции".
В интервью Би-би-си главный управляющий директор ААR Стэн Половец назвал решение суда "взвешенным и справедливым".
После вердикта стокгольмского суда некоторые эксперты говорили, что "Роснефть" откажется от сделки. Во-первых, партнером компании станет не BP, а ТНК-BP. Во-вторых, суд запретил создавать стратегический альянс, а после обмена акции должны быть помещены в специальный трастовый фонд и использованы исключительно "в инвестиционных целях".
"Будущее сделки теперь целиком и полностью в руках "Роснефти", - считает эксперт по энергетике IHS Russia and CIS Эндрю Нефф. - "Роснефть" теперь может легко отказаться от сделки, потому что опытного иностранного партнера по освоению такого богатого региона она себе всегда найдет".
Источник: