ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПроисшествия › Как президенты-пассажиры командуют летчиками

Как президенты-пассажиры командуют летчиками

11.04.2010, 20:49

Среди гипотез о причинах крушения польского самолета под Смоленском звучит и предположение, что пилот мог подчиниться указанию президента Польши Леха Качиньского, который хотел успеть к началу мемориальной церемонии в Катыни.

Именно поэтому, полагают эксперты, командир воздушного судна проигнорировал предупреждения диспетчеров об очень плохой видимости и их рекомендацию совершить посадку в Минске или Москве.

Случаи подобного давления высокопоставленных пассажиров на летчика, ведущего президентский самолет, известны. Об одном из них рассказал «Комсомольской правде» заслуженный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев:

«Похожий случай был в январе 1992 года в Лондоне, где садился самолет Ельцина. Над аэропортом «Хитроу» висел туман. Видимость – 175 метров, а нужно минимум 800. Но Ельцин приказал сесть, экипажу пришлось выполнить приказ».

Точно так же вел себя и Горбачев в 1988 году, когда летел в Спитак, где произошло чудовищное землетрясение. Пилот доложил, что условия посадки очень плохие и нужно уйти на запасной аэродром. Но руководитель СССР был непреклонен, и летчику чудом удалось посадить машину.

Магомед Толбоев, неоднократно взлетавший и садившийся в «Смоленске-Северном», считает, что пилот польского самолета не должен был четыре раза заходить на посадку, поскольку по международным правилам экипаж может совершить не более двух неудачных попыток приземления, а затем обязан уйти на другой аэродром.

Толбоев не исключает, что командир президентского лайнера мог поддаться давлению со стороны своего высокопоставленного пассажира. Такое же мнение высказал сегодня и бывший президент Польши Лех Валенса. Он очень сомневается, что высококвалифицированный пилот «мог самостоятельно раз за разом пытаться посадить самолет в условиях тумана».

Основания думать так дает и случай, произошедший два года назад, когда Лех Качиньский пытался приказать летчику посадить машину в условиях, не отвечавших требованиям безопасности.

12 августа 2008 года, в разгар войны между Грузией и Россией президенты Польши, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии решили полететь из Симферополя в Грузию на помощь Саакашвили, чтобы выразить свою поддержку его действиям против «российской агрессии» и помочь защитить «целостность Грузии».

Как сообщал тогда сайт Newsru.com, командир президентского Ту-154, долетев до Грузии, отказался сажать самолет в Тбилиси из-за ведущихся боевых действий.

Лех Качиньский стал требовать, чтобы тот приземлился именно в Грузии. Однако пилот подчинился не президенту, а требованиям безопасности, повернул в Азербайджан и сел там.

Высокая делегация добиралась до Тбилиси на автомобильном транспорте. Польский телеканал ТВН-24 тогда предположил, что командир президентского самолета может быть наказан за отказ садиться в Грузии, поскольку президента Польши заявил: «Нам нужно было прибыть прямо в Тбилиси, чтобы можно было как можно скорее встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. По возвращении мы примем решение по этому поводу».

Неизвестно, чем это закончилось для летчика, но ясно, что для пилотов польского авиаотряда вероятность давления на них со стороны президента-пассажира была вполне реальной.

Элла Кувшинкина

Accelerated with Web Optimizer