The Financial Times: Единственный логический резон держать Ходорковского в тюрьме - страх
28.12.2010, 20:35
В Хамовническом суде Москвы завершился второй день оглашения обвинительного приговора Михаилу Ходорковскиму и Платону Лебедеву.
На сегодняшнем заседании судья Виктор Данилкин зачитывал доказательства вины подсудимых.
К таковым Данилкин отнес и показания свидетелей со стороны защиты - главы Сбербанка Германа Грефа и министра промышленности и торговли Виктора Христенко, - что вызвало категорическое несогласие адвокатов, так как свидетели свидетельствовали об очевидном и обратном.
Вице-президент Лексингтонского института в Вирджинии Дэниэл Гурэ в связи с итогом судебного процесса над Ходорсковским и Лебедевым обращает внимание на то, что такой вердикт дает повод задаться тревожными вопросами, в том числе и о готовности России выполнять свои международные обязательства: - "Парадоксально, что приговор последовал всего через несколько дней после ратификации нового договора СНВ. Администрация Обамы настаивала на том, что нам необходим этот документ, чтобы создать некий правовой фундамент политики "перезагрузки отношений", которую олицетворяет это соглашение. Ведь, в конце концов, и США, и Россия сокращали свои ядерные арсеналы добровольно, без соглашений. Теперь же мы получаем еще одно доказательство того, как мало понятие "законопослушность" значит для России. Не будем забывать, что СНВ - далеко не единственное соглашение, которое надеются заключить Кремль и Белый Дом, и далеко не самое важное. Последствия этого вердикта могут иметь гораздо более существенные последствия в будущем, чем кто-либо сейчас представляет".
В статье, опубликованной на сайте еженедельника Focus, автор подчеркивает, что приговор прозвучал за 11 дней до оглашения судебного решения: "Вор должен сидеть в тюрьме", - произнес Владимир Путин, выступая 16 декабря по государственному телевидению. Слова Путина идут вразрез с многократно повторявшимися заявлениями российского руководства о независимости российских судов, хотя даже президент Дмитрий Медведев неоднократно выражал сожаление, что российские судьи чаще выносят решение не по закону, а по указке сверху.
Медведев, по мнению журналиста, пусть косвенно, но подверг критике Путина, заявив во всеуслышание, что в подобных случаях ни президент, ни другое должностное лицо не должны озвучивать свое мнение до вынесения судебного постановления. Некоторые наблюдатели посчитали, что тем самым президент дистанцировался от премьера. Между тем, говорится в статье, под многими словами Медведева готовы подписаться и самые убежденные демократы, однако делами они не подтверждаются.
Вместе с тем, российские инвесторы обычно не думают о прибылях фондового рынка от дела Ходорковского, но новости этой недели дают им возможность подумать, пишет Уильям Молдин в блоге The Wall Street Journal.
В понедельник российский фондовый рынок немного понизился - вероятно, на новостях о признании виновности бывшего владельца ЮКОСа. Но последствия процесса еще неизвестны, так как вердикт и приговор все еще зачитываются. Как полагает автор статьи, "если, например, Ходорковский будет приговорен к девяти годам лишения свободы - и если время заключения будет отсчитываться от ареста в 2003 году - тогда его смогут выпустить менее через два года, этот результат может в скором времени сделать весь процесс делом прошлого и в некоторой степени развеять непопулярность российских индексов".
По мнению экспертов The Financial Times, в России победил правовой нигилизм. Но обвинения, на основании которых Ходорковский осужден на втором процессе, трудно воспринять иначе как надуманные, полагает издание.
"Второй приговор Ходорковскому не говорит ничего нового о российской судебной системе, зато обнажает всю шаткость политической власти в сегодняшней России. Единственный логический резон держать Ходорковского в тюрьме - страх (каким бы фантастическим этот страх ни казался), что он сделается могучим политическим оппонентом для тандема Путин-Медведев, - продолжает The Financial Times. - Пока Россия не поставит жизнеспособную демократию на место своей клептократии, смешанной с авторитаризмом, этот страх будет оправдан".
Но, по мнению издания, реформы маловероятны, пока режим считает нужным держать Ходорковского за решеткой.