ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Московский партенариат 2010 об энергоэффективности и пожарной безопасности

Московский партенариат 2010 об энергоэффективности и пожарной безопасности

07.12.2010, 16:30

В этом году «Московский партенариат» снова показал возможности малых и средних предприятий города Москвы к инновационным решениям, участию в процессе модернизации производства и совершенствованию системы управления в различных отраслях экономики. Важно отметить активное внимание институтов власти города, общественных и профессиональных образований и, конечно, бизнес сообщества к таким актуальным вопросам, как энергосбережение и пожарная безопасность. По этим темам на форуме «Московский партенариат 2010» состоялись круглые столы, в организации которых наряду с Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы и Международным центром деловых контактов «Дельконт» приняло участие дочернее предприятие Московской торгово-промышленной палаты – Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ).

Эти круглые столы объединило не только массовое участие в них заинтересованных госструктур, общественных и производственных объединений, но и накал обсуждения наболевших вопросов. Так, за круглым столом «Энергоэффективность в ЖКХ: партнерство, проблемы, перспективы» шло обсуждение хода внедрения энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ. Как отметил заместитель директора по энергоэффективности казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция» Виталий Ковальчук, за последние несколько лет в Москве нет больших достижений в области энергоэффективности. Это связано с несовершенством и явным отставанием законодательства за нуждами участников рынка энергосбережения, который также недостаточно развит.

Например, в Москве насчитывается только 5-6 компаний, способных проводить энергетический аудит на должном профессиональном уровне, и по оценке Виталия Ковальчука, поставленная государством задача обязательного энергетического обследования в течение трех лет порядка 20 тыс. московских объектов, подлежащих аудиту, может быть решена лишь для половины этого количества объектов. Нет пока серьезных прорывов и в реализации энергосервисных контрактов, на которые возлагаются большие надежды. По мнению В. Ковальчука, механизм энергосервисных контрактов в Москве обязательно заработает, включая всю «бюджетку», ежегодное снижение на 3% затрат на коммунальные услуги и т.д. Спикер сообщил, что в 2010 году на решение задач по энергосбережению городом выделено порядка 1 млрд. 300 млн. руб. Еще Москва успешно выполняет свою программу энергосбережения – задача достичь десятипроцентной экономии энергоресурсов в концу года скорее всего будет выполнена. Этому способствует большая работа городской администрации по организации четкой структуры управления в области энергосбережения, координации действий участников рынка, реализации городской целевой программы энергосбережения. Работа по программе, как рассказал В. Ковальчук, включала её систематическую доработку, проведение конкурсов для всех основных заказчиков, разработку и утверждение отраслевых ведомственных программ. «В настоящее время каждое ведомство и каждая территория имеет свою программу энергосбережения, при этом соблюдены все необходимые законодательные нормы».

Тему внедрения энергосервисных контрактов продолжил заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Евгений Хромушин. На его взгляд, внедрение энергосервиса на крупных предприятиях не составит трудностей, поскольку здесь имеются четкие нормы по объемам потребления воды, электро и тепловой энергии и выполняются мероприятия по утвержденным программам энергосбережения, причем, за первое полугодие предприятия города вышли на требуемые объемы энергосбережения. Законодательная база также подготовлена – все подзаконные акты 236-ФЗ уже выпущены. Как отметил Евгений Хромушин, в отношении больших потребителей и поставщиков город сейчас прорабатывает направление вывода их на оптовый рынок.

А вот в отношении реализации проектов энергосбережения в жилых объектах, имеются трудности, как законодательного, так и организационного характера. Нежелание собственников жилья включаться в дорогие энергосберегающие проекты (вентилируемые фасады, узлы управления и т.п.) связано с длительным сроком их окупаемости. «При стоимости теплоэнергии для населения равной 1000руб./Гкал., окупаемость любых энергосберегающих мероприятий, дающих экономию 20%, составит 20-30 лет», – заключает докладчик. При таких условиях возможна лишь реализация быстроокупаемых проектов – по замене ламп, установке устройств дистанционного управления источниками света и др., поскольку для населения самыми понятными устройствами, стимулирующими энергосбережение, продолжают оставаться приборы учета. На законодательном уровне вопросы энергосервисной деятельности для населения не урегулированы.

Так, существующий порядок расчета денежных средств за оплату коммунальных услуг определен, только исходя из объемов установленных тарифов, и не предусматривает возможность возмещения затрат на проведение энергосберегающих мероприятий. Схемы, которые позволяют обойти законодательные препоны, – тяжеловесны, и используются в единичных случаях. Евгений Хромушин указал направление, в котором возможно при действующем законодательном порядке сотрудничество между поставщиками и потребителями энергосервисных услуг. Оно лежит в области упорядочения расчетов за коммунальные услуги, выставления счетов за реально оказываемые услуги ЖКХ.

 По мнению Е. Хромушина, эта деятельность позволит получить такую экономию, которую не даст ни один дорогостоящий, но долгоокупаемый проект. Продвигая данное направление энергосервисного сотрудничества, Департамент ЖКХ и благоустройства города Москвы подготовил и разместил на своем сайте комплект типовых документов для занятия данным видом деятельности. Вопрос внедрения энергосберегающих технологий, как отмечали участники круглого стола, во многом зависит от той экономической выгоды, которую получает тот или иной участник рынка в результате энергосберегающих мероприятий.

 По мнению заместителя председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Геннадия Зикеева, сегодня ни производители, ни транспортировщики энергоресурсов не заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий с точки зрения получения прибыли, в то время как основные потери, влекущие увеличение тарифов на энергоносители, складываются именно по пути движения энергии к потребителю. Геннадий Зикеев обратил внимание на то, что в условиях недостатка электроэнергии в стране, если не запускаются новые мощности, необходимо сбережение электроэнергии именно на стадии производства и транспортировки.

Также, по мнению спикера, необходимо упорядочить тарифную политику крупнейших энергетических компаний, занимающихся вопросами распределения энергоресурсов по городу Москве, в отношении потребителей. Московская конфедерация промышленников и предпринимателей в свою очередь активно включается в процесс борьбы за энергоэффективность, создав комитет по энергосбережению, готовый сотрудничать со всеми заинтересованными компаниями и организациями. На заседании круглого стола было представлено немало инновационных разработок, внедрение которых могло бы существенно повысить энергоэффективность работы в сфере ЖКХ.

Так, представители ЗАО «НПП РОДНИК»: заместитель генерального директора Александр Анисимов и ведущий специалист Антон Прянчин рассказали как можно осуществить экономию электроэнергии в эксплуатации вычислительной техники с применением инновационной разработки «Терминальные клиенты ChipPC». Применение вычислительной архитектуры на базе тонких и терминальных клиентов ChipPC позволяет снизить стоимость эксплуатации рабочего места до 80% и уменьшить потребление электроэнергии на одном рабочем месте в 50 раз. При этом данная система гарантирует высокую степень защиты информации, проста в установке и имеет превосходные экологические показатели. О новых разработках ООО «НПП Старлинк» рассказал генеральный директор Виктор Малай. Внедрение новых типов малогабаритного оптоволоконного кабеля, а также кабельных машин для производства оптоволоконных кабелей и систем мониторинга на основе оптоволоконных датчиков, которые производит «НПП Старлинк», позволяет существенно экономить электроэнергию, повысить количественные и качественные показатели работы объектов ЖКХ. Свою продукцию применительно к сфере ЖКХ представила компания «Mitsubishi Electric».

Об автономных тепловых насосах серии ZUBADAN рассказала координатор московского представительства «Mitsubishi Electric» Оксана Лихолетова. Представляемые изделия известной японской компании, предназначенные для децентрализованного теплоснабжения муниципальных и частных жилых объектов, отличает высокая надежность в работе и способность обеспечивать стабильную температуру внутри объекта не ниже 19º при низких наружных температурах (порядка минус 35º). Важной частью работы в области энергосбережения, по общему мнению участников круглого стола, является пропаганда энергоэффективности. Об опыте работы в этом направлении рассказал ведущий инженер Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Федор Лавриненко.

Первый в России учебно-аналитический центр по энергосбережению был открыт на базе компании в 2009 году, в нем по специально разработанным программам за прошлый год прошли обучение более 4000 человек: школьников, специалистов ЖКХ, представителей промышленных предприятий и администрации города. До конца 2010 года планируется обучить более 7000 человек. Особенность обучения заключается в том, что любая технология энергоэфективности сопровождается практическим занятием: расчетом эффекта в натуральном и денежном выражении в режиме on-line. ОАО «Мосэнергосбыт» совместно с Правительством Москвы осуществляет ряд акций и проектов по популяризации идей энергосбережения среди учащейся молодежи, в начале следующего года планирует создание центра по энергосбережению в Московской области на базе Северного территориального отделения ОАО «Мосэнергосбыт» в г. Мытищи.

В целом на круглом столе был рассмотрен и обсужден целый спектр вопросов, касающихся энергоэффективности в сфере ЖКХ: от общих направлений развития энергосбережения до конкретных примеров из практики. Но главный смысл дискуссии выразил ведущий круглого стола – генеральный директор Московского агентства поддержки экспорта и инвестиции Сурен Варданян: «Большой интерес к теме энергосбережения вызван экономической необходимостью. Сегодня для страны важно не только то, что внедрять, но и что это даст каждому из нас».

Еще более близкими и жизненно важными для всех оказались вопросы пожарной безопасности, которые обсуждались на заседании круглого стола «Пожарная безопасность: актуальные направления развития, партнерство регионов РФ». Общий настрой заседанию придало обращение модератора – генерального директора Московского агентства поддержки экспорта и инвестиции Сурена Варданяна. Он предложил участникам – ответственным представителям госструктур, бизнеса, профильных компаний, общественных организаций – в ходе обсуждения выработать конкретные предложения по развитию отрасли, которые в отчетном формате будут представлены в профильные департаменты Правительства Москвы и соответствующие федеральные органы власти. Одной из основных тем обсуждения стали нововведения в законодательстве, которые влекут серьезные изменения в отрасли пожарной безопасности (ПБ).

С обзором законодательства выступил директор Научно-исследовательского института Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности Сергей Дебров. Он разъяснил, что на основании комплексного действия документов – Федерального закона от 01.09.2007 г. №315-ФЗ, приказов Министерства регионального развития России от 09.12.2008 г. № 864 и Минэкономразвития от 30.12.2009 г. № 624 – право на выполнение ряда работ, вошедших в «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», ранее отнесенных ФЗ-69 от 21.12.94 «О пожарной безопасности» к единой системе работ и услуг в области пожарной безопасности, перешли с начала 2010 года к компетенции саморегулируемых организаций в градостроительной сфере. При этом Федеральный закон от 27.07.2010 г. №240-ФЗ ограничил срок действия ранее выданных свидетельств – лицензий на ведение работ в соответствии с перечнем, до 01.01.2011 г.

Для получения новых свидетельств определены новые, более жесткие требования. В то же время Государственной Думой рассматривается законопроект о создании института саморегулирования в области пожарной безопасности. В соответствии с этим законопроектом с начала 2011 года предполагалось бы прекращение лицензирования работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (ПБ) зданий и сооружений, их выполнение становилось бы возможным только на основании допуска, выданного СРО в области ПБ. Этот законопроект предусматривает создание трех видов СРО в областях: производства пожарно-технической продукции; обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; ведения экспертиз и оценки пожарных рисков.

Таким образом, единая отрасль пожарной безопасности дробится на несколько видов СРО, что по утверждению С. Деброва, противоречит положению закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которое определяет формирование СРО по принципу единства отрасли. Он также считает, что финансовые затраты предприятий отрасли на вступление и членство в нескольких СРО (как минимум, в двух или трех) могут стать непосильным бременем и привести к массовым слияниям и поглощениям малых предприятий.

С этим мнением согласен представитель НПО пожарной безопасности «Пульс», академик, профессор Евгений Мешалкин, который спрогнозировал исчезновение из отрасли две трети малых предприятий в результате действия законодательных нововведений. В своем выступлении он прокомментировал прописанный в законодательстве уход предприятий от жесткого следования нормативным требованиям пожарной безопасности и разрешения добровольной формы их применения в подобие законодательству цивилизованных европейских стран. «Однако, если за рубежом проектировщик отказывается от применения тех или иных нормативов, то он обязан подтвердить заключением аккредитованного эксперта, что безопасность объекта при этом будет сохранена. В нашей стране безопасность объектов многие годы обеспечивалась жестким соблюдением требований нормативов». Евгений Мешалкин выразил обеспокоенность, что в рамках СРО интересы предприятий ПБ «растворятся» в интересах более крупных компаний. «По опыту саморегулирования строителей и проектировщиков мы видим, что это СРО – отражение интересов определенной группы крупных компаний, остальные растворяются в тематике, и серьезного комплексного регулирования не происходит». Евгений Мешалкин предложил поддержать создание СРО по ПБ и продолжить работу по противопожарному нормативному регулированию во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.

Главного движителя этого процесса – Управление госпожнадзора Управления МЧС России на заседании представлял заместитель начальника Управления ГПЖ Управления МЧС России по г. Москве Александр Бобров. Он также подтвердил, что законодательные нововведения во многом ослабляют позиции пожарной безопасности и ограничивают деятельность надзирающих органов за пожарной безопасностью. «Если прежний порядок проверок обеспечивал инспектирование ОГПЖ объектов в течение трех месяцев после сдачи в эксплуатацию, в результате чего выявленные нарушения могли быть исправлены в течение года монтажно-строительными организациями, то теперь без согласия прокуратуры мы не выходим на объект. При этом ни проектировщики, ни строители за пожарную безопасность не отвечают. И если что-то случается, ответственность несет Госпожнадзор».

В то же время Александр Бобров отметил и положительный эффект нового законодательства. Так, Федеральный закон № 384-ФЗ сыграл очень важную роль в привлечении внимания всех компаний и организаций к вопросам пожарной безопасности. А. Бобров ответственно заявил, что Москва больше других регионов России занималась вопросами подготовки и сдачи деклараций по ПБ. Была проведена большая работа с малым и средним бизнесом столицы при участии Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы и содействии Московской торгово-промышленной палаты и других общественных организаций бизнеса, был создан координационный совет по вопросам заполнения деклараций, широким фронтом проводилась разъяснительная работа, использовались форматы деловых встреч, наглядная агитация, информирование посредством СМИ. К негативным моментам в ходе кампании А. Бобров отнес спекулятивные действия некоторых организаций, пытавшихся сделать бизнес, предлагая услуги по составлению деклараций, при этом ложно убеждая клиентов в сложности данной процедуры, и недисциплинированность многих предпринимателей, которые оттягивали сдачу деклараций до последнего дня. Он также напомнил, что непредоставление декларации по ПБ влечет административную ответственность по статье 2.4 Административного кодекса РФ.

 О роли общественных организаций на примере Московской торгово-промышленной палаты в решении вопросов пожарной безопасности рассказал руководитель Бюро экономической безопасности МТПП Дмитрий Каплин. Он информировал участников круглого стола о работе Экспертно-консультационный центр по вопросам пожарной безопасности, созданный на базе МТПП по соглашению с ГУ МЧС России по г. Москве при участии Всемирной академии наук комплексной безопасности в целях эффективного взаимодействия бизнес структур и государственных надзорных органов по обеспечению пожарной безопасности. Д. Каплин отметил, что благодаря установлению прямого контакта с Управлением МЧС России по г. Москве, было обеспечено оперативное рассмотрение и решение конкретных вопросов предпринимателей. «Например, в случае несогласия предпринимателя с позицией пожарного инспектора, по его обращению в МТПП, срочно проводили встречу с представителями Управления, на которой ситуация совместно обсуждалась и принималось решение.

При этом позиция Палаты такова, что действия сторон должны быть честными и открытыми, и выход из каждой ситуации следует искать с учетом минимальных рисков и затрат по стороны бизнеса, чтобы предприниматель мог, не прерывая производство, вести плановое устранение выявленных нарушений. Такое взаимодействие, во-первых, позволяет предпринимателям в короткие сроки решить свои вопросы, а также прививает взаимную культуру общения и ответственность у бизнеса за соблюдение норм пожарной безопасности. Мы хотим на площадке Московской ТПП, где бизнес чувствует себя более уверенно, создать действительно рабочий орган по оказанию ему непосредственной помощи по вопросам пожарной безопасности. Также Центр уполномочен проводить экспертную работу по выявлению коррупционной составляющей в нормативно-правовых актах в области пожарной безопасности».

 Дмитрий Каплин обратился к специалистам и экспертам компаний и организаций, работающих в сфере ПБ, с предложением участвовать в работе Центра. При этом он подчеркнул, что эксперты Центра будут нести ответственность за принятые решения и оценки. Поскольку пожарная безопасность имеет непосредственное отношение к жизни и здоровью людей, важное место за круглым столом занимали темы обеспечения мер пожарной безопасности для населения, в том числе на различных объектах. Представитель Академии Государственной противопожарной службы МЧС России Дмитрий Самошин ознакомил с неутешительными результатами исследований в области пожарной безопасности уязвимых групп населения. Так, люди с ограниченными физическими возможностями, которых в России насчитывается порядка 53 млн. чел., являются полностью незащищенными с точки зрения пожарной безопасности: отсутствуют специальные средства защиты, нет противопожарных устройств, специально сконструированных для людей-инвалидов, вся нормативно-правовая база с области ПБ рассчитана только на здоровых людей. Также отсутствуют какие-либо специализированные разработки противопожарной защиты для престарелых граждан. Исследования, проведенные в детских учреждениях, показали низкую подготовку персонала по защите детей в случае пожара, пожарные лестницы в дошкольных учреждениях выполнены в расчете на взрослый, а не детский шаг.

 Большие технические сложности испытывают медицинские учреждения для эвакуации тяжелобольных. Вообще, при эвакуации в различных заведениях просматривается единая тревожная тенденция – прежде всего персонал бросается спасать документацию, а не людей. Генеральный директор ООО «Технические системы безопасности» Анатолий Ильин посвятил свое выступление описанию мер пожарной защиты в жилом секторе. Он огласил очень тревожные цифры: за девять последних месяцев в России зарегистрировано 143 730 пожаров, в том числе в Москве 5 779. Из них в жилом секторе: в России – 102 521, в Москве – 3 739. В пожарах за девять месяцев всего погибло 9 734 российских жителей, в том числе 163 жителя Москвы.

При пожарах в жилом секторе число погибших в России 7 530 чел., в Москве – 143 чел. По данным органов ГПН основными причинами пожаров в жилом секторе являются неосторожность обращения с огнем (около 70%) и неисправность электросетей. Выходит, главной причиной пожара являются люди, которые, как замечает автор доклада, в одночасье не осознают и не изменят своего поведения. Следовательно, необходимо, прежде всего, органам государственной власти, общественным организациям принимать другие, более эффективные меры по борьбе с пожарами в жилом секторе по сравнению с теми, что действуют в настоящее время. Дав оценку мерам противопожарной защиты, применяемым в настоящее время в жилых домах, Анатолий Ильин показал, что все они в той или иной степени не эффективны.

Причин много, главные из них: превалирование денежных интересов практически у всех участников рынка: проектировщиков, заказчиков, производителей над интересами безопасности; безответственное и безнаказанное отношение владельцев квартир к аппаратуре, устанавливаемой в квартирах для обеспечения пожарной безопасности; монополизм производителей противопожарной аппаратуры; неучтенность в проектах жилых объектов возможности беспрепятственного осуществления тех или иных мер пожарной безопасности. Исходя из многолетнего опыта работы в области пожарной безопасности, Анатолий Ильин внес ряд серьезных предложений, которые, по мнению автора, позволят повысить эффективность ПБ в жилом секторе, среди них: ввести отдельную сертификацию автоматической пожарной сигнализации (АПС) для жилого сектора, изменить нормы проектов и порядок приема АПС в эксплуатацию; повысить административную ответственность в отношении владельцев квартир за сохранность противопожарной аппаратуры, размещенной в квартирах; повысить ответственность Стройнадзора за экспертизу проектной документации и выдачи заключений по проектам, которые не в состоянии обеспечить нормальную пожарную безопасность жилого дома; подписывать окончательный акт приема дома в эксплуатацию не раньше, чем через 3-4 месяца с начала его реальной эксплуатации при заселении в доме не менее 20% квартир и другие. Несколько участников заседания представили инновационные проекты и продукцию в сфере ПБ.

Инженер ООО «Интек» Дмитрий Дерюгин ознакомил с современными программыми комплексами для расчета эвакуации людей и оценки пожарных рисков. Генеральный директор ООО «Студенческий научный центр» Александр Городецкий представил венчурные проекты Центра в области пожарной безопасности. Руководитель проекта ООО «Профгард» Андрей Калашник рассказал об инновационных материалах для организации противопожарных преград. Оба круглых стола явились большими по значимости мероприятиями форума «Московский партенариат 2010». Они в полной мере раскрыли актуальнейшие темы сегодняшнего дня, обнажили довольно много нерешенных проблем, предоставили возможность обменяться мнениями и определить объединяющие идеи и пути движения вперед.

По материалам пресс-службы МТПП

Accelerated with Web Optimizer