Сколько английских министров были агентами КГБ?
07.05.2010, 13:30Некоторое время назад в международной прессе появилась статья о методах подготовки иностранных шпионов. Там промелькнула фамилия известного советского агента. В статье прямо говорилось, что по признанию самого Кима Филби, ему приходилось быть и активным, и пассивным пе...стом (по терминологии тех лет). Интересно, а как его тогда завербовали ? Журналистское расследование дало ошеломляющие результаты.
Известно, что некоторые западные спецслужбы вербуют своих шпионов на "дне" общества: среди воров, проституток и наркоманов. Главное, чтобы они помогали собирать нужные сведения. А если они сопьются или умрут от передозировки наркотиков, то туда им и дорога. Но как же в данном случае? Неужели, чтобы завербовать Кима Филби советским разведчикам приходилось посещать английские притоны, быть завсегдатаями лондонского "дна" ? Нет, все гораздо проще. Советский разведчик - "облико морале" - никогда не посещал притоны. Ему это было строжайше запрещено. Поэтому ему приходилось самому расставлять ловушки, самому создавать условия для проведения вербовки.
Говорят, что к вербовке Кима Филби имел отношение австрийский чаровник Арнольд Дейч. Ну, кого имел или не имел этот прожженый ловелас, сейчас судить трудно. Одно можно утверждать точно - в одиночку он не мог "покрыть" весь Оксфорд и Кембридж. С целью расширения своих связей (с последующей вербовкой), он, вероятно, использовал своих новых любовников. И так, пока хватило сил. В прессе как-то промелькнуло, что таким образом было завербовано порядка 25 человек. Поскольку официальные данные, как правило, занижены, можно предположить, что речь может идти о 50 (завербованных !) агентах. К сожалению, не все они стали активными шпионами. Но, как говорится, вербовка "в ресурс" карман не тянет. Это единственный случай массовой секс-вербовки, использованный когда-то советской разведкой. Да и то, осуществил ее не в меру активный иностранец.
Но, все-таки, разве мог советский разведчик - взрослый человек - попасть в закрытые учебные заведения для юношей, будущей английской элиты ? Сам - никогда. Но он мог дать указание внедрить туда вспомогательную агентуру из числа местных жителей ( как правило, они друг друга не знали). Одновременно наши разведчики- нелегалы при активном содействии своих агентов (также из числа местных жителей) начали проводить направленную работу по отбору и подготовке к вербовке перспективных кандидатов. Как прислуга, которую в английском обществе не замечают, но услугами которой все пользуются, агенты, возможно, приносили с собой порнографические журналы, импортные сигареты, спиртное и красивые упаковки с импортными презервативами. Постепенно рос "бизнес", накапливалась информация, выяснялись увлечения и пристрастия будущего английского истеблишмента. А дальше - дело техники.
Местной агентуре надо было только фиксировать на фото- и кинопленку сцены из любовной жизни "золотой молодежи". К сожалению, падкие до сенсаций журналисты распространяют слухи, что советские разведчики вступали с английскими юношами в недозволенные связи. Не было этого. Более того, даже оперативной необходимости в этом не было. Отобранные для вербовки кандидаты были уже "покрыты" своими одноклассниками и сокурсниками задолго до встречи с советским разведчиком. О нравах, царивших в мужских учебных заведениях Соединенного Королевства в те годы свидетельствует такой факт. Старшие юноши лишали некоторых мальчиков "девственности" уже в 11 (одиннадцать!) лет. И так было из года в год, из поколения в поколение. Такая оперативная ситуация могла стать основой для непрерывности агентурной работы и деятельности советской разведки в Великобритании на протяжении многих десятилетий. Так что нашим агентам-англичанам порой приходилось поторапливаться, чтобы успеть попасть в несколько мест и зафиксировать: кто? кого? куда? и сколько раз?
Боясь разоблачения и исключения из престижных учебных заведений, а вслед за этим и изгнания из высшего общества, юноши были готовы дать любые подписки о сотрудничестве, любые обязательства. В дальнейшем они честно отрабатывали "молчание" советской разведки, с самого начала не беря за это плату. Да им, наверное, и не предлагали. Впрочем, несколько раз опытным агентам хотели вручить "премиальные", но они отказывались, опасаясь, что придирчивая и наблюдательная английская аристократия быстро вычислит, что они живут на "нетрудовые" доходы. И это было мудрое решение. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, напомню судьбу агента, завербованного германской разведкой в годы Первой Мировой войны (в то время это были актуальные сведения). Так вот, этот агент, получая дополнительные средства на "карманные" расходы, из осторожности не тратил их на себя. Но все деньги тратил на наряды своей жены. Кто бы мог тогда подумать, что любовь к жене станет причиной его провала? Оказалось, что жена начальника гарнизона пожаловалась своему мужу, что некая мадам, даже не принятая в "высший свет" местного общества, носит шляпки, более дорогие и более красивые, чем у нее самой. Комендант был очень раздосадован этим событием и заинтересовался, откуда у простого шифровальщика появились такие деньги. Ну, а дальше и так все понятно...
Кстати, осторожность наших друзей дала повод "историкам спецслужб" создать легенду, что советские агенты за рубежом были так увлечены коммунистическими идеями, что стали добровольно и бескорыстно работать на Советский Союз. Желая казаться "белыми и пушистыми", они упустили из вида, что "добровольцы", как правило, являются безнадежными романтиками, а "инициативники" нередко оказываются подставой спецслужб противника.
Говорят, за несколько десятилетий Первое Главное управление КГБ (внешняя разведка) завербовало до десяти английских министров. Видимо, здесь произошла путаница. Скорее всего, за это время военная разведка (ГРУ) сформировала до десяти "пятерок" новых агентов, среди которых могли оказаться и министры. Разумеется, речь не идет о том, что было завербовано именно десять английских министров. На самом деле могло быть менее десяти "четверок" или менее десяти "шестерок" новых агентов. Автор лишь дает понять, что "Кембриджская" пятерка, вероятно, была не единственной, что были и другие группы, которые, безусловно, имели иные, оперативные, а не "журналистские" названия. Не хотелось бы, чтобы "бдительные граждане" упрекнули автора в излишнем откровении или воображении. Поэтому напомню им о нескольких советских агентах в Великобритании, о скандалах с которыми, в свое время, автор лично читал в английских газетах.
Это были "первачи", лица, занимавшие в прежние годы самое высокое положение в английском истеблишменте. Вот только на имена у меня память плохая...Кстати, возможно, что они были агентами КГБ, которые "тоже влюбляются"... В целях конспирации деятельность таких групп раньше никогда не афишировалась.
Но ходят слухи, что у кого-то появилось желание "реформировать" военную разведку, подчинить, а, по-сути, подмять под себя эту самую законспирированную и независимую от всяких временщиков и торгашей структуру в СССР, а теперь и в России. Примечательно, что специфика работы разведчика в том и состоит, что о нем узнают только тогда, когда он провалится. А провалиться он может тогда, когда информацию, полученную от чужого агента (судьба которого будет совершенно безразлична новому "хозяину"), начнут использовать - с целью получения наград и повышения по службе - всю и сразу.
Кстати, ореол героизма возник только вокруг одной из "пятерок", названной "Кембриджской". Правда, со временем, ее сияние сильно поблекло. Но было бы несправедливо умалять заслуги этих людей в преддверии празднования Дня Победы. Например, самый скромный из этой пятерки - Джон Кернкросс - был "всего-лишь" сотрудником британской дешифровальной службы. Именно он сообщил в Москву о проекте создания атомного оружия и о подготовке германским Генеральным штабом операции "Цитадель" - стратегической наступательной операции в районе Курской дуги, а также передал шифры Люфтваффе и данные о расположении авиабаз, где было сосредоточено более полутысячи немецких бомбардировщиков и истребителей прикрытия (большая часть их затем была уничтожена советской авиацией на земле еще до начала наступления). Его информация внесла, если не решающий, то значительный вклад в разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге.
К сожалению, не все советские агенты в Великобритании стали министрами, главами департаментов и комитетов, членами палаты лордов и палаты общин. Некоторые из них по каким-то причинам не смогли высоко подняться по служебной лестнице. Впрочем, это как- раз и спасло их от разоблачения. Ведь в первую очередь негласному контролю и неофициальной проверке (в Советском Союзе это называли "оперативной разработкой") подвергали лиц, причастных к принятию важных решений.
Вообще говоря, успех разведчика, зачастую, обеспечен скромностью его положения, его "невзрачностью" и кажущейся "непричастностью" ("свой в доску парень" либо, вообще, сотрудник обслуживающего персонала - водитель, охранник, помощник, секретарь и т.д.). Говорят, у "невыездных" сотрудников спецслужб есть весьма едкое замечание в адрес тех, кто работает за бугром : "Молодой агент хочет стать министром. Опытный агент - его помощником. А самый хитрый - его любовником."
Но это все шутки завистников. В заключение хочу сказать, что все эти скромные труженики шпионажа были и продолжают оставаться нашими агентами, хотя многие из них до сих пор считают, что их завербовала американская или французская разведка...Не будем их разочаровывать.
Сергей Палий