Законопроект Медведева ускорит получение жилья ветеранами. А пока 85-летний фронтовик Солодовченко ночует в своих «Жигулях»
04.04.2010, 03:41До 65-летия Великой Победы остается чуть больше месяца, а обещание правительства обеспечить к этой дате нормальным жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны еще не выполнено.
Одной из юридических зацепок для чиновников-хапуг и крючкотворов, которые в регионах тормозят выделение квартир ветеранам, было противоречие между Законом «О ветеранах» и статьей 49 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой в список нуждающихся в улучшении жилищных условий могут быть поставлены неимущие граждане.
И хотя в Законе «О ветеранах» не содержалось такого условия, ветеранам приходилось доказывать, что они являются малоимущими. А тем, кто не смог собрать нужные бумаги или кого бюрократы не признавали таковыми, уже прощались с надеждой пожить остаток дней в человеческих условиях.
Сообщения об этом поступали из многих регионах России. Наконец Дмитрий Медведев решил покончить с этим безобразием. В субботу он направил в Государственную Думу поправки к закону «О ветеранах», в которых четко записано, что все ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем вне связи с их материальным положением.
Это, конечно, радует. Жаль только, что так поздно спохватились и что проглядели эту юридическую лазейку, когда составляли статьи Закона «О ветеранах», определяющие порядок предоставления жилья фронтовикам. Ведь пока закон пройдет нижнюю и верхнюю палату Федерального собрания, пока со скрипом повернутся все шестеренки огромного государственного аппарата и эта норма закона дойдет ее осуществления на местах…
Президент уже и на видеоконференции с руководителями регионов и с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой подчеркивал, что квартиры нужно давать ветеранам без чиновничьих проволочек.
И несмотря на это, проведенная Генпрокуратурой 23 марта проверка законности составления списков ветеранов, нуждающихся в жилье, обнаружила, что региональные и муниципальные власти по меньшей мере в двадцати регионах нарушают права ветеранов. Требуют от фронтовиков лишние документы, тянут с постановкой на учет.
В результате проверки прокуратура принесла 360 протестов на противозаконные акты, изданные региональными и муниципальными органами власти, внесла 1927 представлений на их неправомерные действия или бездействия, объявила предостережения 235 чиновникам, направила в суд 223 исковых заявления, и инициировала 23 (всего-то!) дела об административном правонарушении.
Все эти федеральные громы и молнии, похоже, нимало «не колышат» местных чиновников. Президент – высоко и далеко, а в каком-нибудь городке мэр – и есть закон. Как когда-то был законом шериф – в старой Америке.
Вот и мэр города Зверево Ростовской области Александр Чумаков, видимо, таковым себя считает. И заявил журналисту программы «Постскриптум» ТВЦ, который приехал разбираться, почему ветеран войны живет не в доме и не в квартире, в собственном «Жигуленке»: «Я не могу рассуждать, справедливо это или не справедливо. Я обязан оперировать категорией законно – незаконно». Только и с этой категорией у мэра концы не сходятся.
85 летний рядовой гвардеец Семен Семенович Солодовченко, прошедший всю войну до Европы и потом 32 года проработавший в шахте, уже 10 месяцев живет на стоянке в принадлежащих ему «Жигулях». Греется печкой. Расстилает ватное одеяло на двух креслах, чтобы мягче было, и им же укрывается. «Дом» содержит в чистоте. Как такое могло случиться, что ветеран оказался на улице?!
Оказалось, Семен Семенович, вырастив двоих детей и похоронив жену, оформил на сына свой дом, чтобы избежать скандалов. Взрослые дети разъехались и забыли про отца. На сбережения, накопленные шахтерским трудом, он купил крохотный участок, чтобы наконец построить свой дом. Но из-за болезни стройки не получилось, землю продал, чтобы заплатить за операцию на глазах. Теперь зимует в автомобиле.
Обращался к местным властям с просьбой предоставить жилье, как всем ветеранам. Но фронтовика отказались поставить на учет для предоставления квартиры, сказали: жилье не положено, так как он, дескать, умышленно ухудшил свои жилищные условия уже после указа президента, вышедшего в 2008 году.
Но это неправда, рассказал корреспонденту «Постскриптума» депутат Валерий Дьяконов. У ветерана в багажнике «Жигулей» есть папка с документами о том, что он лишился дома 28 сентября 2007 года, то есть до указа.
После вмешательства депутата власти предложили Солодовченко комнату в заброшенном, но такую, что она «как после бомбежки», по выражению фронтовика. Окна без стекол, стены с аварийной проводкой, обвисшими обоями и т.д. И даже без дверей! Так что даже от алкоголиков и бомжей закрыться нельзя. И ветеран, разумеется, отказался, от такой «милости»: и оскорбительно, да и невозможно жить тут. А в мэрии заявили, что он капризничает…
Валерий Дьяконов рассказал, что депутаты нашли старику муниципальную квартиру, владелица которой умерла. Однако мэр отказался передать ее ветерану.
Депутат Дьяконов обещает, что намерен идти выше, чтобы добиться жилья для Солодовченко.
Когда ветерана выгнали со своей стоянки, он подъехал на своей «пятерке» ко входу в мэрию и встал там. Чиновники с помощью ГИБДД хотели его прогнать, но не получилось: никаких правил ветеран не нарушил, парковаться возле мэрии можно.
Фронтовик протирает окна своего «дома» на колёсах и горько шутит: «Ничего, до 100 лет скоротаю – и ладно. Чтобы только доказать бюрократам: как ни пейте из меня кровь, всю не выпьете. Я буду стоять и жить здесь. За что же я воевал, если теперь со мной так обращаются! Ночью они меня даже в туалет в здание администрации не пустили. Но я никогда не сдамся. Буду ждать нормальную квартиру до последнего!»
Видимо, не случайно городок этот называется Зверево, если так не по-человечески относятся его руководители к тому, кому они обязаны тем, что дышат, видят солнце, спят, едят, пьют, развлекаются и перекладывают бумажки с места на место.
Как жаль, что не существует машины времени!.. Если б она была, то следовало бы чиновникам всех уровней, от которых зависит предоставление жилья ветеранам, устроить обязательную экскурсию в любой год с 1941-го по 1945-й.
Чтоб четверть часа полежали в окопе во время артподготовки перед наступлением фашистов. Полетали бы пять минут в Ил-2 на месте стрелка. Походили по только что освобожденному Освенциму. А потом опять бы плюхнулись в свои уютные кресла в 2010-й год!.. И затем узнали бы, что если они не предоставят быстренько жилье всем ветеранам, то их снова отправят на прогулку на машине времени туда же, но только насовсем.
Вот тогда бы наверняка ветераны по всей России и в течение недели получили бы ключи от нормальных квартир. В двадцать четыре часа. И без всяких законов и «категорий».
Элла Кувшинкина