ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяВ мире › В чем сходство и различие между Януковичем и Лукашенко в отношениях с Москвой?

В чем сходство и различие между Януковичем и Лукашенко в отношениях с Москвой?

06.03.2010, 15:16

Некоторые СМИ, например, Newsru.com, верно отмечая отрицательные для Кремля первые шаги нового президента Украины, объясняют их «ошибкой» президента Медведева, заключающейся якобы в том, что Медведев не поехал на инаугурацию Януковича.

А тот, мол, обиделся и, сменив ориентацию (разумеется, политическую) отправился на поклон в Брюссель в ЕС – дружить с ним против России. Такое мнение более чем наивно. В политике главную роль играют все же не дипломатические не реверансы, а реальные интересы правящего класса того или иного государства.

Несмотря на смену президента, Украина вряд ли существенно изменит свою позицию в отношениях с Россией. Первые шаги Януковича некоторые аналитики сравнивают с поведением президента Белоруссии Лукашенко. Но это не совсем так.

Хотя Янукович носит белорусскую фамилию и имеет белорусское происхождение, а Лукашенко носит украинскую фамилию (что нередко встречается в Белоруссии) и по внешнему виду и лукавому поведению напоминает скорее украинца, чем простодушного белоруса, между ними существует большое различие.

Лукашенко действительно долгое время выражал чаяния самого близкого русским белорусского народа, который предпочитает в общественной жизни пользоваться русским языком как самым развитым среди славянских и стремится к союзу и фактическому объединению с русским народом на основе равенства и братства.

Однако Россия, управляемая на деле «Газпромом» и выражающая его интересы, не допускала Белоруссию в свои объятья. А если и допускала, то на таких условиях, при которых объятия оказываются клещами.

Белорусы хорошо запомнили афоризм прежнего главы РФ о том, что «надо отделять мух от котлет». Как мы помним, процесс интеграции порой оборачивался предложениями полного «заглатывания» Белоруссии Россией, в результате которого белорусская «котлета» была бы раскушена на шесть белорусских областей, которые стали бы просто одним регионом России.

Несомненно, что белорусы стали бы даже не русскими, а тоже «россиянами», как и все жители России, потерявшие национальность в результате этнической «кастрации» 8 июля 1997 года.

Лукашенко и все белорусы запомнили, как шесть лет назад «Газпром» с помощью газовой удавки пытался поставить Белоруссию на колени и заполучить белорусские газотранспортные сети по бросовой цене. И хотя белорусам в итоге удалось настоять на заключении этой сделки на рыночных условиях, но с российскими нефтяными корпорациями они по-прежнему ухо держат востро.

Поэтому вынужденное балансирование Лукашенко между Западом и Россией – это политика, спровоцированная самой Москвой, отталкивавшей Белоруссию от себя. У белорусов, в первую очередь, были благие культурно-политические интересы в сближении с русским народом, а у газпромовской России – экономические, далекие от всякого политического романтизма.

Вступи Белоруссия в НАТО, и американские ракетные комплексы будут стоять у границ Смоленской области, отделяющей Московскую область от Белоруссии.

Важное различие между Белоруссией и Украиной – в способах организации их экономик. В Белоруссии остается почти в неизменном виде еще советская плановая система государственного регулирования хозяйства, включая поддержку нерентабельных предприятий. Заводы ключевых отраслей находятся в государственной собственности и объединены в холдинги. Все решения о развитии промышленности и пределах ее приватизации принимаются централизованно.

Благодаря этому белорусам удалось сохранить многие производства и восстановить более-менее достойный уровень жизни масс трудящихся. Лукашенко не просто декларирует, но и практически строит социально ориентированный государственный капитализм.

Украинская же экономика по масштабам разгула частных капиталов, развала промышленности и тяжести социальных проблем очень близка к российской.

Янукович выражает интересы украинских бизнесменов, которые поддержали его при избрании в президенты, а их интересы – торговля с Европой. И остаться политически один на один с экономически более мощной Россией Украина при любом президенте опасается.

Поэтому Янукович при первых же шагах стал не идти ровно, а балансировать на политическом канате. Как и его учитель Кучма, он будет выторговывать у России всякие послабления и привилегии в отношении цен на газ, на торговлю, не раздражая Запад, как это делал долгое время Лукашенко, в те годы объявленный Западом персоной нон грата и «диктатором».

Поэтому Янукович заявил теперь, что не собирается не только не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, оправдывая это тем, что Украина не признала и независимость Косова, но и не будет вступать в Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. А вот торговать с Россией на льготных условиях он желает.

Правда, он допускает продление договора о нахождении Черноморского флота РФ в Севастополе после 2014 года, но наверняка будет настаивать на значительном повышении арендной платы или взамен этого значительного снижения цены на газ.

То есть у Украины, как и у газпромовской России, существуют только меркантильные мотивы, которые и диктуют ее геополитику. Ради экономической выгоды (если такая будет обнаружена) она в принципе и при Януковиче может согласиться даже вступить в НАТО, хотя это будет для Украины в значительной степени потерей столь лелеемой ею «нэалэжнисти». Хотя Украину никто в Кремле нынче не собирается заглатывать – слишком уж большая «котлета» да ещё с салом!

Выходит, что надежды на новые отношения между Украиной и Россией ни на чем не основаны, кроме как на мечтах российских патриотов о славянском братстве.

Элла Кувшинкина

Accelerated with Web Optimizer