"Синхронные" заплывы от ответственности
28.07.2021, 11:06Историю с арестом «Боинга» афганской авиакомпании «Ариана» в московском Шереметьево центральные СМИ как-то стыдливо обходят стороной. Хотя, казалось бы - тут не то что новость, тут сценарий можно писать! Сценарий фильма в жанре абсурдной комедии.
Суть дела - российская таможня выставляет претензию афганской авиакомпании за то, что она якобы без разрешения улетел за границу. Только вот российский суд в пух и прах разбил это обвинение - по которому таможня аэропорта Шереметьево уже успела выставить штраф в... 122 миллиона рублей, и до кучи - арестовать на пару месяцев самолет.
Я не хочу лезть во внешнюю политику, но в раздираемом внутренними противоречиями Афганистане это не могло не стать для местной оппозиции прекрасным аргументом за то, что Россия - враг и воздушный пират.
Еще более я не хочу лезть в дела службы внутренней безопасности ФТС, но даже те обрывки из решения суда, доносящиеся до нас из немногочисленных источников, позволяют сделать очевидный вывод, для чего именно местные Шереметьевские таможенники выставляли претензии в адрес небольшой авиакомпании, и почему самолету после инцидента дали время на «полетать» и, очевидно, «подумать».
Все это - в рамках абсурдной реальности таможенной комедии - вполне очевидно. Но мне интереснее другое.
Как, в принципе, такая ситуация могла произойти, и - главное - кто ответственен за то, что аэропорт Шереметьево (известнейший и крупнейший аэропорт России!) превратился в проходной двор и посмешище для талибов?
Мне на глаза попался довольно обширный материал, в котором подробно (иногда даже чересчур) изложена куча фактов, подтверждающая печальный для аэропорта вывод. И вывод этот - очковтирательство превыше всего.
Судите сами. Уже не первый год первый заместитель генерального директора Шереметьево по производству Андрей Никулин усиленно продвигает авиационному сообществу свою систему под названием «Синхрон». Итак, уже три года назад продукт Шереметьевского электронно-информационного гения, по заверениям однофамильца великого клоуна:
• Является «центральной аэропортовой базой данных»;
• «Позволяет вести контроль выполнения операций в полностью автоматическом режиме с точностью до 1 минуты»;
• «Впервые в России аэропорт Шереметьево внедрил созданную на базе ЦАБД "Синхрон" систему совместного принятия решений A-CDM, которая объединяет деятельность аэропорта, авиакомпаний и органов управления воздушным движением»
• «Позволяет значительно повысить качество наземного обслуживания в аэропорту»
Ну и далее по тексту. Нам важно отметить эти пункты.
Итак, господин Никулин признал, что именно аэропорт Шереметьево - акционерное общество «МАШ», которое, на минутку, своим основным собственником имеет кипрский оффшор «TPS Avia» - организует деятельность аэропорта в том числе с государственными органами. И он уже столько лет отчитывается, что супер-мега программное обеспечение следит за всем «с точностью до одной минуты».
Ах, сколько усилий и средств аэропортовых пиарщиков было потрачено на этот «Синхрон». А потом какой-то таможенник, желающий по каким-то своим причинам «поставить» маленькую авиакомпанию на «бабки», разом «палит» ее полную несостоятельность.
Ну не следит «Синхрон» за разрешением таможни. Не дает информацию диспетчеру. Не делает авиаперевозку прозрачной и безопасной. По сути, абсурдная история афганского «Боинга» - это официальное понижение «инновационной системы управления» до статуса глючной онлайн записной книжки.
Куда можно вписать информацию - а можно и не вписывать, так и так никто не заметит.
А ведь средства на ее создание и «освоение», без сомнения, выделялись достойнейшие. Чтобы оправдать и «точность до 1 минуты», и координацию «органов управления воздушным движением», и статус «центральной базы аэропорта». Смета, вполне подходящая для такой системы, для записной книжки будет, мягко говоря, великовата.
Представляете, как костерит в своих мыслях господин Никулин несчастного таможенника-афганофоба?
И если бы один он! Присланный из Сочи протеже Аркадия Ротенберга Виктор Ермаков, заместитель генерального директора по безопасности, или к примеру еще один заместитель генерального директора по безопасности (только уже безопасности полетов и аэродромному обеспечению) Виктор Кобылко - по сути, проглядели крайне неприятную ситуацию.
Таможня сама же признается - и суд подтверждает - что не имеет средств контролировать самолеты в Шереметьево. Ну вот не может она отследить, если сама авиакомпания милостиво не привезет бумажку. Но при этом аэропорт Шереметьево вполне официально дает самолету разрешение на вылет. Что там в нем, какая контрабанда - никому не ведомо. Таможня выписывает штрафы и арестовывает судно, которому перед этим АО «МАШ» дал официальное разрешение вылетать. Ай яй яй!
Теперь понимаете масштаб катастрофы для управленцев, связанных с безопасностью, организацией полетов и «Синхроном»?
А масштаб катастрофы для руководства ФТС? Совсем недавно - в прошлом году - глава ФТС Владимир Булавин рассказывал своему тезке - Владимиру Путину - о том, как они успешно наполняют таможенные технологии «элементами искусственного интеллекта». А тут Путину докладывают, что в Афганистане наблюдается рост недовольства Россией представителей движения «Талибан» (запрещенная в Российской Федерации террористическая организация), потому что в Шереметьево таможеннику не понравилось, что бумажку (Бумажку!) на подпись принесли на пятнадцать минут позже, чем «положено», и теперь он хочет с Афганистан 122 миллиона рублей.
Нет, ну это просто эталонное «палево», хотя я бы предпочел использоват более крепкие выраженьица.
А ведь это только то, что известно нам, сторонним наблюдателям. Держу пари, что в самом аэропорту, Федеральной Таможенной Службе и всех остальных причастных после решения суда об отмене требований таможни началось броуновское движение, призванное бестолковой активностью заполнить зияющую пустоту в безопасности и качестве полетов, которая внезапно стала до неуютного заметной.
Представьте себе, получается что все эти годы диспетчер аэропорта Шереметьево дает разрешение на вылет без учета таможенного органа. Ну как, звучит лет на пятнадцать «строгача»?
А как вам такой тезис - предоставление высшему руководству государства заведомо ложной информации, повлекшее рост напряженности международных отношений? Это на сколько тянет?
Но и это даже не самое смешное. Ведь «броуновское движение» привело к очередному «гениальному» управленческому решению - таможне в итоге... Дали доступ в «Синхрон»!
Ох, это даже звучит глупо. Как признание того, что доступа все эти годы не было, и особенно - как признание полной некомпетентности управленческих решений. Дать доступ в систему, которая все эти годы не видела проблем в отсутствии контроля со стороны государственного органа и по факту ничего не контролировала. Ну блеск. Теперь то, что у пары человек в зеленых погонах появился логин и пароль, все круто изменит.
Давайте выскажусь кратко.
Нельзя программу с интеллектом записной книжки ставить управляющей всем аэропортом - к чему это приводит мы уже видим.
Нельзя людей, которых прокуратура требовала уволить после фантастического багажного коллапса 2019 года (да, в тот раз все тот же Шереметьево - несмотря на «значительно повышающий качество» Синхрон - устроил такое, что пришлось вмешиваться и прокуратуре, и министру транспорта), ставить управлять производственными подразделениями аэропорта. Они явно не лучшие в мире разрушители проблем.
Нельзя решать проблему отсутствия контроля банальным доступом к информации, которую вручную вбивают сотрудники аэропорта - это приведет лишь к иллюзии управляемости. Хотя, конечно, позволит отчитаться в вышестоящие кабинеты.
Ну и закрыть пару платёжек.
Дмитрий Кузнецов