Северный морской путь как альтернатива Суэцкому каналу
10.04.2021, 14:07После мирового логистического шока в Суэцком канале, последовавшего за ним скачка цен на нефть, целый ряд стран озадачились поиском альтернативных маршрутов для глобальных грузоперевозок.
Напомним, что гигантское судно Ever Given село на мель в Суэцком канале, одной из важнейших водных артерий мира, 24 марта из-за ухудшения видимости на фоне песчаной бури и неблагоприятных погодных условий. Это привело к блокировке движения по каналу. В заторе оказались сотни судов, том числе нефтяные и СПГ-танкеры. И только спустя 6 дней усердных работ Суэцкий канал открылся для судоходства.
Эвакуация застрявших по обе стороны канала и ожидающих прохода судов займет еще несколько дней. В этой связи ожидается, что полная нормализация судоходства возможна только спустя 10 дней.
Грузоперевозки через Суэцкий канал приносят Египту ежегодный доход в размере около 5-6 млрд долларов. Между тем ежедневный ущерб для мировой торговли из-за кризиса вокруг Ever Given оценивается в сумму около 10 млрд долларов.
Задержки с поставками грузов вызвали рост мировых цен на нефть и сжиженный природный газ (СПГ). В этой связи ряд стран начали активные поиски альтернатив Суэцкому каналу.
При этом в качестве самого актуального варианта рассматривается канал, который должен соединить израильский порт Эйлат на побережье Красного моря со Средиземным морем. О том, что Израиль и ОАЭ работают над этим проектом, стало известно в прошлом году, известие вызвало резкое недовольство в Каире.
Хотя проект не представляется утопическим, его реализация, согласно оценкам, обойдется довольно дорого. Эксперты уверены, что рытье канала вдоль примерно 250-километрового восточного побережья Синайского полуострова путем сноса холмов на высоте сотен метров потребует в лучшем случае более 100 млрд долларов инвестиций.
Суэцкий канал на 100 километров короче этого маршрута, причем его высота над уровнем моря редко достигает 100 метров.
Египет может построить новый канал параллельно Суэцкому каналу или расширить существующий, потратив на это сумму, соответствующую одной трети стоимости проекта Израиля и ОАЭ.
Несмотря на настойчивость Тель-Авива и Абу-Даби, им вряд ли удастся сломить сопротивление Египта. Кроме того, Каир может предложить более конкурентоспособное решение.
Согласно оценкам специалистов, на Суэцкий канал приходится 12 процентов мировых морских грузоперевозок. Это цифра, которую сложно игнорировать, и все же Суэцкий канал не является незаменимым.
Что касается железнодорожных альтернатив, то здесь все большее значение приобретает Турция. Считается, что железнодорожная линия Стамбул - Лондон - Пекин, введенная в эксплуатацию в прошлом году, станет более значимой с интеграцией в китайскую систему «Один пояс, один путь».
Хотя Транссибирская магистраль, расположенная дальше на север, также рассматривается в качестве альтернативы, ее возможностей недостаточно для перевозки товаров в Восточную Азию, главным образом в Китай.
С другой стороны, железные дороги имеют решающее значение для внутренних пассажирских и грузовых перевозок, но это значение ограничено континентами.
Морские маршруты в межконтинентальных перевозках дают ценовое преимущество, и найти альтернативу в этом плане невозможно.
Эксплуатация трубопроводов обходится дешевле, но по трубопроводам можно транспортировать только жидкие грузы и газ.
В числе других стран альтернативу Суэцкому каналу ищет и Россия.
В Москве в качестве альтернативного Суэцкому каналу транспортного маршрута выдвигают на первый план Северный морской путь.
Северный морской путь стал более пригодным для использования судами в условиях глобального потепления.
Эксперты прогнозируют, что этот маршрут можно будет использовать на полную мощность к 2030 году.
На фоне роста экономической мощи Китая, заинтересованность в активизации Северного морского пути проявляет не только Россия, но и другие страны.
Становится вполне очевидным, что Москва и Пекин, нашедшие решение проблемы в Северном морском пути, продолжат работу над этим глобальным логистическим проектом.