Незваные пошлины хуже санкций
27.10.2020, 14:28Не каждый день доводится знакомиться с новостями о том, что американское Федеральное Бюро Расследований (да-да, то самое, из «Секретных Материалов») подозревает российских граждан в каких-либо преступлениях.
Нет, конечно бывает - то обвинят в «хакерстве», то во вмешательстве в политику. Возможно введут санкции, возможно запретят въезд - но все это касается каких-то значимых тем, будь то обвинение в подтасовке выборов или еще какой агрессии.
На этом фоне как-то странно прозвучала новость о том, что ФБР несколько лет вело дело о контрабанде техники компании Apple российскими гражданами из США. Операция, по всей видимости, была масштабная. Американцы говорят, что кроме ФБР задействовали свою пограничную службу, таможенную службу, департамент полиции Нью-Йорка. Госдепартамент заявил об аннулировании 113 виз сотрудников авиакомпании за «содействие в контрабанде».
Активно упоминался «Аэрофлот».
Пресс-служба «Аэрофлота», прочитав газету за завтраком, в ответ заявила в своем излюбленном стиле «а кто все эти люди?». Если дословно - то «"Сегодня в СМИ распространяется сообщение о том, что десяти гражданам различных стран, в том числе, РФ, предъявили обвинения в нелегальном экспорте электронной аппаратуры из США. В опубликованном списке граждан, которым предъявили обвинения, отсутствуют бывшие или действующие сотрудники "Аэрофлота"».
Я не поленился и заглянул на официальную страничку «United States departament of justice», в тот самый пресс-релиз, с которого все и пошло. Ну и выяснилась небольшая несостыковочка. Пресс-релиз американцев содержит десять фамилий обвиняемых и приписку, что эти самые обвиняемые «using couriers, many of whom were current and former employees of Aeroflot Airlines», то есть использовали курьеров, многие из которых были действующими или бывшими сотрудниками «Аэрофлота».
То есть никто и не говорил, что десять указанных американцами обвиняемых работали в авиакомпании. Да и виз аннулировали аж 113. Ах «Аэрофлот», ну что за привычка - то после авиакатастрофы заявите, будто издеваясь, что оставшиеся в живых эвакуировались быстрее норматива, то посоветуете сидеть на своих местах, чтобы легче было опознать труп (это правда не сам «Аэрофлот», а его дочка «Победа» - ну да яблоко от яблоньки недалеко падает)... Ну что вы, английский совсем не знаете, или в интернет не смогли зайти, уточнить, в каком контексте упоминается Ваша авиакомпания... Стыдно! Вот Уильям Суини из ФБР, например, блеснул знанием русского, заявив, что «Если кто-то думает, что может воспользоваться служебным положением на борту иностранного перевозчика для контрабанды товаров в Россию, ответ — Nyet» (они так на своем сайте и написали - Nyet - вот охальники!), а вы...
Ну да ладно, речь не о ловкости подачи информации, меня больше интересует другое - почему иностранное ФБР знает о нашем «национальном авиаперевозчике» больше, чем родная ФТС - Федеральная Таможенная Служба? И в частности - чем занималась таможня базового для «Аэрофлота» Шереметьево, в который и возвращаются рейсы из США.
Начал искать информацию, и практически сразу был огорошен эксклюзивным интервью заместителя начальника ФТС под прекрасным заголовком «Беспошлинных порогов вообще быть не должно».
Пришлось протирать глаза - я уж решил, что все еще читаю разошедшегося в использовании русского языка Уильяма Суини, или какого-нибудь Джо Байдена, играющего темой санкций в своей предвыборной компании. Мол, «не переживайте, дорогой электорат, мы так сделаем, что у этих russians вообще не будет беспошлинных порогов! Даже шуруп ржавый - и тот будут с пошлиной брать! Додавим санкциями, взвоют они у нас!».
Глаза я протер, проморгался - ан нет, наше родное лицо, господин Давыдов. «В принципе, для товаров, приобретаемых в рамках интернет-торговли, порогов вообще существовать не должно – все должно облагаться платежом». И тут возникли вопросы - а точно ли господин Давыдов за нас? Если он, будучи российским госслужащим, так рьяно усложняет российским гражданам и налогоплательщикам покупку товаров, то нам и никакие западные санкции не понадобятся, сами себя накажем.
У меня даже промелькнула забавная мысль - не этими ли самыми соображениями руководствовались сотрудники СКР и ФСБ, которые проводили обыски в кабинете господина Давыдова по делу о контрабанде элитного алкоголя. Судя по свежему интервью, в тот раз ничего не нашли... И вот чиновник продолжает удивлять граждан своими инициативами.
Напомню историю вопроса. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин обратил внимание на проблему - недобросовестные предприниматели ввозят коммерческие партии товара под видом посылок для личного пользования. Подчеркиваю - отдельные лица пользуются несовершенством системы контроля и обманывают таможню. Соответственно, вполне логичное требование - наладить контроль, не допускать использования каналов отправки посылок для личного пользования граждан бизнесом. Все!
Как это воспринимает господин Давыдов? Да очень просто - будем доить всех! Никаких беспошлинных порогов!
И все это - я напомню - в условиях кризиса и пандемии, когда у многих людей резко сократился уровень заработка, да и курс не такой уж и стабильный, как хотелось бы. Сейчас бы поддержать людей, дать им возможность сохранить покупательскую способность - но нет. Переживший обыски ФСБ чиновник уверен, что граждане должны платить за каждую мелочь, полученную в посылке.
Но если бы дело было только в пошлине! Читая интервью, я наткнулся на непонятные слова следующего содержания:
«Тут надо понимать, что посылки сканируются для проверки на скрытые наркотики, оружие и т. д. А поскольку в пиковые периоды мы с «Почтой России» обрабатываем больше миллиона посылок в день, здесь крайне важна автоматизация. И когда мы говорим про уполномоченных операторов, то подразумеваем, что оператор должен уметь проводить все контрольные процедуры сам, у него должны быть необходимые мощности»
Сначала было непонятно - какие еще мощности? Операторы у нас теперь вместо таможни будут, сами искать контрафакт, наркотики и оружие? Или что имеется ввиду? А вы тогда зачем? Пошлины новые выдумывать?
Все чуть прояснилось, стоило заглянуть в приказ ФТС под номером 1060, о котором уже прознали в интернете. В конце документа 2018 года выпуска содержится перечень требований для участия в некоем эксперименте с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. И если в старой редакции документа таможенному представителю нужно было иметь - в собственности или аренде - помещение или площадку для временного хранения прибывших товаров (наших с вами посылок), то в августе 2020 выходит дополняющий приказ №737 (забавно - как Боинг), который уже требует «обеспечивать 100-процентный осмотр таких товаров с применением досмотровой рентгеновской техники».
Я по несколько раз перечитал эти пункты, находясь в состоянии полной прострации. За ними мерещилось страшное будущее - инспектор ДПС, вручающий мне радар для контроля самого себя, сотрудник ФСИН, требующий оборудовать в каждой квартире камеру СИЗО для личного пользования, сотрудник Роспотребнадзора, обязующий меня перед покупкой фруктов самостоятельно изымать образцы для лабораторного контроля...
Да, похоже ФТС у нас в авангарде преобразований. То есть ведомство господина Давыдова хочет получить от гражданина пошлину, а от курьерской компании - исполнение обязанностей таможни по досмотру. А что, вполне себе выгодно.
Почему-то мне вспомнилась история с маркировкой лекарств. Помните, в разгар коронавируса «Ростех» предложил маркировать лекарства, потому-что это как-то поможет предотвратить их дефицит? А я еще в 2017 году читал, что система маркировки товаров может стать государственно-частным партнерством с привлечением Алишера Усманова. От «Ростеха» же исходила инициатива по «Платону», согласно которой проект без конкуренции достался сыну Аркадия Ротенберга. А еще в апреле этого года «Ростех» пытался обеспечить своей «дочке» Росхимзащите статус единого оператора по обеспечению российских регионов медицинскими масками и перчатками. В разгар коронавируса, да.
К чему я это вспомнил? Да очень просто - такие «эксперименты» и «инициативы», как показывает практика, приводит к обогащению конкретных лиц и к дополнительным нагрузкам на всех остальных. Что будет в случае с этим «экспериментом» из приказа 1060, который уже вроде как и не эксперимент, а наша новая реальность? Появятся новости о государственно-частном партнерстве в области обмена информацией между ФТС и курьерскими службами? Потребуется наличие рентгеновских установок, закупленных в строго определенных фирмах?
Я не спроста начал эту беседу именно с контрабанды «Аэрофлота» - кажется, ФТС заигралась в «важных государевых людей», и ее ответственные руководители вроде товарища Давыдова немного забывают, зачем им даны полномочия. Оставьте думы о пошлинах Государственной Думе, и ищите контрабанду, как вам и сказал Путин, а не требуйте всего этого от граждан, пытающихся минимизировать свои финансовые проблемы в этот крайне трудный год, и курьерских служб, обеспечивающих экономическое развитие и перемещение товаров. Занимайтесь своим делом.
Перефразируя мистера Суини, «Если кто-то думает, что может воспользоваться высоким положением в системе таможенных органов РФ для давления на бизнес и кошельки граждан, ответ — Nyet».
Дмитрий Кузнецов