ФАН раскрыл схемы Муратова по сокрытию доходов на сотни миллионов рублей
11.03.2020, 21:59У главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова обнаружили многомиллионную «копилку», позволяющую владеть недвижимостью общей стоимостью в 350 миллионов рублей, оформленной на его гражданскую жену. Расследование провело издание ФАН.
За «Новой газетой» в целом и Муратовым в частности уже давно и пристально наблюдает журналистское сообщество, делая расследовательские материалы.
В 2019 году в ФАН обратился человек, который некогда вел дела с изданием Муратова, и рассказал про внутреннее устройство СМИ.
По его словам, практика регулярной «заказухи» далеко не нова для «Новой». Он также отметил, что Муратов лично участвует в этих схемах.
Ценник, как сообщает источник, варьируется от полутора до двух миллионов рублей. Скидка предоставляется тем, кто готов «сливать» информацию.
В предыдущем расследовании ФАН рассказывал, что деньги за выполнение спецзаказов поступают на личные счета Муратова, а не на юридические «Новой газеты». Сам Муратов не встречается с заказчиками, так как понимает, что может быть разоблачен. Такой приток денег не мог бы пройти мимо общественности и так или иначе вскрылся бы, поэтому главред «Новой» переводит средства на счета своих родственников. С недвижимостью так же – ее регистрируют на членов семьи Муратова. Чтобы лучше вникнуть в преступную схему, следует подробнее углубиться в семейные узы Муратова.
Неподдельное удивление вызывает стремительный карьерный взлет дочери Муратова Ксении. Связи в журналистском сообществе вкупе с высоким положением главы «Новой газеты» явно сыграли свою роль.
Ксения Муратова с подачи отца познакомилась с Сергеем Зверевым, президентом «КРОС» - одной из самых успешных и крупных PR-компаний в мире. В 2012 Зверев был главной департамента интегрированных технологий НИУ ВШЭ.
Собственно, отцовские связи и сделали Муратову проректором этого самого НИУ ВШЭ. Два года спустя она заступила на должность советника председателя Эльвиры Набиуллиной в Центробанк России. И здесь ей помог Зверев, некогда сотрудничающий с такими крупными компаниями, как Минфин, Минэкономразвития и Центральный банк.
Такая высокая должность не могла не сказаться на росте доходов Ксении Муратовой. На онлайн-сервисе «Декларатор» говорится, что за 2013 год они составили порядка 4 миллионов рублей.
Эта сумма увеличилась на порядок после того, как она начала работать в Центробанке. Издание «ПолитОнлайн» из своих источников в правоохранительных органах выяснило, что с 2017 по 2019 год Муратова заработала около 40 миллионов рублей. Согласно полученной информации, зарплата советника Набиуллиной в 2019 году составляет более 11 млн рублей, и это без учета премий, а в 2018 году – 16 миллионов. В четыре раза возросли доходы дочери Муратова всего за четыре года.
Не одна Ксения извлекла выгоду из своего положения. Выиграл и ее отец, который все это устроил. Муратов обзавелся рычагом давления на главу Центробанка.
Источники «ПолитОнлайн» рассказывают о некомпетентности Ксении Муратовой, о том, что она является, по сути, лишней в банке и не выполняет свою работу должным образом. Но не увольняют ее потому, что ее отец угрожает начать «клепать» расследования про ЦБ РФ о коррупционных схемах.
Таким образом, положение Ксении остается незыблемым, а власть Муратова непоколебимой.
Еще одно важнейшее звено в финансовой цепи Муратова – Ирина Столярова, его гражданская жена. Главред тщательно скрывает ее от общественности, боясь огласки. Приходит на все мероприятия в одиночку.
Источник, близкий к «Новой газете», подтверждает, что заводить хоть какие-то разговоры о семье Дмитрия Муратова чревато. Можно напороться на гнев с его стороны.
Из выписки ЕГРН следует, что Столярова является собственником элитного жилья по адресу г. Москва, Большой Овчинниковский пер., д. 20.
Там с 2019 прописана младшая дочь Муратова Анна. Площадь помещения составляет 252кв.м. ЦИАН оценивает квартиру в 140 миллионов рублей, ко всему прочему у нее имеются два парковочных места общей стоимостью 5 миллионов.
Кроме вышеназванного имущества, в собственности у Столяровой есть еще недвижимость. Адрес - г. Москва, Богословский пер., д. 3. Квартира площадью 115кв.м. Стоимость – порядка 80 миллионов рублей. Часть принадлежит Столяровой, а часть сыну и тезке Муратова Дмитрию.
Помимо всего прочего, на Ирину Столярову зарегистрированы земельные участки в Московской области. Ей принадлежат или принадлежали как минимум 5 участков в Одинцовской области.
В поселке Голицыно имеются четыре принадлежащих ей земельных участка. В 2012 году один из них перешел в ее владения от сына главреда «Новой газеты», другой участок, по адресу Голицынская п/а, пос. Голицыно, Южный квартал, был передан дочери Муратова Анне.
Суммарная площадь этих участков составляет 6 тысяч квадратных метров. Общая их стоимость – 30 миллионов рублей. Съездив в поселок Голицыно, корреспондент ФАНа выяснил, что земли Столяровой не пустуют – там выстроены дома. Площадь самого большого – 650 кв.м. Он огорожен высоким забором, поэтому заснять что-либо не представилось возможным. По оценке ЦИАН, стоимость такого дома может достигать порядка 87 млн рублей - и это без учета внутренней отделки.
Соседствующий дом также принадлежит Ирине Столяровой. Он поскромнее, деревянный, но все-таки трехэтажный. Примерная цена – 8 миллионов.
Таким образом, общая стоимость всего имущества, зарегистрированного на Ирину Столярову или принадлежавшего ей ранее, составляет около 350 миллионов рублей. Что в разы превышает стоимость недвижимости самого Дмитрия Муратова. У него в собственности есть дом площадью 124 кв.м в деревне Косовка, и стоит он всего 5 млн рублей.
Кроме этого дома, Муратов с 2008 владеет третью квартиры в Москве на улице Мневники. Татьяна Муратова и дочь главреда Ксения владеют оставшимися двумя третями.
И здесь возникает вопрос: как Ирина Столярова смогла позволить себе подобное имущество с ее уровнем заработка? Она является предпринимателем, но этот факт ничего не объясняет. В данный момент она числится учредителем компаний ООО «Грин Лэнд» и ООО «Грин Трейд», общая прибыль которых, согласно порталу «Руспрофайл», с 2012 по 2018 составила 256 тысяч рублей.
Пока что это все источники доходов жены Муратова, которые удалось обнаружить. Владелица имущества на 350 миллионов рублей, которая за шесть лет заработала на своих компаниях 256 тысяч рублей, не может не вызвать подозрение. Похоже, тут задействована стандартная схема, при которой деньги, полученные теневым способом, перечисляются родным и близким, имущество обычно регистрируется на них же.
Сын главного редактора «Новой газеты» Дмитрий Муратов-младший вместе с сестрой Ксенией получил образование в МГУ. Официально устроен PR-директором в компанию Enplex games. Студия разрабатывает игры. На сервисе «Руспрофайл» говорится, что компания зарегистрирована двумя кипрскими организациями вместе с Натальей Наливкиной, которая занимает должность специалиста по CEO.
На Кипре обычно регистрируют компании те, кто хочет с помощью офшоров скрыть свой реальный доход или уйти от налогов. Для сторонних компаний там действует специальный льготный режим, который включается только для тех, кто занимается бизнесом за пределами офшорной зоны на Кипре.
Поэтому получить какую-либо информацию о Enplex games не представляется возможным. Но есть один момент – первая прибыль у компании появилась, когда Муратов-младший занял должность PR-директора. Поддержку сыну мог оказать Муратов-старший, если брать во внимание элемент скрытого финансирования с помощью офшоров.
Анна Муратова – младшая дочь. Обучается в New York University College журналистике. Среднее образование она получила в Британии, в Оксфорде. В скором времени она без особых навыков устроилась главным репортером Washington Square News, а также заместителем главреда.
Несколько миллионов рублей каждый год уходит у Муратова на то, чтобы оплачивать проживание и обучение своей дочери. На ресурсе UNIPAGE указана стоимость обучения в вузе Муратовой – 46 тысяч долларов в год. Проживание – 2500 тысячи долларов в месяц. Суммарно в год Муратов должен тратить на свою дочь порядка пяти миллионов рублей.
Совершенно ясно, что зарплата главреда «Новой газеты» не может покрыть все эти расходы, даже если забыть о внушительных активах в виде недвижимости.
«Новая газета» - издание, которое всеми силами создает себе имидж борца с коррупцией и несправедливостью. Но если заглянуть в кулуары самой газеты, то обнаруживается вопиющий акт лицемерия. Имущество на 350 млн рублей, оформленное на родственников, а также непонятно откуда взявшиеся доходы Муратова на поддержку детей.
Все это указывает на наличие очень нескромного состояния, которое главный редактор скрывает от общественности. Можно предположить, что «Новая газета» - инструмент в руках Дмитрия Муратова, который он не стесняется применять в корыстных целях, публикуя проплаченную «правду».
На фоне этого становятся комичными просьбы о донатах от «Новой газеты». Ежемесячно, согласно статистике самого издания, от 6 до 8 тысяч человек жертвуют свои деньги на нужны издания.
Этот сбор средств с читателей может оказаться ничем иным, как пополнением Муратовым своего кошелька для дальнейшего обеспечения своих родственников и покупки дорогостоящей недвижимости.
ФАН обратился к «Новой газете» с просьбой прокомментировать результаты расследования и сообщить, откуда берутся финансовые активы у членов семьи Дмитрия Муратова.
Помимо этого, издание ФАН передает найденную информацию в соответствующие органы для проведения проверки на предмет финансовых манипуляций Дмитрия Муратова и Ирины Столяровой.