ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Фестиваль Камерного хора «ИНОЕ.4» проходит в Новой Опере Москвы

Фестиваль Камерного хора «ИНОЕ.4» проходит в Новой Опере Москвы

16.05.2019, 09:57

Проект режиссера Алексея Вэйро и Юлии Сенюковой (с 2017 года — главный хормейстер театра), фестиваль «Иное», возникший в 2016 году, призван раскрыть нетрадиционные возможности оперного хора. Грани иного разнообразны: нетрадиционное прочтение жанра, темы, взгляд на далекие страны и культуры, выход за пределы традиционного репертуара оперного театра. 


Заголовок концерта «Синестетика» (проведен 14 мая) адресовал гостей Фестиваля, одновременно, к миру великого режиссера театра и кино Сергея Эйзенштейна (он разрабатывал теорию синестетики — особого рода восприятия, одновременно интеллектуального, чувственного и сверхчувственного) и понятию (нейрологический феномен, при котором раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, характерными для другого органа чувств). 

Частный случай синестезии — так называемый цветной слух, способность ощущать «видеть» цвет в звуке. Этим свойством, в частности, обладал великий русский композитор Александр Скрябин (1872 — 1915). Его «Прометей» (Поэма огня; 1911) написан для фортепиано, оркестра с органом, хора и партии света (Luce). Скрябин не оставил точной световой партитуры; только в наши дни, с развитием светотехнических эффектов, его сочинение может быть воплощено по-настоящему. Кроме «Прометея», в концерте исполнены духовные сочинения композиторов XX века — Gloria Франсиса Пуленка (1899 — 1963) и Stabat Mater Кароля Шимановского (1882 — 1937), также в сопровождении световой партитуры. В концерте участвовали солисты, хор и оркестр театра. Дирижер — Ян Латам-Кёниг.  

В программе «Превращение в аккорд» (17 мая) звучат сочинения Иоганнеса Брамса (1833 — 1897): «Песни Марии», ор.22, три серии мотетов (ор.29, 74, 110), 13 канонов, ор.113., 5 песен для мужского хора, ор. 41 Идея программы — с одной стороны, поляризация мужского и женского миров, с другой стороны — их синтез в теме любви. Название программы — перефразированные строки письма Брамса любимой женщине, с которой он так никогда и не соединился, — пианистке Кларе Шуман: «Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах».  

20 мая прозвучат «Страсти по Матфею» одного из великих мастеров немецкого Барокко Генриха Шютца (1585 — 1672). Этот вечер продолжает линию пассионов, начатую на предыдущих фестивалях исполнением «Страстей по Матфею» И,С. Баха и «Страстей по Луке» Кшиштофа Пенедерцкого.  

Фестиваль завершается 22 мая спектаклем Камерного хора «Черное. Шаги босиком». Это переосмысленная версия уже ставшего знаменитым спектакля театра (премьера прошла 27 мая 2013 года) — первой части трилогии об иных людях. Музыкальный материал спектакля — спиричуэлс (духовные песни и гимны афроамериканцев). 

 Программы 17, 20 и 22 мая исполнит Камерный хор Новой Оперы.
Accelerated with Web Optimizer