«Росавиация», хватит бездействовать!
27.03.2019, 12:28Мне тут на глаза попался документ, подписанный руководителем Росавиации, озаглавленный как «Информация по безопасности полетов №2». В документе рассказывается печальная история воздушного судна «Боинг»-737-800 под номером VP-BNC, которое после приземления начало выруливать со взлетно-посадочной полосы, но вместо этого «произошел сход ВС передней опорой шасси на грунт со спланированной части летного поля».
Случай недавний (21 января 2019 года, помню будто вчера), сам документ, датированный пятым февраля, предупреждает, что расследование продолжается, но вместе с тем дает ряд рекомендаций. И вот эти самые рекомендации меня крайне удивили.
Так, аэропортам предлагается самостоятельно оценить эффективность следующих процедур:
• Порядок поддержания поверхности элементов летного поля в безопасном для ВС состоянии
• Критерии качества очистки, в том числе отсутствие снежных и гололедных образований, обеспечение видимости маркировки, очистка поверхности, очистка обочин
• Оперативность предоставления информации о фактическом состоянии покрытия
• Порядок проверок состояния покрытия и условия, при которых их частота будет повышена
• Порядок соблюдения процедур оценки состояния полосы по разным методикам
• Порядок и оперативность реагирования на получаемую от экипажей информацию о характеристиках торможения
Ну и так далее, общий смысл понятен - следите, чтобы не было снега и льда на полосе, рулежках и прочих участках, по которым катаются самолеты. Надо отметить, что все это - очевиднейшие для аэропортов вещи, их непосредственные обязанности и обязательные условия их существования.
То есть это как водителю-дальнобойщику сказать «ну ты смотри там, это... Поворотники там включай, где надо... Где не надо - не включай... Скорость там не превышай... В зеркала смотри... Поворотники опять же...»!
И вроде бы очень правильные слова, прямо таки классическое, столь любимое и необъятное «усилить и углубить», но есть один момент. Документ, напомню, датирован пятым февраля, а уже двадцать шестого в Шереметьево на обледеневшей полосе разворачивает и сносит в снег бизнес-джет. То есть, по идее, в самый разгар «усиленно-углубленных» мероприятий!
Итак, хоть и моветоном является высказывать очевидные вещи, мне все же придется это сделать. Бумаги, которые рекомендуют «повысить бдительность» - это обычный щит, прикрывающий известное место подписавшего. В случае чего щитом потрясают, громогласно повторяя фразу «ну я же предупреждал, я же говорил усилить и углубить! Не проявили бдительности! Виноваты все кроме меня! Вот бумага, смотрите, черным по белому - бди-тель-ность!».
И больше от таких «документов» нет ровным счетом никакого толку. Поэтому самолеты как скользили по льду и повреждались, так и продолжают это делать до сих пор. Смотрите, вот небольшая доля происшествий в Шереметьево - меньше чем за пять (!) месяцев:
• 20 ноября 2018 - самолет сбил человека (бдить!)
• 3 декабря 2018 - борт FlyDubai чуть не устроил крушение (повысить внимательность!)
• 13 января 2019 - SmartWings при разгоне слетел с полосы (снег надо убирать тщательно!)
• 13 января 2019 - пассажир незаконно проник в воздушное судно, минуя досмотр (усилить! углубить!)
• 21 января 2019 - «Аэрофлот» выкатился с рулежной дорожки (ну, об этом мы уже говорили)
• 26 января 2019 - Самолет не смог убрать шасси - в Шереметьево забыли снять фиксатор (не забывать!)
• 29 января 2019 - На борт «Аэрофлота» пронесли газовый баллончик (углубить! усилить!)
• 30 января 2019 года - Самолет Nordwind ударили об телетрап (еще сильнее углубить!)
• 26 февраля 2019 года - Бизнес джет при посадке слетел с полосы (все еще не углубили?)
• 13 марта 2019 года - грузовой самолет врезался в мачту (Вот это поворот! Неужели они не читают письма Росавиации?)
• 14.03.2019 - повредили крыло борту «России», обнаружили на уже заполненном пассажирами самолете (повезло, не зря повышали бдительность!)
• 16.03.2019 - опасное сближение двух авиалайнеров (обошлось, можно даже не углублять, правда?)
• 17.03.2019 - Неисправная механизация крыла вынудила вернуться в аэропорт (подумаешь, механизация, подумаешь не выявили... Взлетел же! Мог бы и дотянуть до места назначения...)
И это только по просочившемуся в средства массовой информации. Что там происходит на самом деле - я не знаю. Видимо, не знают и ответственные ведомства, если до сих пор не предприняли никаких мер.
В связи с этим возникает вопрос - а у нас в России вообще есть хоть сколько-нибудь действующая система контроля за безопасностью? Нет, всем известно, когда нужно кого-то зарейдерить - тут же и люди в масках с новенькими автоматами и начищенными берцами грозно покрикивают на побледневших офисных сотрудников, и проверки идут одна за другой, и представители госорганов, сурово заглядывая в глаза, говорят фразы в стиле «у вас тут запятая не в том месте стоит, а еще вы не соблюдаете вот этот пункт Соборного Уложения 1649 года, вынужден в соответствии с законодательством предпринять меры - закрыть вас на срок до 90 суток, до свидания, больше не нарушайте». Это всем понятно, но я говорю про реальную систему контроля. Когда в крупнейшем аэропорту России за несколько месяцев ломают столько воздушных лайнеров, хочется не формальных отписок, а реального расследования.
Или будем пополнять список отклонений, вздрагивая от каждого заголовка и ожидая худшего? Скажу по секрету - тогда уже эти «прикрывающие» бумажки не будут иметь никакого веса, господа. Подумайте об этом, хотя бы ради самих себя.
P.S. Помню эталонную рекомендацию от замминистра транспорта Александра Юрчика, высказанную им по факту гибели пассажира на взлетно-посадочной полосе под шасси лайнера. Не надо, мол, ничего ужесточать - нужно четче выполнять. То есть, иными словами - усилить, углубить и проявлять бдительность.
К слову, господин Юрчик выдвинут в Совет Директоров Шереметьево - видимо, чтобы самолично проследить за «четкостью» выполнения имеющихся требований по безопасности. Вот и посмотрим, что это даст. "
Дмитрий Кузнецов