Откуда деньги, господа?
28.07.2017, 19:00Вот откуда пошла эта мода на показные свадьбы? Ну право же, одни проблемы от этого. В наше время, когда у каждого человека в кармане есть устройство для съемки фото и видео (причем зачастую - отличного качества), надо бы быть поосторожнее. Но вот не получается.
Вообще, надо пожалеть таких людей, как судья Хахалева и чиновник Махов. Такими вещами как показные свадьбы или часы стоимостью с квартиру люди прикрывают те зияющие провалы в своей самоуверенности, которые появились вследствие может быть детских, а может и вполне взрослых травм. Человек, который при официальном заработке на уровне «снять кафе в подмосковье» играет свадьбу с Басковым или вообще на Лазурном берегу - слабый, неспособный примириться с огромным количеством внутренних противоречий и неуверенностей. Вроде как «гайки» на пальцах должны помочь. Только вот не помогают…
Впрочем, нам не это интересно. Нам интересен вечный вопрос - откуда деньги? И вопрос этот я задаю не для того, чтобы позлословить на уровне «воруют-с», а с исключительно прагматичной целью - понять, где есть слабое место, от которого можно ожидать проблем. Исключительно с целью анализа и прогнозирования.
Кто такой Константин Махов?
Служащий Росавиации, конторы, которая ответственна за (как не сложно догадаться) развитие отечественной гражданской авиации. Что у нас творится с развитием гражданской авиации - отдельный и достаточно сложный вопрос, который надо рассматривать не в рамках одной статьи, ибо слишком ограниченный объем. Но нам и не нужна (в данный момент) вся проблематика этой сферы - нам известно, что Константин Махов отвечал за следующие направления:
- аэродромный блок
- финансово-экономический блок
- реконструкция и модернизация аэропортов
Итак, что за последние годы происходило значимого в этой сфере, напомните? Правильный ответ - перевод аэропорта «Шереметьево» в частную собственность олигархов.
Стоит ли дальше расписывать, откуда могли появиться средства на Лазурный берег? Думаю, если вам всё понятно, то дальше можно и не читать. Но я продолжу, больше для себя, чтобы структурировать и зафиксировать мысли и соображения по этой теме.
Итак, аэропорт Шереметьево - крупнейший в России - стал частным. Более того, ему выделены деньги на строительство третьей взлетно-посадочной полосы, но вот с ней постоянно возникают какие-то информационные поводы. Посудите сами - тут уже были и судебные разбирательства, и уголовное дело о применении некачественных материалов при строительстве… Было заключение экспертов о нецелесообразности возведения третьей полосы из-за проблем со связью ее и самого аэропорта - «бутылочное горлышко», соединяющее Шереметьево и его будущую третью полосу, может свести на «нет» все усилия и средства, вложенные в строительство.
Более того - остается фактом шантажирование частными собственниками «Шереметьево» государства в плане необходимости выделения дополнительных средств на строительство полосы. Те, кто следит за тематикой, помнят слова олигарха Александра Пономаренко о том, что без дополнительных инвестиций полосу, конечно, можно запустить, но вот толку от нее, несмотря на ранее вложенные огромные деньги, будет немного. И деньги нашли, что самое интересное.
А еще была смена подрядчика на компанию, которая ранее контролировалась одним из собственников аэропорта - господином Ротенбергом (сейчас структура собственников значительно сложнее и непонятнее, впрочем, как на Руси умеют прятать активы мы знаем). Это важно, это следует отметить и запомнить.
Участвовала ли Росавиация в этом вопросе? Несомненно.
Связан ли данный вопрос с аэродромным блоком? Разумеется, полоса - это часть аэродрома.
Имеет ли отношение данный вопрос к блоку финансово-экономическому? Да, ведь финансирование строительства ведется из бюджета.
Подпадает ли данный вопрос под сферу реконструкции и модернизации аэропорта? Без сомнения.
Давала ли Росавиация профессиональные консультации, на основании которых выделялись дополнительные средства, оценивалась целесообразность строительства, принимались решения в органах власти в пользу того или иного решения? Конечно, она для того и создана.
Понимаете, к чему я клоню?
Вот вам еще пища для размышлений - между Росавиацией и предыдущим подрядчиком полосы, вообще-то, были судебные разбирательства, и «Инжтрансстрой» обвинял ведомство в срыве контракта. Как там все было на самом деле - я не знаю, но именно после этих проблем за полосу взялась компания, которую в прессе связывают с Ротенбергом, владельцем «Шереметьево».
И вот после всего этого, после получения олигархами контроля над аэропортом, после решений о выделении дополнительных средств, чиновник, отвечающий в профильном ведомстве за все эти вопросы, выходит в отставку и играет громкую свадьбу на Лазурном берегу. Свадьбу, о которой мы в принципе не должны были узнать, но раз уж узнали - не сильно страшно.
Догадываюсь, о чем могут подумать некоторые читатели - что мы больше никогда не увидим в России господина Махова. Многие скажут, что господин Махов больше никогда не обрадует нас, скромных граждан Российской Федерации, своим присутствием - зачем возвращаться после такой шикарной гулянки?
Не исключено, что после обнародования фотографий с роскошной свадьбы так и случится, но почему-то мне кажется, что изначально план был иной. Думается мне, что Константин Махов, после своего роскошного отдыха, должен был вернуться и наконец-то заняться бизнесом в рамках работы в принадлежащей частным собственникам «Шереметьево» кипрской компании TPS Avia, или одной из ее российских дочек. Хотя я вовсе не удивлюсь, если и сейчас, после всего вышеозвученного, так и произойдет - как мы видим, зачастую завистливый глаз обывателя преувеличивает понесенные расходы, и если всевозможные Басковы и Кобзоны соглашаются выступать на свадьбах бесплатно, то почему нельзя сдать замок «Шато Дитер» по дружбе? И ведь найдутся те, кто поверит в это.
К слову, хочу напомнить, как аэропорт «Шереметьево» перешел в частные руки. Он не был куплен за деньги - схема передачи народного достояния в кипрский оффшор (а как ни прячь, кипрские корни TPS Avia все равно в итоге проглядывают) подразумевала необходимость инвестиций олигархами в реконструкцию и модернизацию аэропорта. То есть необходимо было построить всяких терминалов и тоннелей на сумму, не меньшую чем некий установленный «X».
Проблема в том, что фактическая ценность построенных активов (назовем ее «Y») может не равняться «X». Но и это не самое веселое - существует вопрос, будет ли отраженный в документах «X» равняться фактически потраченным средствам?
Без сомнения, оценка «X» = «Y» должна на чем-то базироваться. Например, на экспертном заключении профессионалов, которые могут отрапортовать правительству - да, все в порядке, кипрские олигархи действительно потратили «X» средств, построив в аэропорту активов ровно на «Y», а может даже и больше.
Не просто так столько хвалебных од из прессы мы слышим в адрес тоннеля между терминалами (это, оказывается, не дыра в земле, а уникальнейший объект, без которого нормальная работа аэропорта невозможна), пассажирских и грузового терминала, которые все такие ультрасовременные будет… Ну, должны быть… Наверное… Но в любом случае - стоят очень, очень много денег.
Соответственно, возникает проблема - насколько эта построенная инфраструктура будет помогать развитию аэропорта? Ведь как ни крути, ее основная цель - не повышение эффективности, а получение контроля над активом. А значит, следуя железной логике, все построенное должно выглядеть дорого, но - следуя основному правилу бизнеса - быть настолько дешевым, насколько это вообще возможно.
А хорошая, красивая свадьба и теплое место в кипрской фирме - они, знаете ли, сильно дешевле ультрасовременного терминала.
Дмитрий Кузнецов
Источники:
http://oleglurie-new.livejournal.com/325966.html
https://www.kommersant.ru/doc/3331215
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/02/15/677698-tretya-vzletno-posadochnaya-polosa
https://www.vedomosti.ru/realty/news/2015/10/19/613350-kompaniya-rotenberga
https://www.kommersant.ru/doc/2753415
http://www.svo.aero/news/2013/2973/
http://www.svo.aero/news/2012/2463/
http://www.forbes.ru/news/278213-stali-izvestny-doli-rotenberga-i-ego-partnerov-v-sheremetevo