ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Ожидать взрывного роста экономики России в III квартале 2017 года не стоит

Ожидать взрывного роста экономики России в III квартале 2017 года не стоит

07.07.2017, 18:06

Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» заявил о преодолении рецессии в российской экономике: «Мы должны основываться на объективных данных, они говорят о том, что рецессия в российской экономике преодолена, и мы перешли к росту». Через неделю объективные данные, подтверждающие слова Путина, представило Минэкономразвития. 


По расчетам ведомства, рост ВВП в мае ускорился до 3.1% в годовом выражении по сравнению с ростом в 1.7% в апреле. В итоге за пять месяцев 2017 г. экономика выросла на 1.3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Значительный вклад в рост ВВП в мае внесли все основные отрасли – обрабатывающая и добывающая промышленность, торговля, строительство. 

Причем, промышленное производство выросло на 5.6%, что является максимумом за пять лет, а оборот розничной торговли вообще вырос впервые с 2015 г. (+0.7%). Согласно базовому сценарию МЭР, рост ВВП России в 2017 г. ожидается на уровне 2% и 1.5% в 2018-2020 гг. 

Между тем, ЦБ РФ прогнозирует более скромные темпы экономического роста – до 0.9-1.3% во втором и третьем кварталах текущего года. С расчетами Центробанка достаточно точно коррелируют прогнозы международных финансово-экономических структур. Так, Организация экономического сотрудничества и развития ожидает роста ВВП России в нынешнем году на 1.4% (ранее темпы роста оценивались в 0.8%). В свою очередь Всемирный банк снизил прогноз по росту ВВП России с 1.5% до 1.3%. 

Новые расчеты Минэкономразвития немедленно подверглись тщательному анализу и критике со стороны независимых экспертов. Неожиданно ускорившиеся темы роста пробовали объяснить календарными причинами (в апреле 2017 г. было на один рабочий день меньше, чем в апреле предыдущего года, тогда как в мае 2017 г. – на один день больше) или изменением методики расчетов (Росстатом перешел с системы ОКВЭД на ОКВЭД-2, которая признается экономистами менее проработанной). 

При этом мы не станем – даже в качестве рабочей гипотезы – рассматривать возможность сознательного манипулирования цифрами со стороны руководства Росстата в желании понравиться новому начальству. Хотя глава Сбербанка Герман Греф сразу же после передачи статистического ведомства под начало Минэкономразвития пошутил: темпы экономического развития будут зависеть от того, кому подчиняется Росстат. 

Вместе с тем даже с поправкой на низкую базу и статистическую погрешность стоит признать, что экономический рост в мае был. Более того, слабый экономический рост в России наблюдается с начала 2016 г., то есть уже в течение полутора лет. Однако этот рост происходит исключительно за счет отраслей, ориентированных на экспорт, тогда как отрасли, ориентированные на внутренний рынок, не показывали роста с 2014 г. 

Тем самым в очередной раз подтверждается тот факт, что сегодняшняя структура экономики России (и, как следствие, структура экспорта) практически не отличается от структуры экономики позднего СССР. А в рамках пресловутой «экономики трубы» основную прибыль и основную долю инвестиций получают предприятия и отрасли, прямо или косвенно связанные с экспортом сырья – в первую очередь энергоносителей. 

В нынешних условиях рассчитывать на быструю перестройку экономики не приходится, прежде всего из-за трудностей с получением финансирования. Доступ предприятий на внешние рынки капитала по-прежнему сильно ограничен, а всё еще высокая учетная ставка ЦБ РФ не позволяет получить в России кредит на выгодных условиях. И хотя инвестиции в основной капитал в первом квартале выросли на 2.3%, более 40% из них пришлось на добычу полезных ископаемых и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж. 

Также стоит отметить продолжающийся отток капитала из России: за четыре последних месяца иностранные инвесторы вывели из российских акций более 1.6 млрд. долларов, что является максимальной суммой за последние три с половиной года. 

Причиной стали неоправдавшиеся ожидания на нормализацию отношений России со странами Запада. Выведенные средства перераспределяются в пользу рынков других развивающихся стран – в первую очередь Индии и Бразилии. 

Стагнация отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в основном определяется снижением потребительского спроса, а потребительский спрос в принципе не может расти при снижении доходов домохозяйств. Согласно официальной статистике реальные доходы граждан в 2017 г. на 1.2% ниже уровня 2016 г., при этом по сравнению с 2013 г. заработная плата упала на 5%.  

Начиная с октября 2014 г., лишь однажды Росстат выявил повышение уровня жизни – в январе 2017 г., когда пенсионеры получили разовую компенсацию в размере 5 тысяч рублей. В отсутствие признаков изменения структуры отечественной экономики следует признать, что наблюдаемый экономический рост определяется изменениями конъюнктуры на мировых рынках. 

Следовательно, прогнозы Минэкономразвития о выходе по итогам 2017 г. на 2-процентные темпы роста ВВП выглядят чересчур оптимистичными. 

Оценка Центробанка РФ – 1-1.3% роста – более точно отражает сегодняшнее состояние экономики России. 



Олег Якушев

эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Accelerated with Web Optimizer