«Роснефть» снова готовит обвал рубля
04.07.2017, 20:46
Иск «Роснефти» к АФК «Система» связывают с нехваткой у нефтяной компании денег для выплаты долгов.
В Арбитражном суде Башкирии 27 июня прошло первое заседание по существу по иску «Роснефти», подконтрольной ей «Башнефти» и правительства Башкирии (владеет 25% «Башнефти») к АФК «Система» и ее «дочке», «Системе-Инвест», на 170,6 млрд руб. Во столько истцы оценили ущерб из-за реорганизации башкирской компании весной 2014 года, когда ее контролировала «Система». Юристы не смогли отыскать прецеденты подобного иска, здесь можно посмотреть историю вопроса.
Между изъятием «Башнефти» у «Системы» в пользу государства и покупкой ее «Роснефтью» у государства прошло около двух лет. Никаких оснований для предъявления претензий к «Системе» у нового покупателя быть не может в принципе. Однако Игорь Сечин настроен решительно: 26 июня «Система» сообщила об аресте своих активов по иску. Были арестованы 31,76% МТС, 100% МЕДСИ И 90,47% БЭСК. «Мы воспринимаем принятые меры обеспечения исключительно как ещё одно проявление абсурдности происходящего», — заявил представитель «Системы» Сергей Копытов.
«Абсурдность» − весьма деликатное определение для действий «Роснефти». Фактически речь идет об отъеме у «Системы» 170 млрд рублей безо всяких оснований. Показательно, что несмотря на огромное давление Московский арбитражный суд иск «Роснефти» не принял. Тогда Игорь Сечин обратился в покладистый башкирский арбитраж.
Даже с учетом общепризнанного отсутствия в России защиты частной собственности, трудно представить, чтобы глава «Роснефти» пошел на подобное только из желания еще немного нажиться. Повод должен быть очень веским, аналитики считают, что компании критически не хватает денег для выплаты своих долгов.
В мае СМИ со ссылкой на Сбербанк CIB сообщили, что по итогам первого квартала 2017 года "Роснефть" третий квартал подряд тратит больше, чем зарабатывает, прожигая денежные запасы в банках и увеличивая долговую нагрузку. Крупнейшая нефтяная компания РФ имеет отрицательный свободный денежный поток: поступления на ее счета не покрывают все затраты. Так, за январь-март капитальные вложения "Роснефти" на 1 млрд долларов превысили прибыль от операционной деятельности – часть нефти «Роснефть» вынуждена отдавать с огромными скидками: в первом квартале в среднем каждый баррель продавался на 6 долларов ниже рыночной цены Urals. Кварталом ранее эта разница составляла 4-4,5 доллара.
Если учесть стоимость заложенной добычи, чистый (то есть не покрытый денежным резервами) долг "Роснефти" к концу первого квартала был лишь немного ниже 80 млрд долларов, что является новым историческим рекордом для компании. Краткосрочный долг вырос на 6 млрд долларов за полгода и достиг беспрецедентных для "Роснефти" 36 млрд долларов, или 2,08 триллиона рублей.
В ближайшее время денежные потоки "Роснефти" останутся отрицательными, а долг продолжит расти, прогнозируют в Сбербанк CIB. Размер чистой прибыли «Роснефти» сократился в 5 раз в годовом измерении, до 8,36 млрд рублей и это при хорошей конъюнктуре на рынке нефти.
В первом квартале цена нефти была в районе $54-56 за баррель. Сейчас она упала на 20%, таким образом, финансовая ситуация в «Роснефти» неизбежно еще более обострилась.
Занять деньги на внешнем рынке «Роснефть» не может из-за санкций США, поддержанных ЕС. Традиционно в трудные моменты компания выходила на рынок облигаций. В декабре 2014 года «Роснефть» привлекла рекордную для российского долгового рынка сумму, разместив облигации на 625 млрд руб. Участники рынка считали, что сделка фактически была профинансирована Банком России, у которого привлекал средства банк «Открытие», заложив бумаги в РЕПО. Последствия акции «Роснефти» и ЦБ оказались печальными. Облигации «Роснефть» разместила 11 декабря, 12 декабря ЦБ включил новые биржевые облигации «Роснефти» в ломбардный список, и спустя пять дней после размещения, 16 декабря, для курса рубля наступил «черный вторник». В ночь на 17 декабря Центробанк резко повысил ключевую ставку на 6,5 процентных пункта — до 17%, но это не помогло укрепить рубль. Евро на бирже торговался у отметки в 100 рублей, а за доллар давали около 80 рублей. Позже Эльвира Набиуллина признала, что «сделка по «Роснефти» была непрозрачная, она была непонятна рынку, и она была дополнительным фактором волатильности на рынке», хотя и отрицала ее решающее влияние на падение курса рубля.
В конце 2015 года история странным образом повторилась. «Роснефть» также закрыто вне рыночного механизма разместила облигации на 600 млрд рублей. В январе 2016 года курс евро перевалил за 90 рублей, а доллара − за 80 рублей.
До очередного декабря далеко, но компаниям, имеющим значительные валютные долги, как «Роснефть», надо спешить запасаться долларами − аналитики говорят о вероятном резком падении курса рубля. Рост курса рубля, который продолжается практически без остановок 1,5 года, подошел к своей предельной точке: зарубежные спекулянты, играющие в кэрри-трейд на российском рублей, уже в ближайшие недели могут начать выводить капитал с развивающихся рынков, в том числе российского, предупреждает Bank of America Merril Lynch. Выплаты внешнего долга в этом году на 60% больше прошлогодних, и львиная доля приходится на вторую половину году, предупреждают в Сбербанк CIB. "Подушка безопасности" рубля составляет около 11 млрд долларов - это избыточная валютная ликвидность, которая есть у банков на зарубежных счетах. Это немного, так как, по словам аналитика Райффазенбанка Дениса Порывая, в апреле, например, чистый приток в страну валюты по текущему счету упал в 4 раза, до 2,2 млрд долларов; отток капитала − наоборот, вырос почти 5 раз, до 8,4 млрд долларов. К концу года курс доллара взлетит до 68 рублей, сообщила директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
Если «Роснефти» удастся выиграть иск к «Системе», полученные рубли почти наверняка будут конвертированы в доллары, а приток зарубежных инвестиций в РФ резко снизится − инвесторам продемонстрируют, что планка судебной защиты собственности в России опустилась еще ниже, хотя многие говорят, что ниже уже некуда. «Форбс» попыталась собрать мнения экспертов об иске «Роснефти». Общее мнение − к российскому законодательству иск отношения не имеет, он лежит в контексте «понятий» и «внутриэлитных договоренностей и решений».
Сама компания сегодня приобрела имидж совершенно замкнутого пространства, обнесенного оголенным электрическим проводом, который лучше не трогать. Респонденты «Форбс» характеризовали «Роснефть» не как бизнес-структуру, а закрытый силовой центр, описывая в терминологиях военного лагеря, каждый сотрудник которого — солдат, скованный жесткой дисциплиной и иерархией. Игорь Сечин, который начинает свой рабочий день в 5 утра, держит весь этот механизм на полном ручном контроле.
Игорь Сечин исходит не столько из правовой стороны дела, сколько из понятийных моментов: нефть изначально считалась его сферой влияния, «Система» не должна была входить в эту область. «Он покупает не компанию, а ситуацию и пытается из этой ситуации выжать все, что возможно, постоянно поднимая ставки», — говорит эксперт из области корпоративного права, один из опрошенных «Форбс». Этим, кстати, объясняется и странная симметрия: размер претензий близок к сумме дивидендов, полученных «Системой» за период управления «Башнефтью».
Для Владимира Путина действия «Роснефти» стали неожиданностью. Специалисты по внутриэлитным конфликтам отмечали, что у главы государства не осталось персональных претензий к Владимиру Евтушенкову. В качестве подтверждений они указывают на участие Евтушенкова в совместных с президентом мероприятиях. Эксперты отмечают, что «Роснефть» превратилась в слишком мощный и самостоятельный центр силы, который несет риски для баланса внутри политической системы.
«Не уверен, что Путину нужен такой ресурсный перевес в сторону одного человека из своей команды», — говорит в интервью «Форбс» один известный политолог.
С экономикой у «Роснефти» тоже прохладные связи. «Мы видим, что целый ряд проектов «Роснефти» — Арктика, покупка НПЗ в Индии, Венесуэла — не содержит под собой явной экономической эффективности» − заявил один из собеседников издания, По мнению другого: «Все, что касается «Роснефти», надо рассматривать отдельно от остальной экономики».
«Роснефть» можно, конечно, рассматривать отдельно от всей России, но невозможно распространить эту «отдельность» на весь мир. Когда компания объявит о невозможности выплачивать свои долги, иностранные суды не будут учитывать особое положение Игоря Сечина в российской иерархии, а наложат арест на зарубежные активы компании. Но это слишком фантастический вариант. Скорее всего, Сечин опять заставит ЦБ через банки оплатить еще одну порцию долговых бумаг, так как денег «Системы» ему явно не хватит. Это неизбежно приведет к обвалу рубля, то есть экспансию «Роснефти» традиционно оплатит население и бизнес России.