Утверждена Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года
15.05.2017, 11:52В России утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин, текс указа размещен на официальном портале правовой информации.
Указом предписывается Правительству РФ разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности РФ и обеспечить их выполнение.
Правительство также должно будет осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономбезопасности, обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности страны, ежегодно представлять президенту РФ доклад о ее состоянии и мерах по укреплению.
В числе приоритетов Указа Путина - развитие Дальнего Востока, Восточной Сибири, Крайнего Севера Крыма, Северного Кавказа и Калининградской области.
Авторы документа также отмечают в числе задач "расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров".
В том числе отмечается важность "развития Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей".
Власти РФ также намерены отладить механизм принятия ответных мер на антироссийские санкции, а также поставить приток трудовых мигрантов в РФ в строгую зависимость от потребностей экономики.
Эти и другие направления госполитики названы в числе основных в Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года.
Согласно документу, в РФ предполагается "совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и физических лиц и отраслей экономики РФ".
Наряду с этим планируется повысить эффективность государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.
Одной из главных задач названа также "оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики".
Следующий приоритет - "юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны РФ (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне".
Государство намерено также продолжить борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Основными факторами риска в Стратегии, в числе прочих, названы дискриминация в отношении ключевых секторов российской экономики, а также отсутствие среди мировых лидеров несырьевых компаний из РФ.
В числе главных угроз экономической безопасности в документе перечислены, в частности, "использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям".
Авторы документа признают, что финансовая система РФ подвержена глобальным рискам, а информационная инфраструктура финансово-банковской системы уязвима.
Еще один фактор риска - "исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями, отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики".
В документе говорится также, что российской экономике угрожает "повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики".
Не является благоприятным фактором и усиление дифференциации населения по уровню доходов.
В Стратегии также делается акцент на борьбу с деятельностью иностранных спецслужб, угрожающим отраслям российской экономики.
В числе главных задач по обеспечению безопасности экономической деятельности перечислены, в частности, "противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики РФ".
В документе отмечается, что это относится, в первую очередь, к оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
Авторы документа также отмечают необходимость повышения уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.
В числе задач отмечается необходимость предотвращения рейдерских захватов в хозяйственно-финансовой сфере, "осуществляемых, в том числе, с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием РФ".
Отметим, что ранее замминистра экономического развития Станислав Воскресенский отмечал, что план действий правительства по развитию экономики до 2025 года предлагается дополнить в сфере поддержки экспорта мерами по устранению барьеров внутри РФ и на зарубежных рынках.
К внутренним барьерам, по его словам, относятся таможенное регулирование, непосредственное пересечение границ; валютное регулирование.
Также налоговый режим (наведение порядка с возвращением НДС для несырьевых экспортеров).
Для преодоления внешних барьеров планируется заключение торговых соглашений со странами, в которых есть перспективы роста несырьевого экспорта из РФ. Еще одно направление работы - добиться международного признания результатов оценки и подтверждения сертификации экспортируемой продукции. Среди мер нефинансовой, организационной поддержки Воскресенский назвал предложение увязать отраслевую поддержку в РФ с объемом экспорта компаний.
А глава совета фонда ЦСР, экс-министр финансов Алексей Кудрин отмечал, что темпов роста экономики выше 2-3% у страны не будет, если Россия к 2024-2025 гг не удвоит свой несырьевой экспорт.