ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяВ мире › Бжезинский анонсировал вторжение Путина в Балтию

Бжезинский анонсировал вторжение Путина в Балтию

12.02.2016, 16:14

В американской и европейской прессе муссируется идея срочного и незамедлительного развёртывания нескольких подразделений Объединённых вооружённых сил НАТО на территориях стран Балтии и Польши батальонного уровня. Основным поводом для проталкивания данной идеи является раздуваемый психоз в общественном сознании американцев и европейцев о неизбежности захвата столиц стран Балтии российскими войсками. В числе политических «тяжеловесов», проталкивающих данный проект, оказался и видный политолог, экс-советник президента США по безопасности и международным делам – Збигнев Бжезинский, уверенный в существовании планов Путина по захвату стран Балтии. 


«Меня мало волнует ядерный договор. Меня куда больше волнует его неверная интерпретация того, что случилось в последнее время. Давайте вернемся чуть больше, чем на год назад. Мне хотелось бы знать сколько людей в этой комнате, в этом очень важном комитете реально предполагали, что в один день Путин высадит военный персонал в Крыму и захватит полуостров, - заявил недавно Бжезинский. – Я думаю, что если бы кто то сказал, что это то, что Путин намерен сделать – такого человека заклеймили бы как подстрекателя к войне. И он это сделал. И ему это сошло с рук. Я уверен, что он тоже извлекает уроки из этого. И расскажу вам о моем ночном кошмаре. Что в один день – и я в буквальном смысле говорю об одном дне, он захватит Ригу и Таллин, Латвия и Эстония. В один день он их захватит. Нет никакого варианта, что они смогут сопротивляться. И мы, конечно скажем, как это ужасно, как это шокирующе, как это отвратительно – но мы, конечно, ничего не можем поделать. Мы не будем собирать флот в Балтике и потом предпринимать операцию высадки с амфибий, и штормовать побережье, как в Нормандии, ради того, чтобы отбить эти города. 

Мы должны ответить каким-то иным способом, возможно, более масштабно – и тут раздадутся голоса: но это столкнет нас к ядерной войне! Я считают, что устрашение должно иметь смысловое содержание. У него должны быть зубы. Оно должно создавать ситуацию в которой кто-то, планирующий описанную акцию не будет иметь выбора, и должен будет предполагать, с каким видом сопротивления ему придется столкнуться. И поэтому я рекомендую то, что я рекомендую. Предварительное развертывание сил. Ограниченное, и не провокационное. Американская рота в Эстонии не будет вторгаться в Россию. 

И Путин будет это знать. Но он будет знать, что если он вторгнется в Эстонию, он столкнется с какими-то американскими силами. И еще лучше – с какими-нибудь немцами, с какими-нибудь французами, с британцами, конечно. Я думаю, если мы такого наворотим, нам удастся укрепить стабильность – включая ядерную стабильность. И тоже самое применимо к продолжающемуся конфликту в России и Украине. Я не думаю, что Путин планировал вторгнуться во всю Украину – это было бы слишком опасным. И вы просто не можете предсказать, что случится. Но продолжающееся вторжение может повлечь за собой эскалацию – уже повлекло за собой эскалацию. Миимум сотни российских военнослужащих – по одним оценкам НАТО – и тысячи – по другим воюют внутри Украины против признанной страны. Это нечто, что невозможно игнорировать. 

Итак, экономические санкии – да. В долгосрочной перспективе это создаст другое отношение, озабоченность в российском обществе. Это лишит Путина его народной поддержки, этого экстатического ощущения “мы снова стали сверхдержавой!” Нов краткосрочной перспективе нам следует заняться и его мотивацией. И чтобы это сделать, необходимы определенные шаги – такие, как предоставление оборонительных вооружений Украине. Мы должны в какой-то форме участвовать в этом военном столкновении, в том, чтобы сделать его более дорогим для русских – и, в то же время, показать ему, что мы готовы к соглашению, послать ему сигнал, что мы согласны с тем, что Украина не будет участвовать в НАТО. Это для меня – стратегия, отвечающая на вероятность, о которой вы совершенно верно упомянули». 

Не отстают от одиозного геополитического аналитика и в массе своей Североамериканские, европейские СМИ и аналитические центры, уверяющие публику в том, что российские вооружённые силы достигнут пригородов Таллина и Риги максимум в течение 60 часов с момента начала боевых действий. Такое стремительное наступление оставит НАТО с ограниченным набором вариантов действий, каждый из которых будет плохим, уверяют западные эксперты. 

Решение Пентагона в четыре раза увеличить бюджет для защиты Европы порождено ощущением угрозы российской агрессии, в особенности – против балтийских государств. Недавний доклад корпорации RAND указывает на трудности обороны балтийских государств. В серии военных игр и симуляций, проведенных в Arroyo Center в 2014-2015 гг, RAND изучил возможные результаты российского вторжения в Балтию, если оно произойдет в ближайшем будущем. Итог неутешителен – при нынешнем уровне развертывания НАТО не в состоянии защитить территорию своих членов. Дальнейшая серия игр продемонстрировала, что развертывания семи бригад – в том числе, трех тяжелых бронетанковых, адекватно поддержанных авиацией и артиллерией может помочь в предотвращении стремительной оккупации Балтии. 

Подавляющее большинство военных экспертов и итоги множества военных игр указывают на то, что российские силы достигнут пригородов Таллина и Риги максимум в течение 60 часов с момента начала боевых действий. Такое стремительное наступление оставит НАТО с ограниченным набором вариантов действий, каждый из которых будет плохим. Упомянутое развертывание семи бригад не будет достаточным для создания адекватной обороны региона или для достижения конечной цели – восстановления целостности государства-члена НАТО, но подобный поворот фундаментально изменит стратегическую картину – по крайней мере то, как она видится из Москвы. Командующий американской армией в Европе, генерал-лейтенант Бен Ходжес отметил, что узкая полоса земли,соединяющая двух членов блока – Польшу и Литву – Сувалкский Коридор – может потенциально оказаться целью российского удара. 





Захват врагом Сувалкского Коридора и прилегающих литовских территорий отрезает три балтийских государства от НАТО. Аналитики сравнивают Сувалкский Коридор с Фульдским Коридором в Германии – где НАТО полвека готовилось к отражению гипотетической советской атаки. Территория, которую назвали Сувалкским Коридором находится на северо-востоке Польши и граничит с Литвой на северо-востоке, Калининградом на северо-западе и Беларусью на юго-востоке. Литовцы называют его Сувалкским Треугольником ( три города расположены на данной территории – Пунск, Сейны и Сувалки). В дополнение к высокому уровню милитаризации прилегающих территорий – Калининградской области и Беларуси, Сувалкский Коридор может оказаться еще более уязвимым, в случае, если Кремль попытается воспользоваться давней этнической напряженностью в этом районе. В Калининградской области находится база Балтийского Флота – 56 боевых кораблей и подлодок, бригада морской пехоты, различные сухопутные подразделения и две авиабазы. Российские ракеты в Калининградской области могут блокировать любые попытки НАТО поддержать союзников в восточной части Польши и на большей части территории Балтики. Между тем в соседней Беларуси, которая продолжает оставаться самым близким союзником Москвы, идут разговоры о создании крупнейшей базы ВВС. 

Территория Сувалкского Коридора была предметом польско-литовского спора на протяжении более ста лет. Литовцы сконцентрированы в трех упомянутых городах и вокруг них. В Пунске 80% населения – литовцы, в Сейны -30%. Исторически, земли Сувалкского Коридора принадлежали Великому Княжеству Литовскому, и после третьего раздела Польши были преданы Пруссии, Великому Герцогству Варшавскому, и, наконец – царской России. На грани 19-го и 20-го веков многие представители литовской интеллектуальной элиты родились именно здесь и сыграли значительную роль в возрождении литовского государства. Со своей стороны, Варшава стремилась включить Сувалкский Коридор в состав подконтрольных ей территорий – из-за значительного числа поляков, проживавших там. В 1919 литовцы и поляки столкнулись во время восстания в Сейны, и в 1920 – в ходе битвы на Немане. 

В 1920 был подписан Сувалкский Договор, согласно которому Сувалки, Сейны и Пунск были переданы Польше. Вильнюс, историческая столица Великого Княжества Литовского – должен был отойти к Литве, но оставался под польским контролем до 1939 года. Некоторый уровень напряженности в отношениях между литовским меньшинством и польским государством сохраняется по сей день. Речь идет об образовании на польском языке, польских именах, польском произношении улиц и отказе признать досоветские права собственности на указанных территориях. Стремление польского меньшинства в Литве к автономии после развала Советского Союза не прибавило любви полякам и литовцам. 

В октябре 2015 польский президент Анджей Дуда отказался признать статус языков меньшинств, в том числе литовского, что также породило недовольство и напряженность. В свете территориальных конфликтов и сепаратизма, сотрясающих пост-советские государства – Украину, Грузию, Молдавию определенную обеспокоенность вызывает активность литовских радикалов, периодически выступающих с требованием возвращения Сувалкского Коридора. Хотя территориальный конфликт между Польшей и Литвой представляется в высшей степени маловероятным, Россия может попытаться использовать местный сепаратизм в своих интересах и раздуть исторические противоречия и недоверие между Литвой и Польшей – перед лицом российской атаки. Сувалкский Коридор останется проблемной зоной для НАТО – из-за продолжающегося наращивания российской военной мощи и амбиций Москвы на пост-совестком пространстве. План организации совместной польско-литовской-украинской бригады в 2017 году станет положительным шагом в снижении региональных рисков и укреплении доверия между Вильнюсом и Варшавой. 


 Atlantic Coincil, RAND Corporation
Accelerated with Web Optimizer