Правительство внесло в Госдуму законопроект по досмотру пассажиров
13.05.2013, 11:37
Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, регламентирующий проведение досмотра пассажиров на транспорте.
В соответствии с законопроектом досмотр будет проводиться специальными подразделениями транспортной безопасности.
Основная функция создаваемых подразделений транспортной безопасности – защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. «Террористические акты, совершенные 29 марта 2010 года в Московском метрополитене и 24 января 2011 года в аэропорту Домодедово, показали недостаточность мер, принимаемых по защите граждан на транспортном комплексе, низкую эффективность самой защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«Этот законопроект весьма важен в плане обеспечения транспортной безопасности, - пояснили в пресс-службе Минтранса. – Дело в том, что по действующей сейчас Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте направляются существенные федеральные средства на оснащение транспортных объектов современными техническими средствами, в том числе досмотровым оборудованием. Однако очень часто возникает вопрос, кто и как должен работать на этом оборудовании, каковы правовые основания для досмотра пассажиров. Законопроект дает ответы на эти вопросы».
Досмотр будет направлен на выявление запрещенных к перевозке предметов. Перечни запрещенных предметов и веществ для каждого вида транспорта будут отдельно утверждены Минтрансом по согласованию с заинтересованными ведомствами. Досмотр будет проводиться «в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности». То есть о тотальном досмотре пассажиров всех без исключения видов транспорта речь не идет. При этом отказ от досмотра, в соответствии с законопроектом, может служить основанием для расторжения договора перевозки. Что же касается самих подразделений транспортной безопасности, то, как подчеркнули в Минтрансе, «это специализированные гражданские структуры, которые ни в коем случае не будут дублировать функции полиции».
Организации, выполняющие функции подразделений транспортной безопасности, будут проходить обязательную государственную аккредитацию, а при приеме на работу в такие подразделения будет действовать целый ряд ограничений. В частности, не возьмут людей с непогашенной или неснятой судимостью; состоящих на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; входящих в организации, признанные судами террористическими; уволенных с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего.
Также, уточняется в законопроекте, не вправе работать в подразделениях транспортной безопасности лица, при оформлении на работу сообщившие о себе заведомо ложные сведения.
В целом вносимый законопроект уточняет, что нужно считать зоной транспортной безопасности и определяет круг ответственных за обеспечение транспортной безопасности и устанавливает порядок их аттестации. Стоит отметить, что поправки не требуют увеличения государственного финансирования.
Справка
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности.
На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей.