ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Война за сферы влияния между кланами Медведева и Путина

Война за сферы влияния между кланами Медведева и Путина

07.04.2013, 23:43

В скором времени в управлении Международного аэропорта «Шереметьево» могут произойти кадровые изменения. Произойдут они или нет, напрямую зависит от того, насколько глава государства адекватно оценивает складывающуюся вокруг аэропорта борьбу финансовых группировок. Дело в том, что в свете начавшихся уголовных разбирательств, связанных с кланом Магомедовых и «Новороссийского морского торгового порта», а также выводом из Совета директоров ОАО «МАШ» жены Аркадия Дворковича Зумруд Рустамовой, увольнение рекомендованных ею менеджеров - Сергея Ярышева, Александра Олейника и Александра Ильина (не имеющих никакого отношения к авиации, но зато имеющих опыт в «силовых поглощениях», в том числе, приложивших руку к упомянутому морскому порту), - является вполне логичным решением.

В настоящее время в «Новороссийском морском торговом порту» (НМТП) – главном активе группы компаний «Сумма», принадлежащей дагестанским предпринимателям братьям Магомеду и Зиявудину Магомедовым, работает Следственный комитет. По некоторым сведениям, они могут лишиться руководящих постов и потерять контроль над портом. Неприятности у братьев Магомедовых - лучших друзей и бизнес-партнеров нынешнего вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича - начались в первых числах февраля, когда президент Владимир Путин, приехавший в Сочи с инспекцией, устроил публичный разнос из-за срыва сроков строительства олимпийских трамплинов.

По результатам президентского визита и обнаруженных финансовых хищений с постов в Олимпийском комитете и «Курортах Северного Кавказа» (в последнем, кстати, Генпрокуратура начала проверку) был уволен бизнесмен Ахмед Билалов – двоюродный брат Магомедовых. В своё время, в разгар дудаевской кампании, Билалов для устрашения партнёров и конкурентов любил представляться чеченцем. Примерно тогда же он организовал банк «Диамант» вместе со своими кузенами Магомедовыми. У Билалова были деньги, Магомедовы обеспечили «крышу», руководить же финансовыми потоками поставили однокурсника Зиявудина Магомедова по МГУ вундеркинда Аркадия Дворковича из экономической экспертной группы при Министерстве финансов. А чтобы он никуда не сбежал, его женили на дочке давнего покровителя Билалова из дагестанской диаспоры красавице Зумруд Рустамовой.

За годы плодотворного сотрудничества Магомед и Зиявудин Магомедовы, пользуясь покровительством нынешнего вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича, сумели подмять под себя морские порты, транспортные компании, зерновой бизнес, сочинские стройки и аэропорты. Так, например, Дворкович помог Магомедовым войти в капитал Ванинского и Приморского портов, а также устроил им личную встречу с голландскими бизнесменами с целью отхватить кусок крупнейшего в Европе Роттердамского порта. А когда в конце 2011 года на продажу выставили аэропорт «Домодедово», Дворкович устранил всех конкурентов, чтобы аэропорт наверняка достался Магомедовым. Причем, стоимость аэропорта снизилась с изначальных 4-5 миллиардов долларов до 2,8 миллионов.

По оценкам специалистов, братья аккумулировали активов в общей сложности на сумму около 50 млрд. долларов и более чем готовы участвовать во второй волне приватизации, идейным обоснователем которой является их верный друг Аркадий Дворкович. Дагестанская группировка предпринимателей, входящая в так называемую «группу либералов», приближенную к Дмитрию Медведеву, в последнее время стала составлять слишком серьёзную конкуренцию команде Путина, а также нести реальную угрозу национальной безопасности страны. Последней каплей, переполнившей меру терпения Путина, стало распоряжение Аркадия Дворковича о передаче всех энергетических систем Северного Кавказа и Краснодарского края (куда входит и Сочи с Олимпиадой) в доверительное управление (с правом приватизации) некой сингапурской компании Eurasia Energy Holdings, учреждённой Ахмедом Билаловым и южнокорейскими инвесторами. Проще говоря, ближайший чиновник из окружения Дмитрия Медведева, предложил подарить все платежи от энерготарифов, собираемые с огромных территорий Краснодарского края и Северного Кавказа некой «частной лавочке», зарегистрированной в Сингапуре, но в действительности - подконтрольной двоюродному брату Магомедовых.

Как говорится, факт открытого и масштабного разворовывания страны на лицо. Другой каплей, переполнившей меру президентского терпения, по-видимому, стал инцидент, связанный с финансовым обескровливанием Объединенной Зерновой Компании (ОЗК) – государственного агропромышленного комплекса, отвечающего за регулирование зерновых интервенций, хранение зерна государственного интервенционного фонда и стратегического запаса. Как пишет сетевое издание web-compromat.com, в конце 2011 года в ОЗК пришла новая команда менеджеров, тесно связанная с Зией Магомедовым, а в начале 2012, благодаря активной поддержке вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича, «Сумма-Капитал» Зии Магомедова получила контроль над ОЗК.

По оценкам Центра финансовых расследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, с момента перехода госкомпании под контроль «Суммы» из бюджета компании через собственный торговый дом и подставную швейцарскую фирму «Soyuz Commodities S.A.» посредством липовых контрактов было выведено в общей сложности 15 млрд. руб. Попытка аффилированного с «Суммой-Капитал» менеджмента скрыть масштабные хищения не увенчалась успехом, в связи с этим, вероятно, свой пост в ближайшее время покинет исполняющий обязанности генерального директора Сергей Поляков. В конце 2012 года Магомедов в интервью газете «Ведомости» рассказал о планах создания глобальной зерновой компании мирового уровня, а президент «Суммы» Александр Винокуров заявил в интервью «Коммерсанту», что «опыт компании в транспорте и логистике поможет ОЗК создать современную инфраструктуру и упрочить позиции российского зерна на мировом рынке в самое ближайшее время». С бизнесом пока не получается.

Но основной смысл покупки Объединенной зерновой компании состоял не столько в получении ее бизнеса, сколько в контроле над принадлежащем ей Новороссийским морским портом и концентрации в руках «Суммы» перевалочных мощностей, а также загрузки существующих логистических цепочек государственным зерном. Между тем, убытки компании по итогам 2012 резко обострили конфликт вице-премьера Дворковича со структурами, близкими к президенту Путину, которые не видят ничего хорошего не только в усилении бизнеса Магомедовых, но и в ущербе, наносимом группой «Суммы» российскому сельскому хозяйству. История с загадочными менеджерами, введенными кланом Магомедовых при содействии Дворковича в руководство Объединенной Зерновой Компании, точь в точь походит на историю с десантированием «трёх эффективных менеджеров», имевших в прошлом прямое отношение к рейдерским захватам, в управление Международного аэропорта «Шереметьево».

Напомним, 1 декабря 2012 года в обстановке повышенной секретности на должность замов генерального директора ОАО «МАШ» М.Василенко по ходатайству члена совета директоров «МАШ» и супруги Дворковича Зумруд Рустамовой, были назначены три человека: Сергей Ярышев, Александр Олейник и Александр Ильин. Длительное время руководство аэропорта скрывало информацию о произведённых кадровых назначениях. А позже объяснили их необходимостью усиления команды для реализации масштабных инвестиционных программ, связанных с возможным объединением госактивов - аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» - в одну управляющую компанию, в дальнейшем подлежащую приватизации. Однако после начавшегося конфликта интересов Зумруд Рустамову в спешном порядке вывели из совета директоров ОАО «МАШ», а проект объединения аэропортов вместо профильного вице-премьера Аркадия Дворковича президент перепоручил Игорю Шувалову.

По информации сетевого издания «Век», этот «кусок» в виде объединенных аэропортов «увели» от вице-премьера, чтобы он гарантированно не достался стоящим за ним бизнесменам, ранее претендовавшим на активы этих аэропортов. Между тем, в управлении ОАО «МАШ» остались люди Дворковича, по некоторым данным оттеснившие от реального управления М.Василенко, что в обострившейся борьбе сфер влияния выглядит, мягко говоря, нелогично. Особенно, если учесть, что Сергей Ярышев, отстаивая интересы своих «патронов» - бизнесмена Александра Анатольевича Пономаренко – миллиардера из списка Forbes, и его партнёра, тоже миллиардера и к тому же депутата, Александра Скоробогатько, принимал непосредственное участие в смене власти внутри «Новороссийского морского торгового порта» НМТП, того самого, где сейчас активно работает Следственный комитет и ведутся обыски. В то время С. Ярышев занимал должность директора по безопасности порта, и именно он отдал приказ не пускать на территорию гендиректора. У Понаморенко было всего лишь 10% акций НМТП, но он пользовался поддержкой своего друга депутата от «Единой России», члена Совета Федерации и члена Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александра Скоробогатько, и вскоре порт полностью перешёл под их контроль в доле с Аркадием Ротенбергом. После чего в 2011 г. НМТП был продан «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова.

В настоящее время Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг, до сих пор не проявлявшие интереса к аэропортовым активам, намерены претендовать на объединенные «Шереметьево» и «Внуково». Но открытым остаётся вопрос: а не продадут ли они приватизированный авиатранспортный узел всё тем же Магомедовым, как это произошло с Новороссийским морским портом? Складывается впечатление, что в так называемых правящих «командах», где-то на среднем уровне, ведётся своя собственная игра, у которой есть свои запасные варианты. И им всё равно, как будут складываться взаимоотношения Путина и Медведева, главное - чтобы активы достались тому, кому надо. Слишком соблазнительной для олигархии выглядит идея второй волны приватизации, предложенной Дворковичем. Со слишком богатыми людьми водит знакомства жена Дворковича – Зумруд Рустамова, заседающая в советах директоров многих госкомпаний и являющаяся многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова.

По мнению аналитиков, начавшаяся война за сферы влияния между командами Путина и Медведева требует от президента радикальных волевых усилий. А, кроме того, конфликт интересов не сможет не отразиться на судьбе «тандема». Но, пожалуй, самую главную роль в этом конфликте играет Светлана Медведева, по версии некоторых СМИ она настолько сблизилась с Магомедовыми, что в прессе появились так и не опровергнутые никем публикации о 20-процентной доле супруги премьер-министра в доходах и бизнесах братьев.

Ольга Синицына

Accelerated with Web Optimizer