ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяВ мире › Новые торговые пути Китая

Новые торговые пути Китая

19.02.2013, 16:23

На этой неделе китайские компании возобновляют деловую активность после новогодних праздников. Оказывается, длинные праздники (в Китае они продолжались порядка двух недель) не помеха для активного роста экономики. Новогодним подарком для Китая стала новость о том, что торговый оборот Китая за 2012 год превысил аналогичный показатель США. Цифры, практически равные $3,87 трлн у Китая против $3,82 трлн у США.

Формально, США все же сохраняют за собой лидерство за счет импорта и экспорта услуг – $4,93 трлн. Это показывает, что Китай уже стал одним из важнейших звеньев в мировой торговле и что его дальнейшая политика будет в максимальном наращивании торговых связей, диверсификации торгового оборота и создании новых путей для экспорта и экспорта сырья и товаров.

Одним из таких путей развития должна стать новая сеть железных дорог, в которых напрямую заинтересован Китай. В начале февраля правительство Китая ободрило проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Общая стоимость проекта составляет $2 млрд – не так уж много для богатого восточного соседа. Ранее обсуждался вариант со строительством дороги по маршруту дороги Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран, но его реализация обходилась дороже.

Власти Таджикистана, конечно, хотели получить на своей территории новую транспортную магистраль, которая могла бы поспособствовать развитию национальной экономики, но фактический заказчик железной дороги решил иначе. Дело в том, что хотя общая протяженность дороги получается больше, в Таджикистане всю инфраструктуру необходимо строить с нуля, в то время, как маршрут через Узбекистан позволят использовать часть существующей железнодорожной инфраструктуры.

Интересно, что существуют два варианта строительства железной дороги. Один из них это концессия, при которой Китай полностью за свой счет построит железнодорожную магистраль и соответственно будет сам ее эксплуатировать. Передача ее Кыргызстану может произойти только через несколько десятков лет.

Второй вариант, более традиционный – с привлечением пула инвесторов, в том числе из Европы. Проект прохождения трассы должен будет представлен уже в конце весны – год назад было подписано соглашение с китайской корпорацией по строительству дорог и мостов ( CRBC ).

Еще одним интересным маршрутом может стать путь через Таджикистан в Афганистан и дальше в Иран.

По признанию Минобороны США в перспективе железная дорога на севере Афганистана создаст совершенно новый транспортный коридор для стран Центральной Азии и позволит им получить доступ к иранскому порту Бендар-Аббас. Это позволит создать железнодорожный коридор, который будет независим от влияния России и сможет обеспечить выход на мировые рынки, которого раньше у них никогда не было.

Уже сейчас Узбекистан построил и ввел в эксплуатацию 126 км железной дороги на территории Афганистана. Действительно, сейчас экспортные потоки из стран Центральной Азии фактически контролируются Россией и кроме того, получаются довольно дорогими.

Маршруты далеко не оптимальны, а кроме того подразумевают неоднократную перевалку грузов, что естественно увеличивает стоимость перевозки. Открытие прямого доступа к порту в Персидском заливе, действительно открывает невероятные возможности, которых регион никогда не имел.

В частности это упростит экспорт зерна из Казахстана в страны Персидского залива, и не будет связан с обязательной транспортировкой через территорию России в Новороссийск и дальше морским путем.

Пожалуй, единственным отрицательным фактор оказывается недостаточная стабильность в регионе. Однако, если взять Афганистан, то там магистраль пройдет через спокойные северные территории, а Иран сам по себе стабилен и вся напряженность привносится из вне.

Китай присматривается и к Российскому проекту строительства магистрали «Белкомур» («БЕлое море-КОМи-УРал»), которая должна напрямую соединить Пермский край (Соликамск) с Архангельском. Строительство этой магистрали планировалось еще 100 лет назад и в настоящее время существуют ее отдельные участки. Китаю, это направление тоже интересно – фактически это выход в Северную Европу, Великобританию.

Таким образом, мы видим, что через 5-10 лет ситуация в мировой экономике может существенно измениться, возникнут новые торговые пути и связи, новые геополитические интересы.

Очевидно, что Китай становится еще одним «полюсом» в многополярном мире и пока его усиление несет для стран Европы и Азии больше позитива, нежели опасности.

Accelerated with Web Optimizer