Русская рулетка для российских пенсионеров от Путина
29.01.2013, 13:59
Располагая полным спектром возможностей для того, чтобы буквально «залить» реальный сектор отечественной экономики деньгами, российские власти продолжают с упорством, достойным лучшего применения, мусолить любимый либеральный фетиш под названием «поиск частного инвестора».
Теперь российский Президент - Владимир Путин, который позиционирует себя в качестве национально ориентированного лидера, решил осуществить патриотический «апгрейд» этой порядком набившей оскомину идеи.
По мнению Президента, следует не делать упор на привлечение внешних инвестиций, а действовать с опорой на внутренние резервы. Изрядная доля здравомыслия, содержащаяся в этом посыле, разумеется, не может не радовать. Однако выбранная главой государства форма реализации свидетельствует о том, что первое лицо РФ никак не может выбраться из-под жесткого идеологического прессинга со стороны доминирующей элитной тусовки неолиберального толка.
На прошедшем 25 января совещании по развитию фондового рынка Президент озвучил предложение, суть которого состоит в том, чтобы российские компании (видимо, преимущественно с госучастием) в процессе выхода на рынок и первичного публичного размещения на нем своих акций (так называемое IPO) отдавали приоритет «домашним» площадкам.
– Проведение приватизации внутри страны — это свидетельство того, что Россия опирается на свою рыночную инфраструктуру. Приватизация должна в том числе работать на повышение капитализации нашего собственного фондового рынка, а не на разогрев зарубежных финансовых площадок, — вполне обоснованно выразил свое недовольство по поводу сложившегося положения вещей Президент. Путин также задался риторическим вопросом по поводу «сакрального смысла» в произошедшем объединении двух крупнейших российских бирж ММВБ и РТС, если «все наши основные компании, в том числе и с государственным участием, за рубежом стараются найти деньги».
Однако в общем пафосе путинской речи есть тревожащая доля лицемерия. Само государство подает крупнейшим (как казенным, так и частным) игрокам наглядный пример игнорирования интересов российского реального сектора, отказываясь конвертировать поступающие в страну нефтедоллары в инвестиционные проекты внутри России. Вместо этого львиная доля изъятой у сырьевиков общенародной ренты переправляется в заокеанскую кубышку — Резервный фонд, где используется нашими прямыми геополитическими добропыхателями в качестве финансовой подпорки под покосившуюся долларовую пирамиду.
Кроме того, сама офшорная природа российской экономики, на которую, насколько можно судить, даже не думает покушаться ВВП, лишает смысла его сетования по поводу «непатриотичного» характера размещения акций отечественными компаниями. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут. И вообще, как можно искренне сокрушаться о том, что часть российских капиталов в виде акций госкомпаний оседает в карманах западных биржевых игроков, когда «дочки» наших многих сырьевых гигантов официально имеют офшорную прописку, что позволяет их топ-менеджменту безнаказанно «резвиться» на ниве ухода от налогообложения и прочих форм «сравнительно честного» вывода капиталов.
Если говорить объективно, инициатива «гаранта» опирается на бесспорную фактологическую базу. Действительно, наши компании предпочитают размещаться за рубежом. За последние три года из 18 компаний с российскими активами, которые реализовали свои ценные бумаги в виде первичного публичного предложения, лишь три предпочли сделать это у себя дома, то есть на российских биржах. Еще пять делали двойной листинг — на российских биржах и лондонской (LSE). Оставшаяся «великолепная десятка» предпочла «положить все яйца» в иностранную фондовую корзину. Однако если посмотреть шире, именно наше государство вышвыривает не только концерны с госучастием, но практически все субъекты российской экономики на международную «финансовую паперть».
Достаточно вспомнить о запретительно высокой ставке рефинансирования, которую заломил ЦБ. Теперь Путин озвучил предложение создать финансовый макрорегулятор, который бы занимался регулированием и надзором не только над банковским, но и над фондовым (то бишь инвестиционным) институтами российской экономики. Многие эксперты высказывают мнение, что это предложение, скорее всего, будет реализовано на базе именно ЦБ, который готов включать печатный станок лишь под очередную порцию нефтедолларов, поступающих в страну. Это значит, что практика зажимов, всевозможных «стерилизаций», как можно предположить, распространится и на эту важнейшую сферу.
Еще один малоутешительный вывод, который можно сделать из выступления Владимира Путина, заключается в том, что высшее руководство РФ, судя по всему, по-прежнему не рассматривает государство в качестве источника внутренних инвестиций, полагаясь на инвестиционные возможности фондового рынка. При том что и происхождение, и текущие параметры продолжающейся глобальной экономической турбулентности ставят под сомнение эффективность данного института рыночной экономики как такового. Напомним: именно «финансовые пузыри», которые старательно надувала транснациональная спекулятивная братия на ипотечном и прочих сегментах фондового рынка, стали основным пусковым механизмом нынешнего кризиса.
Впрочем, несмотря на то что спекулятивные фондовые игры госкомпаний бесконечно далеки от подавляющего большинства населения, они все же до сих пор не несли прямой угрозы их кошелькам. В отличие от ситуации, которая сложится, если будет принята к исполнению еще одна предложенная Президентом новелла. В ходе уже упомянутого совещания Владимир Путин предложил в качестве одного из источников «разогрева» российского фондового рынка использовать средства ПФР. То есть по большому счету деньги пенсионеров.
– Нужно поддержать внутреннего инвестора. Для целого ряда российских инвесторов, включая и Пенсионный фонд, в настоящий момент существуют ограничения по участию в первичных размещениях. Предлагаю обсудить возможность отмены этих ограничений, — недвусмысленно намекнул Президент на такую возможность.
Здесь стоит напомнить, что эти ограничения были наложены не случайно. Даже в тучные докризисные годы, когда российский фондовый рынок переживал стремительный рост, а его участники испытывали «легкое головокружение от успехов», вложение в подверженные спекулятивным скачкам фондовые активы представлялось более чем рискованным.
Стоит ли говорить о том, что в условиях нынешних туманных перспектив рынка степень надежности таких вложений можно сравнить с исходом игры в «русскую рулетку». Эту очевидную мысль подтверждают итоги прошедшего года. Несмотря на то что в целом индекс ММВБ вырос примерно на 6,2%, это все равно существенно ниже даже официальной оценки инфляции, составляющей порядка 6,5–6,7%.
Проще говоря, в реальном выражении доходность вложений в российские акции оставляет желать лучшего. Таким образом, использование механизмов фондового рынка, скорее всего, приведет не к приращению, а к частичной потере накопленных пенсионных капиталов и разрастанию бюджетной «дыры» ПФР.
Василий Ваньков