Государева дубина и око в России
16.01.2013, 11:20
Следствие – это реальная власть.
Это возможность уголовного преследования.
Возможность создавать «красные крыши» – брать деньги с предпринимателей, перераспределять собственность.
Если у тебя в руках следствие, ты априори имеешь коррупционные возможности.
Поэтому без боя следственные полномочия никто не отдаст...
Это возможность уголовного преследования.
Возможность создавать «красные крыши» – брать деньги с предпринимателей, перераспределять собственность.
Если у тебя в руках следствие, ты априори имеешь коррупционные возможности.
Поэтому без боя следственные полномочия никто не отдаст...
Вчера, 15 января, Следственный комитет РФ отметил свою вторую годовщину образования. В 2011 году, после затяжной подковерной борьбы между «государевым оком» - генпрокурором Юрием Чайкой и его амбициозным первым замом, председателем СКП Александром Бастрыкиным, Следственный комитет выделили из состава прокуратуры в отдельное ведомство.
Пояснительная записка к законопроекту «О Следственном комитете РФ» оптимистично уверяла, что создание СК повысит эффективность как прокуратуры, так и следственных органов.
Прошло два года, но эффективности у следователей и прокуроров не прибавилось, отмечают эксперты в данной специфической области. По факту, дело ограничилось распределением власти и коррупционных потоков в правоохранительной системе.
Кроме того, в лице Следственного комитета Кремль получил увесистую дубину, с помощью которой удобно разбираться с оппозицией. Отметим, что СК РФ подчиняется напрямую президенту Владимиру Путину...
Идея создания Следственного комитета была отражена еще в концепции судебной реформы 1991 года. На практике создание единого следственного органа вылилось в переключение контрольной функции с прокуроров на руководителей следственных подразделений. В результате, прокуратура лишилась большой доли полномочий в отношении следствия, и это очень плохо.
С точки зрения власти над следствием, прокуратура потеряла возможность отменять постановления следователя, возможность разрешать отводы, заявленные следователем, возможность для прокуроров лично расследовать уголовные дела и совершать следственные действия.
Прокуроры перестали возбуждать уголовные дела, лишились права задерживать людей, потеряли право применять меры пресечения. По сути, властные функции в отношении следствия у прокуроров испарились.
Кстати, в настоящее время в России вести в России следствие и заводить уголовные дела могут четыре ведомства: МВД, Следственный комитет, Наркоконтроль и ФСБ.
Отметим, что органы госбезопасности никогда и никому своих полномочий не отдавали. У них всегда была своя компетенция, они боролись с врагами народа – так было, и так будет.
Дел очень много в МВД – но и ведомство Владимира Колокольцева не хочет делиться полномочиями.
Оно и понятно: следствие – это реальная власть. Это возможность уголовного преследования, возможность создавать «красные крыши» – брать деньги с предпринимателей, перераспределять собственность.
Если у тебя в руках следствие, ты априори имеешь коррупционные возможности. Поэтому без боя следственные полномочия никто не отдаст.
По мнению экспертов идея создания в России единого следственного органа, видимо, провалилась.
Во всяком случае, ее реализация отложена очень надолго. За эти два года мы так и не увидели кардинальных изменений в квалифицированности и эффективности расследований.
Мы увидели лишь борьбу двух бюрократических структур, в результате которой одна из них – прокуратура – оказалась ослабленной.