ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Три сосны внешнеполитической путаницы Украины

Три сосны внешнеполитической путаницы Украины

19.12.2012, 11:08

Киев натужно пытается совместить стратегическое партнерство с Россией и планы интеграции в ЕС, при этом сохраняя дружественные отношения с НАТО.

Обычно национальные интересы страны диктуют правительству выбор модели поведения и формата партнерских отношений.

Но возможно ли взаимовыгодное партнерство с Россией, ЕС и НАТО одновременно?

Украина - Россия

После президентских выборов в Украине в 2010 году и победы Виктора Януковича в гонке за пост главы государства нормализация отношений с РФ перешла в плоскость актуальных задач повестки дня. В то время главным позитивным сигналом стало принятие Верховной Радой Украины (парламент) внесенного президентом В. Януковичем закона "Об основах внутренней и внешней политики", важной составной частью которого стало подтверждение внеблокового статуса Украины, то есть ее отказ от вступления в НАТО как главного фактора обеспечения национальной безопасности.

И Россия, и Украина пытались использовать новые возможности, чтобы активизировать сотрудничество, но со временем иллюзии развеялись. Прежде всего, из-за сложностей в процессе согласования национальных интересов двух стран, взаимоприемлемом понимании итогов газовых переговоров, напряженности в торгово-экономических вопросах. Активизация переговоров Украины с Евросоюзом также стала существенной проблемой, осложнившей отношения с РФ.

Россия хотела видеть Украину в составе Таможенного союза (ТС), поэтому евроинтеграция украинской стороны создала диссонанс с интересами Кремля. Чтобы гармонизировать европейский и российские векторы внешней политики, Украина предложила сотрудничество с Таможенным союзом по формуле "3+1", то есть секторальные партнерские отношения, но без членства Украины в ТС.

Однако российская сторона посчитала такой формат неприемлемым. Украина также заявляет, что приложит все усилия для того, чтобы сблизиться со странами Таможенного союза, поскольку там сосредоточен огромный рынок для украинских товаров. В ходе визита В. Януковича в Россию в октябре этого года глава украинского государства заявил о необходимости углубления отношений Украины с ТС. По его словам, это сотрудничество "будет приносить пользу товаропроизводителям обеих стран, а экономике - только пользу". Российскую сторону не устраивают заявления Украины, не подкрепленные конкретными действиями.

Как "принуждение к союзу", по мнению украинских экспертов, Россия использует цену на газ. К примеру, РФ предложила снизить цену на газ для украинских потребителей до 160 долл США при условии вступления Украины в Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана. Киев пока предложение принимать отказывается. Поэтому цена на российский газ для Украины в первом квартале следующего года ожидается на уровне около 432 долл за 1 тыс куб. м. В. Янукович заявляет, что Украине "надо работать над усовершенствованием отношений со стратегическим партнером - с Россией", но при этом "нельзя забывать и о своих интересах, в частности, об увеличении добычи собственных энергоносителей и о диверсификации их поставок", то есть об энергонезависимости. Основная задача, которую поставил перед собой украинский Кабмин в этом году, -- это избавить страну от энергетической зависимости. Правительство планирует решить задачу через 5-10, а то и 15 лет.

По оценкам Международного энергетического агентства, на реализацию всех планов новой энергетической стратегии к 2030 году Украине потребуется 1,7 трлн грн /207 млрд долл США/. Это существенно больше, чем объем ВВП Украины, в 2011 году составивший 165 млрд долл.

Получается, что ежегодно Киев должен тратить на свою энергетику как минимум по 12 млрд долл США. Исследователи центра Разумкова считают, что к 2030 году Украина реально сможет нарастить объем добычи газа только до 30-35 млрд куб. м, то есть вдвое меньше ожиданий государства. И то при условии полноценного финансирования. Украина продолжает быть самым крупным потребителем российского газа в Европе. Невзирая на украинские проекты диверсификации, Россия по-прежнему является для Украины основным поставщиком энергоносителей. Украина практически два года вела и продолжает вести с РФ длительные переговоры о снижении цены на газ, которую Киев считает несправедливой.

По мнению украинских экспертов, состояние украино-российских отношений сегодня не отвечает положению Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который был заключен 31 мая 1997 года. Проблемами в отношениях, по мнению украинской стороны, стали вопросы ценообразования, поставки и транзита природного газа, что не только задевает жизненные интересы населения Украины, но и эффективность двустороннего сотрудничества. Российско-украинские отношения, таким образом, в очередной раз "стали жертвой" геополитических метаний Украины.

Украина - Евросоюз

Украинские чиновники заявляют, что евроинтеграция остается приоритетом во внешней политике страны. Украина не может двигаться одновременно и в ЕС, и в Таможенный союз. Вице-премьер-министр Украины Валерии Хорошковский отметил, что такие разнонаправленные внешнеполитические действия называются шпагатом, а это "достаточно неудобная поза" для ведения политики.

ЕС, в свою очередь, внимательно следит за длительной дискуссией между Украиной и Россией относительно цены на газ, поскольку Украина -- крупный импортер природного газа из России и страна-транзитер газа, поставляемого в ЕС.

Руководители ЕС Жозе Мануэль Баррозу и Кэтрин Эштон предостерегают Украину и Россию от возможного "газового" кризиса вследствие длительной дискуссии относительно цены на газ. Для ЕС важно, чтобы текущие переговоры Украины и России о снижении цены на газ не помешали выполнению Украиной обязательств по Договору об энергетическом сообществе и не угрожали поставкам газа в Европу. ЕС, Украина и Россия совместно заинтересованы в бесперебойном функционировании цепи от производителя через транзитную страну до потребителей в Европе. В Евросоюзе отмечают, что хотя трехстороннее сотрудничество в энергетике на взаимовыгодных условиях привлекает много внимания, отношения ЕС с Украиной в любом случае находятся в тени отношений с Россией.

Когда в 2009 году Киев и Брюссель начинали переговоры о Соглашении об ассоциации и зоне свободной торговли, Еврокомиссия ставила Украину в пример другим странам Восточного партнерства -- она должна была первой подписать этот, как отмечали европейские чиновники, "беспрецедентно амбициозный документ". Но несколько лет назад Киев потерял пальму первенства в процессе европейской интеграции.

Отношения Украины и ЕС практически год назад испортило дело "экс-премьера Юлии Тимошенко". По мнению европейцев, Ю. Тимошенко была осуждена по политическому мотиву. Европарламент призывал Верховную Раду внести поправки в уголовное законодательство, изъять уголовную ответственность за политические действия, совершаемые государственными чиновниками, и действовавшими на официальном уровне.

Все же 30 марта этого года Соглашение об ассоциации было парафировано. Несмотря на это, его подписание и ратификация могут состояться только в случае выполнения Украиной определенных требований. Официальный Киев заявляет, что планирует подписать Соглашение об ассоциации в следующем году, но не говорит о конкретных результатах работы по выполнению требований ЕС, необходимых для завершения переговоров.

Различные политики ЕС неоднократно подчеркивали, что двери Европейского Союза открыты для Украины, если страна или ее руководство сможет доказать приверженность европейским ценностям. Руководство страны надеялось, что честные парламентские выборы, которые прошли в Украине 28 октября, поспособствуют активизации сотрудничества с Евросоюзом.

Но эти надежды себя не оправдали. ЕС после выборов в Верховную Раду выступил с рядом критических заявлений касательно установления результатов голосования в некоторых одномандатных округах. Европейская сторона обещает подписать Соглашение об ассоциации с Украиной до ноября 2013 года, что, по словам В. Януковича, является "долгожданным шагом, которого мы ждали от Евросоюза". Соглашение об ассоциации выгодно для обеих сторон. Вопрос соглашения есть ключевым, но не единственным в двусторонних отношениях Украины и ЕС.

Сотрудничество может продолжаться и без него. Евросоюз уже давно предлагает Украине 610 млн евро льготных кредитов для покрытия дефицита государственного бюджета и более 200 млн евро безвозвратной финансовой помощи на поддержку отдельных бюджетных программ. Впрочем, эта помощь сейчас заблокирована, ведь украинская власть медлит с выполнением требований, которые перед ней ставит ЕС. И проблема не только в осужденной Ю. Тимошенко или сомнениях в демократичности выборов.

По словам экспертов, речь идет о медленном процессе приближения к европейским стандартам и связанной с ними прозрачностью публичных финансов. Только сложная финансовая ситуация может заставить украинское правительство быть более кооперативным в этом аспекте по отношению к ЕС.

Украина - НАТО

Расширение НАТО на Восток усиливает негативные процессы во взаимоотношениях Украины с некоторыми соседними странами. Отношения "НАТО - Украина" были официально запущены в 1991 году, когда страна вступила в Совет североатлантического сотрудничества. Через три года Украина стала первой постсоветской страной, присоединившейся к "Партнерству ради мира". В 2002 году президент Леонид Кучма заявил, что Украина стремится к полному членству в НАТО. Стремление Украины в альянс получило новый импульс в период после "оранжевой революции".

В то время лидеры стран НАТО не только выразили поддержку плану реформ нового украинского лидера Виктора Ющенко и его намерениям укрепить отношения Киева с альянсом, но и начали интенсивный диалог с Украиной по поводу вступления в НАТО.

Диалог "Украина - НАТО" часто поддерживался военным сотрудничеством. В этом году, военные учения "Си бриз" были сосредоточены на борьбе с морским пиратством и продемонстрировали возможности совместного авиационного патруля американской и украинской военно-морской авиации. Военный обмен опытом выходит за рамки учений и включает в себя обучение персонала, сотрудничество в области закупки оборонных вооружений и оборудования для борьбы с чрезвычайными ситуациям.

Тем не менее, несмотря на первоначальный хорошо документированный энтузиазм к полноправному членству в НАТО, Украина в последнее время обуздала свои устремления. Победа на президентских выборах В. Януковича в 2010 году привела к тому, что Украина официально сняла свою заявку на полноправное членство в НАТО с продолжением намерений к дальнейшей европейской интеграции.

Причин тому несколько. Киев должен из-за зависимости от поставок российского газа приспосабливаться к России, которая испытывает беспокойство в связи с расширением деятельности НАТО в рамках своей бывшей сферы влияния.

Во-вторых, опросы общественного мнения показали, что большинство украинцев не обязательно поддерживают членство их страны в НАТО. Согласно опросу, проведенному в октябре этого года фондом "Демократические инициативы", 65 проц украинцев не поддерживают вступление страны в НАТО. И третьим фактором является то, что "оранжевая революция" в свое время привела к установлению прозападного правительства, а возвращение к власти В. Януковича показало, что Украина в последнее время отошла от преимущественно западных представлений о демократии.

Несмотря на решение Украины не стремиться к полноправному членству, отношения НАТО с Киевом, тем не менее, остаются довольно теплыми. В НАТО заявляют, что Украина важна для обеспечения энергобезопасности ЕС.

Двустороннее сотрудничество по-прежнему происходит и осуществляется, в том числе, посредствам учений "Си Бриз", что является важной частью отношений "НАТО - Украина".

До сих пор Украине удавалось грамотно лавировать между взаимоисключающими вариантами - сотрудничеством с Западом и Востоком. Но с каждым годом это становится все труднее - партнеры Украины требуют более конкретных действий.

Правительство Украины заявляет об "экономическом прагматизме" и не сосредотачивается лишь на перспективах сотрудничества с Россией или Евросоюзом, а продолжает искать новых партнеров. В качестве потенциальных компаньонов страна видит США, Китай, Южную Африку и страны Латинской Америки.

Как долго Украина сможет продолжать вести выжидательную политику? Перед лицом мирового экономического кризиса, страна, в частности, нуждается в дополнительном финансировании как со стороны России, так и Международного валютного фонда, ориентированного на Запад.

Поэтому основные игроки на мировой геополитической арене могут поставить Украину перед выбором. И выбирать все же придется.

Accelerated with Web Optimizer