Кремль разбазарил внешнеполитические точки опоры – Путин призывает сосредоточится на постсоветизме
14.12.2012, 08:52
Руководство России, растратив последние внешнеполитические точки опоры и осознавая перспективу вероятной изоляции в мировом евро-долларовом пространстве, в полном смысле слова начало «табанить» на постсоветское пространство.
Так в распоряжении «Ъ» оказался проект «Концепции внешней политики РФ», разработанный МИД РФ по указанию президента. По сути, это внешнеполитическая платформа России на третий президентский срок Владимира Путина.
Как следует из документа, РФ видит себя островом стабильности во «все более труднопредсказуемом» и «турбулентном» мире, а главным приоритетом своей внешней политики считает постсоветское пространство.
Поручение МИДу разработать новую концепцию внешней политики Владимир Путин дал в день своей инаугурации 7 мая – оно содержится в его указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ».
Подготовленный проект, который на днях был направлен адресату и другим ведомствам, президент должен подписать в декабре – проставив в него конкретную дату. Прежние концепции – 2000 и 2008 годов – действовали на протяжении всего срока пребывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева на посту президента.
Таким образом, речь, по сути, идет о внешнеполитической платформе РФ как минимум на третий президентский срок Владимира Путина, пишет «Коммерсант».
В частности, в документе детально проработан тезис о том, что окружающий Россию мир крайне нестабилен, а причиной многих проблем являются попытки Запада, в особенности США, вмешиваться во внутренние дела других государств. Также в концепции внешней политики впервые появилось понятие "угроз в информационном пространстве".
России авторы документа отводят "уникальную, сформировавшуюся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". Вокруг этой сверхмиссии и должна, по мнению авторов концепции, строиться внешняя политика РФ.
В частности, Россия должна помогать спасению мировой экономики, содействуя "формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры", а также мешать вмешательству во внутренние дела государств, в том числе противодействуя использованию в этих целях новых интернет-технологий.
Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью «мягкой силы». Этот термин Владимир Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу.
В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка – «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
С помощью такой «мягкой силы» Москва надеется создать «объективный образ страны», а заодно улучшить «информационное сопровождение» своей внешней политики.
Для этого предполагается использовать «возможности новых технологий» (Twitter-дипломатия), а также потенциал «многомиллионной российской диаспоры» за рубежом.
Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ.
Изменились акценты и в разделе «Региональные приоритеты». Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве.
В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется «подключить к углубленным интеграционным процессам» и Украину.
Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз – особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды – то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере.
Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.
И только после этого доходит очередь до США. От них РФ будет добиваться «правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания», а также «соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств».
Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие «дружественных отношений» с ними названо одним из «важнейших» направлений российской внешней политики.
А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен «самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики».
Эксперты считают тональность новой концепции РФ и расстановку внешнеполитических приоритетов Москвы «абсолютно ожидаемыми»...