Темы саммита АТЭС – 2012 и их изнанка
03.09.2012, 11:40
В период со 2 по 9 сентября во Владивостоке проходит саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС – 2012).
Темы, которые вынесены на обсуждение саммита, имеют важное значение и затрагивают интересы всех, заявил СМИ заместитель директора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов.
"Будут подниматься проблемы, которые затрагивают интересы всех. Каждая тема имеет свой смысл для России, и по каждой из них мы можем внести что-то новое", - сказал эксперт, пояснив, что, к примеру, по вопросу региональной интеграции и либерализации РФ "выходит с двумя очень важными моментами". Они связаны с тем, что, во-первых, Россия стала членом ВТО, поэтому может заключать новые соглашения о свободной торговле и решать многие вопросы либерализации. Второй момент состоит в том, что Россия заключила таможенный союз с Казахстаном и Беларусью, поэтому может "в большей степени втягивать АТЭС на постсоветское пространство, а через него - в Европу".
Российский эксперт также отметил роль субрегиональных интеграционных групп в содействии либерализации торговли и интеграции в рамках АТЭС. К примеру, у России могут быть более развитыми отношения со странами Северо-Восточной Азии - КНР, Японией, КНДР, РК, а также с Монголией, которая не входит в АТЭС, но географически и исторически близка к РФ. Более того, группировки в рамках АТЭС уже существуют. Это Североамериканская зона свободной торговли в составе США, Канады и Мексики, которые также являются членами АТЭС. Или Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а затем схемы партнерства - АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония, АСЕАН плюс РК. "Эти субрегиональные группировки могут дополнять друг друга и в целом действовать внутри большого форума АТЭС. Это не противоречит духу АТЭС", - уверен Г. Ивашенцов.
Другая тема саммита, касающаяся продовольственной безопасности, важна в связи с происходящими в мире резкими колебаниями цен на продовольствие. Как заметил Г. Ивашенцов, в настоящее время продовольствия достаточно, но нередко люди не могут купить его, поскольку у них не хватает средств. Кроме того, вопрос продовольственной безопасности касается качества продукции и увеличения производства. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, с одной стороны, сосредоточены наиболее развитые экономики, но там же значительное число людей испытывают нехватку продовольствия как в количественном, так и в качественном плане. "Мы можем активнее развивать сельское хозяйство в наших восточных, азиатских регионах и активнее экспортировать нашу сельхозпродукцию на рынки стран АТР, которые нуждаются в нашем продовольствии", - считает замдиректора Российского центра исследований АТЭС.
Перейдя к еще одной теме - логистике, Г. Ивашенцов напомнил, что Россия служит транспортным мостом между Европой и Азией. Необходимо совершенствование проходящих через ее территорию евроазиатских коридоров, а также создание новых маршрутов, поскольку Суэцкий и Панамский каналы, через которые в настоящее время осуществляется экспорт, к примеру, из Восточной Азии в Европу, в значительной степени перегружены. В то же время у России есть реальная возможность задействовать Северный морской путь, в чем заинтересованы и ее партнеры по АТЭС. "Ведь путь, например, от Японии до Западной Европы, будет на треть короче. И потом мы сможем по Северному морскому пути возить наши углеводороды с арктических месторождений для потребителей в АТР", - сказал специалист.
Он также уделил внимание вопросу энергетической безопасности, в котором видит важный политический компонент. "Политические и военные интересы разных стран АТР могут расходиться, но всех их волнует вопрос энергетической безопасности. И если интересы того или иного партнера не удовлетворены в этом вопросе, то возникает проблема для всех", - пояснил Г. Ивашенцов. Энергетический момент активно присутствует и в пограничных территориальных спорах в регионе, поскольку они связаны с месторождениями углеводородов. Если будут решаться вопросы энергетической безопасности, будут разрабатываться какие-то нормы энергетического партнерства, чтобы были удовлетворены интересы и производителей, и потребителей, и транзитеров, это создаст основу для политической и военной безопасности.
Отвечая на вопрос о главных проблемах, которые должна решить АТЭС на пути своего развития, эксперт отметил, что их довольно много и обусловлены они, главным образом, разным уровнем развития экономик региона. "В состав АТЭС входит 21 экономика. Они разные по уровню, с разными интересами, и все это уравновесить, все это сочетать -- очень непростая задача. Мы должны стремиться к тому, чтобы поднимать уровень развития всех участников АТЭС, чтобы давать возможности экономического роста для всех и не ставить кого-то в более привилегированное положение", - подчеркнул он.
Говоря о сотрудничестве России в рамках АТЭС, Г. Ивашенцов сообщил, что из всего объема российской внешней торговли лишь 20 проц приходится на АТЭС, а из этого количества примерно 90 проц - на США, Китай, Японию, РК. Во внешнеторговом обороте всех членов АТЭС на Россию приходится примерно лишь 1 проц. "Мы еще не задействованы в производственной кооперации, у нас слабо инвестиционное сотрудничество, практически в зачаточном состоянии", - посетовал он.
В целом же эксперт положительно оценил потенциал сотрудничества РФ со странами АТЭС, особо выделив взаимодействие с КНР. "Мы рады, что в АТЭС у нас с Китаем идет очень плодотворное сотрудничество, которое отвечает духу наших двусторонних отношений стратегического партнерства. Во многом мы выступаем с близких или идентичных позиций, и это способствует и нашему двустороннему партнерству, и укреплению сотрудничества в рамках АТЭС, где, конечно, кто-то хочет выставлять свою игру на первый план. И поддержка Китаем наших инициатив в АТЭС - это очень важный момент", - подчеркнул Г. Ивашенцов.
Важность предстоящей встречи на высшем уровне замглавы Центра исследований видит еще и в том, что впервые руководители АТЭС соберутся на Дальнем Востоке, где им будут представлены экономические возможности России, "о которых, к сожалению, пока еще не все имеют полное представление".
Вместе с тем обозреватель журнала "Огонек" считает, что Россия и здесь опоздала и вряд ли обладает волей наверстать упущенное. В России традиционно считают, что сила страны - в природных богатствах, и ее политика ориентирована на рост экспорта сырья. Но Тихоокеанский регион отнюдь не обделен ресурсами, в отличие от той же Европы, замечает журналист.
Россия в Азии - не главный и тем более далеко не единственный поставщик сырья. Более того, для серьезной игры нужны транспортные пути, выход на "большую воду", а у РФ их нет. Через 10-15 лет Китай, вполне освоит как новые энергетические технологии, так и богатства соседних Центральной Азии и Мьянмы, и игра для нашей страны и вовсе закончится, рассуждает автор материала.
России сейчас реально нечего предложить ее тихоокеанским партнерам, констатирует он, перечисляя главные "доказательства" отсталости. Так, страна почти не участвует в заметном в регионе соревновании "технологических" и "индустриальных" экономик. Сегодня за Россией зарегистрировано меньше международных патентов, чем за компанией Samsung, а инвестиции в инновационное производство в Китае превосходят российский показатель в 40 раз.
Промышленная продукция из России тоже не встречается на местных рынках: даже в поставках из нашей страны в КНР ее доля упала с 16,5% экспорта в 1995 году до 3,4% в 2011-м. Так что здесь наша страна выступает наблюдателем, а не участником "процесса", делает вывод обозреватель "Огонька".
В не менее значимой сфере финансовых отношений положение России не менее плачевно. Каждый из четырех крупнейших банков КНР имеет активы, превышающие ВВП Российской Федерации. Через 10-15 лет в регион сместятся и центры биржевой торговли, но стране нечего предложить партнерам, которые были бы готовы рассматривать ее как главного союзника, в том числе и из-за опасений перед растущей мощью Китая.
Несостоятельными выглядят и претензии России на значимую роль в логистической сфере. Мощность российских транзитных путей составляет не более 85 миллионов тонн в год: 80 миллионов тонн приходятся на БАМ и Транссиб, остальные 5 миллионов - на Северный морской путь. При этом и та, и другая артерии сейчас более чем на 80% заняты перевозкой российских грузов.
Для оценки перспектив в сфере логистики журналист предлагает сделать простой расчет: ниша для транзита - 15-20 миллионов тонн в год, что составляет не более 2% оборота, при этом для модернизации обеих сибирских дорог РЖД просит около 35 миллиардов долларов.
За неимением лучшего Россия может предложить своим партнерам только "национальную идею" своего правящего класса - роскошь, рассуждает автор. За последние 10 лет ни один саммит АТЭС не проходил в специально отстроенных для этого помещениях, а максимальные затраты на их подготовку и проведение не превышали 100 миллионов долларов. В нашей стране все по-другому: 24-й саммит стоит дороже всех предшествующих.
Смета саммита АТЭС продолжает расти: с прошлой осени прием гостей подорожал с 5 миллиардов до 6,6 миллиардов рублей, а последняя дополнительная трата - 275 миллионов рублей - запрошена из бюджета на фейерверки, удивляются "Ведомости".
Запрос дополнительных трат на фейерверки поступил из управделами президента. 25 августа премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении средств на подготовку и проведение свето-лазерно-пиротехнического шоу в акватории острова Русский, пишет газета. Она приводит еще некоторые цифры. Как следует из сайта госзакупок, ФГУП "Президент-сервис" выиграл два конкурса управделами на бронирование мест в гостиницах - соответственно на 739 миллиона и 400 миллионов рублей. По словам Хрекова, рассчитывают на 10 тысяч гостей, включая журналистов.
Питанием гостей вне гостиниц занимается "Корпус групп". На вопрос о стоимости всех услуг по питанию ее гендиректор Олег Лобанов отвечать отказался; в СМИ называлась сумма 350 миллионов рублей. Лобанов сказал только, что в основном гостям предлагается европейское меню, "но в ассортименте присутствуют и дальневосточные деликатесы: крабы, гребешки, икра и другое".
На культурную программу на саммите собирались потратить 20 миллионов рублей, следует из объявленного, но затем отмененного конкурса на сайте госзакупок. Предполагалось четыре концерта на открытых площадках с посещением 6 тысяч человек, концерты камерных оркестров и национального хорового коллектива. Культурная программа будет яркой, заверил один из организаторов саммита, в частности, перед гостями саммита выступит ансамбль танца имени Игоря Моисеева.
Еще несколько миллионов долларов, по словам местного чиновника, будет потрачено на аренду в период саммита двух сингапурских 200-местных паромов Penguin 32 и Penguin 33, говорится в статье. Паромы будут перевозить гостей на остров Русский.
На вопрос, зачем нужны паромы, если на остров Русский построен мост, представитель управделами президента Виктор Хреков ответил, что это отчасти связано с безопасностью: транспортные схемы будут варьироваться в зависимости от погоды.
В пересчете на доллары только прием гостей саммита обойдется России примерно в 206 миллионов, подытоживают "Ведомости".
А общий объем инвестиций на подготовку к саммиту, как заявил первый зампред правительства Игорь Шувалов, составит 18,7 миллиарда долларов (600 миллиардов рублей).
Для сравнения издание приводит сметы других саммитов АТЭС. Так, форум в Сингапуре в 2009 году обошелся организаторам в 71,8 миллиона долларов, саммит в Иокогаме (Япония) в 2010 году - в 277 миллионов долларов.