ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Как судили предшественников Pussy Riot в царской России

Как судили предшественников Pussy Riot в царской России

19.08.2012, 15:11

... Главное всё же состоит в другом.
Церковь у нас не только отделена от государства, но и не является правопреемницей РПЦ Российской империи.
Высшие иерархи (в т.ч. Синод) радостно в 1917 году отказались от царя.
Тем самым они прервали свою преемственность.
Нынешняя РПЦ де-факто была создана Сталиным в 1943 году и является преемником именно этого сталинистского новообразования...


Как известно три активистки панк-феминистской группы Pussy Riot за выступление на амвоне в храме осуждены на 2 года лагерей. По законам Российской империи им грозило бы до 15 лет каторги. Но «признание в невежестве» смягчило бы их наказание до нескольких недель или месяцев.

В России пока нет наказания за «богохульство». В нынешнем законодательстве ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики предусматривает пункт 2 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях. Максимальный штраф всего 1000 рублей.

Pussy Riot же судили за «хулиганство». Мы не будем вдаваться в анализ абсурдности этого обвинения – за нас это уже сделали десятки добросовестных юристов. Интереснее посмотреть, что грозило бы этим трём девушкам в царское время – ведь именно к этому времени аппелирует сегодня РПЦ, считая его своим «золотым веком» и стараясь жить по его канонам (к примеру, претендуя на признание её четвёртой ветвью власти).

Возьмём самое мрачное время – 1845 год. В стране царит рабовладение, а церковь является не только ветвью власти, но и сама вершит суд и наказания. Так, в монастырских тюрьмах содержатся сотни людей из, как сказали бы сегодня, «креативного класса».

Тюрьмы эти представляли собой земляную яму с обложенными кирпичом краями и сверху закатанную бревнами. Человека, порой скованного по рукам и ногам, бросали в этот сырой холодный погреб с крысами, которые нередко объедали нос и уши страдальцу, лишённому права иметь даже палку для защиты. Не отличалось христианским гуманизмом и содержание людей в «арестантских чуланах» и «каменных мешках» для одиночного заключения, иногда настолько тесных, что там нельзя было даже лежать, и узнику годами приходилось мучиться в скрюченном состоянии.

Так, Владимир Бантыш-Каменский, заключенный в тюрьму суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 29 декабря 1828 года по обвинению в безнравственном поведении, не продержался и месяца, умер 22 января, а декабрист князь Федор Шаховской, доставленный в монастырь 3 февраля 1829-го, скончался 24 мая того же года. Вообще, из монастырской тюрьмы нечасто выходили живыми, и те, кто смог пережить первоначальный шок, оставались там по полвека и дольше. Старообрядец Семён Шубин просидел на Соловках 63 года, а осужденный за скопчество Антон Дмитриев умер после 65 лет заточения. Таким образом, строгость наказаний за «духовные преступления» во многом превосходила наказания уголовников.

Физические страдания дополнялись моральными. В ряде случаев заключенные лишались даже права называться собственным именем, вместо которого употреблялся арестантский номер либо кличка по составу «преступления».





Возьмём самую большую и печально известную тюрьму Соловецкого монастыря. В 1830-м туда бросается крепостной философ-самоучка Фёдор Подшивалов; в 1850-м – украинский националист Георгий Андрузский; в 1861-м – священник Федор Померанцев за неправильное толкование крестьянам царского манифеста 1861 года; священник Иван Яхонтов – за служение панихиды по крестьянам, расстрелянным в селе Бездна при подавлении волнений по поводу того же манифеста.

Монастырские тюрьмы функционируют вплоть до Революции 1917 года. Вот, к примеру, какие узники сидели в суздальской тюрьме уже в начале XX века: Ермолай Федосеев – за то, что «жил в пещере и своей лицемерной праведностью привлекал к себе массы простого народа»; Иван Чуриков – «выдавал себя за целителя и чудотворца и тем эксплуатировал религиозное чувство простецов»; священник Герасим Цветков – за то, что отвергал авторитет Святейшего Синода и говорил о необходимости созыва вселенского Собора».

Но вернёмся к 1845 году и посмотрим Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

Действия Pussy Riot в ХХС, на первый взгляд, подходят под ст. 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.

Но был ли их панк-молебен богохульством? Даже многие священники не уверены в этом или даже прямо говорят – нет, не был. Тогда действия Pussy Riot можно квалифицировать по уже более мягким статьям:

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет.

Статья 233-234. Нахождение лица в не предназначенном для него месте в Церкви — денежный штраф, арест до 7 дней.

Статья 236. Непозволительное вторжение в церковь – денежный штраф, арест до 7 дней.

Вот последние две статьи – (233-234 и 236) в наибольшей мере характеризуют панк-молебен Pussy Riot. И даже по правилам свирепой Российской империи первой половины XIX века им грозило до 7 суток ареста.




(Странницы поклоняются гипсовой фигуре Серафима Саровского)

А осознание обвиняемыми собственного невежества вообще могло снизить наказание до самого минимума. Судебные дела по богохульству прямо говорят об этом. Вот ряд таких дел:

- В торговую лавку заявился выпивший крестьянин Невьянского завода с требованием отпустить ему в долг папирос. Когда лавочник отказался это сделать, при этом побожившись и указав на висевший на стене крест, крестьянин в присутствии ещё нескольких человек разразился матерной богохульной бранью. Екатеринбургский окружного суд назначил крестьянину Бердникову, богохульствовавшему в торговой лавке Невьянского завода, наказание по 2-й части 182-й статьи «Уложения о наказаниях» в низшей мере, приговорив его к аресту при полиции на три недели, ввиду «крайнего невежества подсудимого».

- Арестованный за пьянство 16-летний крестьянин Березовского завода в арестантском помещении принялся непристойно ругаться. На попытку сокамерника урезонить буяна словами «что ты, Бог с тобою», крестьянин начал ругать матерной бранью Бога, Богородицу и православную веру. Вместо грозивших ему трёх лет, по невежеству – 2 недели ареста.

- В 1902 году было возбуждено уголовное дело по обвинению в богохульстве жившего в Екатеринбурге сына коллежского регистратора Александра Ивановича Быстрова 42-х лет. Во время игры в карты, потерпев неудачу и будучи пьян, Быстров услышал замечание от одного из игроков — Малпева, что ему, Быстрову, не везёт, потому что он плохо верует в Бога. В ответ на это Быстров, по показаниям одного из свидетелей, взял карту с королём червей и, разорвав её надвое, сказал остальным игрокам, что они не в того Бога веруют, в которого веруют все, а вот в этого, и прибавил: «Что мне ваш Бог! Он — ничто; мне калоши мои дороже, так как они согревают мне ноги, а ваш Бог ничего мне не делает». Вместо грозивших трёх лет заключения – 1 месяц тюрьмы.

Ну, а главное всё же состоит в другом. Церковь у нас не только отделена от государства, но и не является правопреемницей РПЦ Российской империи. Высшие иерархи (в т.ч. Синод) радостно в 1917 году отказались от царя. Тем самым они прервали свою преемственность. Нынешняя РПЦ де-факто была создана Сталиным в 1943 году и является преемником именно этого сталинистского новообразования.

Де-юре это признаёт и государство. Интересен такой факт. В 1964 году в СССР была образована относительно многочисленная религиозная группа под названием «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). Своим идеалом эта группа видела примерно нынешнее состояние РПЦ, когда она вмешивается в государственные дела.




(Как и ныне о Pussy Riot, о церковных активистах из ВСХСОН писали мировые СМИ, в их поддержку выступали деятели культуры)

Лидеры ВСХСОН получили большие сроки: Игорь Огурцов – 15 лет, Михаил Садо – 13 лет. Оба они (а также Аверичкин и Вагин, получившие по 8 лет заключения) до сих пор не реабилитированы, хотя и не раз подавали документы на реабилитацию.

Конечно же, Огурцова, Садо (посмертно), Аверичкина, Вагина и трёх девушек из Pussy Riot – Толоконникову, Самуцевич и Алёхину – надо реабилитировать.

Хватит, навоевались друг с другом...




(Итальянская листовка «Требуем освобождения Игоря Огурцова, узника советских концлагерей». Игорь Огурцов изображен на фоне эмблемы Олимпиады-80 и цепей узника).

Толкователь

Accelerated with Web Optimizer