Героин – главная статья доходов чиновников Таджикистана
14.05.2012, 20:14
Рейтинговое британское издание Economist в статье под заголовком “Наркотики в Таджикистане. Героин стабилизирует ситуацию в бедной стране” утверждает, что наркотики стали одной из главных доходных статей таджикских чиновников.
В материале говорится, что Таджикистан считается одной из самых бедных республик бывшего СССР, где столица – Душанбе «утопает в наличности, строительных работах, а по улицам разъезжают яркие автомобили». «Очень легко предположить, откуда идут деньги» – сообщает Economist. – «Таджикистан, с его незначительным уровнем промышленности, имеет 1300-километровую границу с севером Афганистана, который является сердцем мульти-миллиардной сети по контрабанде героина». В отличие от других транзитных стран, таких как Мексика, в Таджикистане уровень преступности, связанный с наркотиками, «невысок», а «героин стабилизирует обстановку в этой стране», пишет издание.
Офис ООН по наркотикам и преступности подсчитал, что примерно 30 % афганского опиата, в том числе 90 тонн героина в год, проникает на территорию России через границы республик Центральной Азии, в основном через Таджикистан.
По мнению британского издания, западные дипломаты признают, что они не спешат «бросать вызов» вопросу причастности власти к контрабанде наркотиков. «Лишение экономики потока денег может ввергнуть страну в хаос», пишет Economist. В беседе с автором материала, имя которого не указывается, один западный дипломат заявил, что «настоящая задача заключается в том, чтобы власти шли охотно на поддержку НАТО в Афганистане. Каждый американский солдат, дислоцируемый в Афганистане, летит через Таджикистан. Зачем нам подвергать этот процесс опасности?», – задался вопросом сотрудник западного посольства.
Девид Льюис из британского Бредфордского университета уверен, что если контрабанда героина будет пресекаться, «властям надо будет арестовывать влиятельные политические фигуры, что может привести к волне насилия и возможному повторению гражданской войны», приводит его слова британское издание.
Что говорят в Таджикистане?
Представители власти в Таджикистане уверены, что «все не так плохо, как кажется». Халимджон Махмудов, начальник управления АКН по контролю за наркотиками по Согдийской области сообщил о том, что действительно, существуют факты, подтверждающие наличие связей некоторых высокопоставленных сотрудников власти с преступными группами, промышляющими на контрабанде наркотиков. «Но это явление не повсеместное», – подчеркнул он.
- Несколько групп сейчас находятся в оперативной разработке и работа продолжается. В начале этого года несколько сотрудников, занимающихся борьбой с контрабандой наркотиков, были задержаны по той же причине и, возможно, выводы были сделаны на основании этих фактов. Но, на самом деле, такой тенденции не существует. Наоборот, таджикские власти борются с теми, кто этим занимается. Неважно, где и на каких постах они работают, – заявил Халимджон Махмудов.
По мнению другого сотрудника правоохранительных органов Таджикистана, подобные вещи «должны рассматриваться по факту» и пока они не будут задержаны, и их причастность к контрабанде наркотиков не будет доказана, считать сотрудников власти вовлеченными в преступную деятельность – нельзя. Он подчеркнул, что нельзя утверждать, что эта тенденция носит «повсеместный характер, и все сотрудники власти гуляют за счет наркотиков».
Президент Рахмон: «Это стыдно»
20 апреля в своей речи президент Эмомали Рахмон признал, что факты причастности некоторых высокопоставленных сотрудников правительства к контрабанде наркотиков, имеют место.
- Нужно арестовывать, чтоб все встали на защиту, – сказал он, касаясь темы задержаний некоторых родственников сотрудников правоохранительных органов по обвинению в контрабанде наркотиков. – Вы разве сами не видели? (такое происходит) на высоких уровнях! Когда сам сотрудник Агентства по контролю за наркотиками занимается контрабандой… Когда сам сотрудник милиции, на высоком уровне, работник специального отдела, который должен заниматься предотвращением наркотиков, занимается этим… Это стыдно.
«Пантера», попавшая за решетку
В январе этого года власти Таджикистана сообщили о разоблачении группы “оборотней” в пагонах. Речь шла о преступлении, связанном с незаконным оборотом наркотиков, где участвовали высокопоставленные чиновники. Один из лидеров группы Фаридун Умаров, по кличке «Пантера», приходящийся родным братом первому заместителю председателя ГКНБ республики (и племянником замминистру внутренних дел), в момент задержания занимал пост заместителя председателя Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Фархорском районе.
Он отвечал за ситуацию в регионе, граничащем с Афганистаном, что, по версии следователей, предоставляло ему возможность наладить непосредственный доступ к наркоканалам по ту стороны границы. Другими “оборотнями в погонах” считаются некоторые чиновники в структурах МВД и ГКНБ Таджикистана, такие как начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Таджикистана Зафар Мирзоев и начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств УВД города Душанбе Тохирхон Шеров.
Помимо них, задержаны и другие офицеры и сотрудники органов, причастных к этому делу. Одним из других фигурантов дела, представляющим серьезную роль в сети наркоторговцев, является 35-летний Рустам Хаитов, по кличке «Хаммер», имеющий связи на самых высоких уровнях таджикской власти.
Фаттох Саидов, директор Агентства по борьбе с коррупцией заявил после ареста Умарова, что «задержать этих людей лишь силами правопорядка, наверное, не представлялось возможным. Если нет крыши, как можно иметь дело с наркотиками? Это и есть преступление, имеющее отношение к коррупции. Эти люди, сидя высоко, на правительственных должностях, поглаживают их по головке и подбадривают, мол, продолжайте делать», – сказал он на встрече с журналистами.
Бободжон Шафе, пресс-секретарь Агентства по контролю за наркотиками сообщил, что год от года уровень борьбы с контрабандой этого запрещенного зелья растет. По его словам, только в 2011 году в Таджикистане было конфисковано 4237 тонн наркотических средств, что на 8,6 % больше аналогичных показателей 2010 года.
- Некоторые говорят, что конфискации стало меньше. Нет, ничуть не уменьшилась. Правда в том, что в северных регионах Афганистана прекратили выращивать опий и тем самым, сократились объемы производства в этих регионах. Кроме того, стали меньше пользоваться северными путями. Но нельзя сказать, что совсем перестали использовать северные пути для переброски наркотиков, – пояснил он.
Героиновые «акулы» поглотили мелкие «рыбешки»?
Представители власти в Таджикистане говорят, мнение о том, что в последние годы контрабанда наркотиков стала лишь «прерогативой» крупных игроков этого черного бизнеса, не соответствует действительности. Халимджон Махмудов заявил, что до сих пор незаконным оборотом наркотических средств занимаются люди, разного уровня. «То, что говорят, будто бы крупные игроки вытеснили мелких рыбешек, не соответствует действительности. По-прежнему, разного рода люди занимаются этим», – сказал он.