Башар Асад назвал своего главного врага в арабском мире
27.02.2012, 17:19
Официальное государственное информагентство Сирии «Сана» выдвинуло три обвинения против Катара:
– Катар поддерживает «вооруженные террористические группировки», воюющие против правительственных войск президента Башара Асада;
– При помощи своего телеканала «Аль-Джазира» Катар ведет против Сирии успешную информвойну;
– Эмират финансирует «продажных журналистов» в России, чтобы те выдумывали и распространяли ложь о режиме.
Упреки в адрес карликового государства на берегу Персидского Залива звучат серьезно, и свидетельствуют о том, что в его лице Дамаск видит серьезного противника.
И действительно, эмир Катара, шейх Хамад бен Халифа аль-Тани объявил войну сирийскому режиму.
В в ноябре 2011 года он первым из глав арабских стран высказался за иностранное вмешательство в нарастающую борьбу за власть в Сирии. «Туда нужно послать войска, чтобы остановить убийства», – потребовал он. Оперативные группы вторжения должны предоставить вооруженные силы арабских стран.
Власти в столице Катара, Дохе, также резко отреагировали, когда на прошедшей неделе Россия и Китай заблокировали принятие Советом Безопасности ООН резолюции по Сирии. Обе великих державы тем самым дали Асаду «лицензию на убийство», как выразился рассерженный министр иностранных дел Катара, Халед бен Мохаммед аль-Аттия.
Град обвинений, посыпавшийся на Сирию, еще одно доказательство того, насколько важные позиции Катар приобрел в расстановке сил на Ближнем Востоке.
За прошедшие месяцы эмират стал прямо-таки нарасхват в качестве посредника в кризисных ситуациях. С прошлого года он улаживает конфликты в Западной Сахаре, между Эфиопией и Эритреей, в Индонезии, Сомали, Дарфуре и Ливане. И уже на этой неделе шейх Хамад может праздновать новый дипломатический успех – примирение давно враждовавших между собой палестинских организаций «ХАМАС» и «ФАТХ», согласившихся на создание правительства национального единства под его эгидой.
Но Катар не только посредничает в конфликтах, но и посылает туда оружие, войска и деньги. Борьбу ливийских повстанцев против режима Муаммара Каддафи в прошлом году он поддержал отправкой бронетехники и спецподразделений, которые должны были придать организованности наскоро собранной из добровольцев повстанческой армии.
Карликовое государство также финансировало создание телеканала «Ливия –ТВ» – важнейшего средства коммуникации для повстанцев. Судя по всему, Дамаск, кажется, серьезно опасается, что Катар проявит подобную инициативу и в Сирии.
Превращение Катара в политического тяжеловеса началось в 1995 году – после успешного путча нынешнего правителя шейха Хамада против своего отца.
Едва получив власть, он с группой преданных ему родственников начал проводить в жизнь честолюбивую программу реформ, чтобы с ее помощью улучшить жизнь 300 тысяч своих подданных. После осмотрительных экспериментов с полудемократическими формами участия граждан в делах государства, шейх Хамад объявил о проведении в 2013 году первых свободных выборов в своей стране.
К мероприятиям кампании по модернизации относилось и создание в 1996 году телевизионного канала «Аль-Джазира», превратившегося с этого времени в важнейший инструмент политики Катара. Правда, руководство телеканала постоянно отрицает влияние эмира на редакционную политику. Однако, королевский дом оказывает влияние на «Аль-Джазиру» уже тем, что частично финансирует ее.
Возможности Катара вести телетрансляции на другие страны и посылать туда солдат основаны на огромном богатстве страны.
Благодаря своим гигантским запасам природного газа он является одним из наиболее преуспевающих государств мира. В 2010 году ВВП составил примерно 75 тысяч евро на человека, с ростом в 19,4%. В экономике Катара занято около 1,5 миллиона иностранных рабочих.
Остается, правда, загадкой, почему шейх Хамад – абсолютный монарх, занимается поддержкой демократических мятежей...
Критики утверждают, что благодаря этому благочестивый шейх создает условия для установления в постреволюционных странах региона исламистских режимов. Как в Тунисе, так и в Египте с Ливией, Катар является крупнейшим кредитором окрепших там исламистских партий. Другие считают, что таким образом шейх тешит свое непомерное честолюбие: он использует вакуум власти в регионе, чтобы сделать в нем свое карликовое государство незаменимым. И богатства Катара являются для него важнейшим из инструментов.
Рост интереса Катара к Сирии имеет свои причины, в первую очередь, они в его особых отношениях с Ираном. Катар, как и его соседи, видят в борьбе за власть в Дамаске благоприятную возможность поставить собственные ограничения союзникам Асада в Тегеране. Иран находится в давней ссоре со странами залива. Совсем недавно он угрожал блокировать Ормузский пролив.
Это могло привести к прекращению транзита через пролив нефти и газа, что существенно ударило бы по странам Персидского Залива. Также соседи по заливу обвиняют Иран в том, что он провоцирует шиитские меньшинства на выступления против законной власти в своих странах.
И эмир Катара шейх Хамад едва ли нашел бы более благоприятный момент, чтобы гарантировать себе место в первых рядах тех, кто принимает решения в международном сообществе.
«Некоторые из ключевых фигур региона – Египет и Саудовская Аравия – находятся в настоящее время на переломном этапе. И Катар видит в этой ситуации возможность, имея силу и деньги, играть свою ведущую роль», – заявил Салман Шейх из института Брукингса в Дохе корреспонденту ВВС.
На фото: "главный враг" справа, с супругой