Лавров и Фрадков: смена режимов не наша профессия
07.02.2012, 15:58
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков прибыли в Дамаск для встречи с президентом Сирии Башаром Асадом. Поездка осуществляется по поручению президента РФ Дмитрия Медведева.
Накануне С. Лавров отказался раскрывать повестку дня предстоящего визита.
"Когда направляются с какой-то миссией по поручению главы государства, то суть этой миссии раскрывается обычно адресату", - отметил он. При этом российская сторона не раз подчеркивала, что не собирается просить Башара Асада уйти в отставку. "Российская политика не заключается в том, чтобы просить кого-то уйти в отставку, - подчеркнул министр. - Смена режимов - не наша профессия".
Визит высокопоставленных российских представителей в Сирию пройдет на фоне очередного кризиса в Совете Безопасности ООН. В субботу на голосование в Совбезе был поставлен проект резолюции по Сирии, не учитывающий российские поправки и неприемлемый для России. По мнению российской стороны, марокканский проект "посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам" и по сути содержал требования только к сирийскому руководству.
В итоге Россия и Китай как постоянные члены СБ ООН воспользовались правом вето и заблокировали принятие резолюции.
В самой Сирии продолжаются столкновения. По сообщениям из Дамаска, в понедельник военнослужащие сирийской армии преследовали вооруженные группы боевиков на улицах Хомса после предпринятых ими атак и терактов. В Хомсе были совершены нападения на патрули стражей порядка, автобусы и кареты скорой помощи, взорвано несколько заминированных зданий.
По мнению средневосточных экспертов, основная задача российских посланников - на месте разобраться с происходящим в Сирии, поскольку многие СМИ, особенно западные, достаточно однобоко освещают события в стране, делая упор на многочисленные жертвы среди мирного населения в результате действий сирийской армии, но забывая о том, что в стране действуют экстремистские группировки.
Отдельный разговор - о поведении сирийских оппозиционеров, которые откровенно не желают идти на диалог с властями, чувствуя поддержку Запада и игнорируют призывы, в частности, России, отмежеваться от боевиков.
Поездка руководителей МИД РФ и СВР в столицу Сирии лишний раз подтверждает твердое намерение России добиваться политического урегулирования конфликта, особенно учитывая печальный ливийский опыт. "Мы полностью поддерживаем мирные протестные демонстрации в Сирии, но вооруженная оппозиция использует их в своих целях, - сказал ранее Сергей Лавров. - Главное сейчас избежать сползания ситуации к гражданской войне".
При этом С.Лавров сказал, что некоторые западные оценки действий Москвы в Совете Безопасности "звучат неприлично, на грани истерики".
"То, что произошло в ООН - это просто пародия, - заявила глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон. - После того, как Совет Безопасности был кастрирован, нам придется удвоить наши усилия за пределами ООН и работать совместно с теми союзниками и партнерами, которые поддерживают право сирийского народа на лучшее будущее".
Напомним, что многие страны Запада и арабского мира резко раскритиковали позицию Москвы при голосовании за резолюцию о ситуации в Сирии. Россия отказалась поддержать призывы к отставке президента Асада.
И если режим Асада в конце концов падет, Россия потеряет своего последнего союзника в регионе. Позиция Москвы таким образом выглядит не слишком дальновидной.
Однако директор программ по России и Евразии Королевского института международных отношений Джеймс Шерр считает, что российскую тактику можно объяснить с точки зрения довольно простой логики – хотя для кого-то она выглядит странно.
"Россия в значительной степени черпает свое влияние и репутацию в мире, настаивая на крайне традиционном представлении о разделении внутренних и международных вопросов", - говорит Шерр.
"Это выигрышный момент, потому что Россия всегда может сказать: "Мы же не США и не ЕС. Мы - надежный и предсказуемый партнер", - продолжает эксперт. - В мире, где все еще преобладают в основном недемократические, или не слишком демократические государства, это очень важно. И Россия не может от этого просто так отказаться".
У России также есть военно-морская база в сирийском порту Тартус - единственная, которая осталась у нее в Средиземноморье. Кроме того, Москва является для Сирии основным поставщиком оружия.
"База в Тартусе снова приобретает большое военное значение, - говорит Джеймс Шерр. – И Сирия - одна из немногих стран мира, у которых были стабильные военные связи как с Советским Союзом, так и с Россией".
Тем не менее, есть признаки того, что во время переговоров в Дамаске Лавров и Фрадков могут призвать к некоторым переменам в Сирии.
Как на прошлой неделе Лавров объяснил в интервью австралийской телекомпании ABC, "мы не друзья и не союзники президента Асада". "Мы никогда не говорили, что кризис можно разрешить только, если президент Асад останется у власти", - сказал глава МИД России.
Правда при этом он добавил: "Не думаю, что политика России состоит в том, чтобы призывать кого-либо к отставке. Смена режима – это не наше занятие. Сами сирийцы должны решать, как управлять их страной, как проводить реформы и какие это должны быть реформы. Не должно быть никакого внешнего вмешательства".
Западные дипломаты видят в этом доказательство противоречивости российской позиции.
С одной стороны Москва подчеркивает, что у сирийского народа есть право выбирать своего лидера, а с другой – не дает международному сообществу поддержать попытки жителей страны свергнуть непопулярных правителей.
Несмотря на уверения России, что она пытается предотвратить эскалацию конфликта, некоторые представители сирийской оппозиции настаивают, что российско-китайское вето на самом деле приближает их к полномасштабной войне.
Впрочем, по мнению Лаврова, заблокированная резолюция ООН не накладывала "конкретных обязательств на вооруженные группы, борющиеся с режимом" и не призывала их отвести свои силы из районов столкновений.
"Такая резолюция означала бы, что СБ ООН встает на сторону одного из участников гражданской войны", - отметил глава МИД России.
Встречи Лаврова и Фрадкова в Дамаске станут для России возможностью продемонстрировать, что у нее есть альтернативные способы помочь прекращению насилия в Сирии.