Антикоррупционность на платформе связей с госчиновниками
11.01.2012, 16:37
Никто бы не знал и никому бы не было дела до того, что дела компании Cognitive Technologies в последнее время катятся под откос, если бы не антикоррупционная активность ее хозяйки Ольги Усковой. Возглавляемая ею Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) с недавнего времени развила бурную деятельность по выявлению коррупции во всех российских госорганизациях, имеющих хоть какое-то отношение к инновационной деятельности.
При этом практически все эти структуры являются крупными заказчиками и распределителями бюджетных средств, в том числе и в сфере программного обеспечения, а именно этим бизнесом занимается принадлежащая Усковой компания Cognitive Technologies. Не иначе как «инновационной» активность г-жи Усковой не назовешь, ведь до сих пор не замечено ни одного случая (!), чтобы потенциальные подрядчики открыто «мочили» своих потенциальных заказчиков (а вот тайно, отмечают отраслевые эксперты – сколько угодно). Проведем маленькое расследование необычного явления.
Найти подход к чиновникам
Компания Cognitive Technologies была создана в 1993 году при Институте системного анализа РАН. Она получила от института ряд передовых разработок программного обеспечения, в том числе по распознаванию голоса, рукописного и печатного текста, над которыми Институт работал с середины 60-х годов. Таким образом, изначально г-жа Ускова фактически «приватизировала» наработки отечественных ученых более чем за четверть века. Однако сохранить конкурентоспособные позиции ни по одной из полученных разработок ей не удалось. В начале двухтысячных компания Cognitive Technologies уже держалась только за счет программ документооборота для малого и среднего бизнеса, сектор распознавалок прочно заняли ее конкуренты.
Растратив «академическое наследие», компания Cognitive Technologies ушла бы в небытие, если бы не способность г-жи Усковой налаживать «правильные» связи с государственными чиновниками. В биографии Ольги Анатольевны в Википедии (которую, по слухам, она сама там и разместила) говорится: «Она оказала большое влияние на реализацию крупнейших государственных программ в области информационных технологий: ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», а также межгосударственных программах государств-участников СНГ» (так в оригинале – авт.).
Установив тесные контакты с бывшим министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом, Ускова сумела сделать Cognitive Technologies (СТ) одним из ключевых игроков в реализации многих государственных программ. Спустя несколько лет новый министр связи И. Щеголев фактически признал, что программа «Электронная Россия» была провалена. ГАС «Выборы» неоднократно переделывали, по ГАС «Правосудию» неоднократно возбуждались уголовные дела.
В середине двухтысячных государство объявило о поддержке инноваций и создании институтов развития. Для Cognitive Technologies окрылись новые горизонты. Ускова с подачи Реймана приняла участие в создании первого IT инвестфонда ОАО «Росинфокоминвест».
Новый фонд получил из бюджета в уставной капитал 1,45 млрд. руб., однако в течение нескольких лет, пока им управляла Ускова (а фактически Рейман), фонд никак не мог заработать. И только после того, как был назначен новый министр связи, «Росинфокоминвест», последний из заявленных институтов развития, начал реально функционировать.
По мнению экспертов рынка, основным инструментом борьбы за заказы у СТ и Ко были особые отношения с высокими покровителями. Главное – получить заказ, предложив минимальную сумму. Отечественные компании, которые серьезно относились к предлагаемым проектам, не понимали, как можно нормально выполнить работу на таких условиях.
Но, возможно, Ускова и не собиралась выполнять эти заказы. Свое они взяли, а те, кто получил другую долю, обязаны были обеспечить ей прикрытие и «отчитаться». Возможно, именно в этом и есть причина «невозможности» развития «отечественных информационных технологий», о которой любит заявлять г-жа Ускова. Люди, контролировавшие поступление бюджетных средств в своих интересах, были мотивированы к тому, чтобы «информатизация» и «электронизация» продолжались бесконечно и, прежде всего, на зарубежном оборудовании, так как его поддержка и обновление – это постоянный денежный поток.
Фактически, договариваться с высокими покровителями - это единственное «умение» г-жи Усковой, т.к. ни один из доверенных ей проектов она качественно так и не смогла реализовать до конца.
После того как Леонид Рейман был отстранен от финансовых потоков в отрасли, Ускова вдруг стала общественным деятелем, взяв на себя роль обвинителя государственных институтов. Именно с этого момента, по версии г-жи Усковой, коррупция в министерствах и государственных фондах расцвела пышным цветом. До этого госзаказы от ныне «коррупционных» министерств, видимо, глаза застили.
Если бы речь шла о разборках между «хозяйствующими субъектами», деятельность Усковой можно было бы назвать корпоративным шантажом. Именно в таком качестве стала выступать руководитель СТ, шантажируя с помощью нехитрого «черного» пиара государственные структуры.
Последнее прибежище
Вот еще цитата из биографии О. Усковой на сайте Wikipedia.org: «Входит в ТОР-5 наиболее успешных российских деловых женщин согласно рейтингу Lenta.ru за 2009 -2010 гг.» Ольга Ускова была бизнес-woman во многих рейтингах, пока имела доступ к бюджету. Как только финансовая подпитка закончилась, "пиаровский шарик" сдулся. Последний «орден» на мундире хозяйки СТ оказался липовым. Лента.ру никогда не составляла никаких рейтингов успешных российских деловых женщин, а лишь ссылалась на данные некого Института политики и бизнеса
В 2006 году была зарегистрирована Ассоциация НАИРИТ.
Именно в этом году Cognitive Technologies навсегда исчезает из рэнкинга Рейтингового агентства (РА) «Эксперт». В 2005 году фирма была включена в рэнкинг под номером 25, и то РА отметило, что данные представлены на условиях «конфиденциальности». А в 2006 году CT в рейтинге нет. Падение было стремительным, особенно учитывая, что в 2004 году СТ получила сертификат «Эксперта» в номинации "Крупнейшие компании-разработчики проектного программного обеспечения".
С этого момента бурная энергия г-жи Усковой переключилась на деятельность в сфере пиара НАИРИТ. В Интернете можно найти массу статей, выступления, информацию об исследованиях, организации конкурсов и участии в совещаниях, где засветились Ускова и ее НАИРИТ. Однако напрасно пытаться обнаружить хоть какие-то реально продуктивные следы этой активности.
Получив отказ от всех государственных инновационных фондов о сотрудничестве с НАИРИТ, отлученная от бюджетных потоков Ускова пустилась во все тяжкие. Все компании немного себя приукрашивают, но открыто владельцы врут, только когда им нечего терять.
Похоже, именно в таком состоянии находится бизнес г-жи Усковой.
С сайта компании СТ: «По данным РА "Эксперт", Cognitive Technologies является ведущей компанией в России по разработке проектного программного обеспечения». На сайте РА «Эксперт» последние новости о СТ датированы 2004-м и 2005 годами. В рэнкинге 2010 года "Cognitive Technologies", как мы уже говорили, даже не упомянута, хотя последняя в таблице 59-я компания имела в 2010 году оборот всего 25,5 млн рублей. Это не вяжется с заявлениями СТ (от 23 ноября 2011 г.), что она занимает 18% от общего объема рынка систем электронного документооборота (около $250 млн).
То есть компания объявляет об обороте не менее 1,35 млрд рублей, а эксперты из РА «Эксперт» не дают за нее и 25 млн рублей. При таких показателях скоро компания не сможет поддерживать и обновлять уже установленные копии, и пора ей будет искать новых владельцев (если, конечно, г-же Усковой не удастся вновь «оседлать волну» и получить подряд на поставку и подключение к Интернету видеокамер для избирательных комиссий).
Планов у Ольги Усковой громадьё. Компания в этом году провела международное роад-шоу своего нового программного решения по автоматизации бизнес-процессов «Е1 Евфрат» в Сингапуре, Сиэтле и Амстердаме. Президент СТ сообщила, что в планах компании в течение пяти лет занять около 2% рынка Европейского союза и за три года 5% азиатскогорынка. Верится в это, учитывая все изложенное выше, с трудом.
Ускова уже много лет говорит, что в России практически нет IT- отрасли Странно, что на всем протяжении этих лет именно Ускова занималась, казалось бы, ключевыми проектами в «не возникшей» отрасли.
Такой парадокс объясняется просто: в течение последних десяти лет , Ускова находится вне контекста российской IT-отрасли и вне ее основных трендов развития. Занимаясь «Электронной Россией» и прочими обеспеченными госденьгами проектами, она существовала в параллельной реальности, не замечая успехов Аркадия Воложа, Давида Яна, Евгения Касперского и многих других российских бизнесменов, создававших эту самую отрасль. Российские айтишники давно признаны на Западе, а наши IT-компании успешно завоевывают американские и азиатские рынки, причем реально, а не с помощью дешевого пиара и мифических роад-шоу по продвижению неконкурентных программ.
Олег Ясин