400-ая годовщина «русской присяги» - не официальный польский взгляд
04.11.2011, 01:31
Польское издание Rzeczpospolita сокрушается по поводу того, что 400-ая годовщина «русской присяги» обходится совершеннейшим молчанием в Варшаве. Авторы укоряют канцелярию президента и МИД Польши за то, что мы ничего не празднуем. А что праздновать? Разорение и разграбление России?
В 1611 году царь Василий Шуйский и его братья Дмитрий и Иван принесли присягу польскому королю Сигизмунду III Вазе в Варшаве. «Царь преклонился перед польским королем, поцеловав кончики собственных пальцев, его брат Дмитрий ударил лбом об пол» — ликуют Антоний Тшмель (Antoni Trzmiel) и Цезары Гмыз (Cezary Gmyz). Вскоре после этого Василий умер в польской темнице. «Поражение русских при Клушине в 1610 году и взятие Москвы Жолкевским, а также поимка царя могут стоять в одном ряду только с такими событиями, как Грюнвальд в 1410 г., венская виктория в 1683 г. и Варшавская битва в 1920 г.», читаем мы ниже. Авторы укоряют канцелярию президента и МИД Польши за то, что они не организуют торжества по этому поводу.
Для начала — факты, о которых Цезары Гмыз и Антоний Тшмель не пишут. Начиная с 1605 года польские магнаты с кресов и разнообразные авантюристы пытались посадить на царский трон самозванца, выдававшего себя за царевича Дмитрия (им скорее всего был, беглый монах Гришка Отрепьев). Интервенция удалась. Лжедмитрий стал царем, но вскоре после этого был убит. Тогда польские магнаты нашли себе другого кандидата — тоже Дмитрия. По стране бродили банды наемников, Россия погрузилась в гражданскую войну, называемую Великой Смутой.
Сигизмунд III, науськанный магнатами с кресов и пренебрегший предостережениями выдающихся польских государственных мужей того времени — Станислава Жолкевского и Яна Кароля Ходкевича, решил воспользоваться слабостью России и напасть на нее.
Жолкевский разбил русских при Клушине и взял Москву. Схваченного царя Василия Шуйского отправили в Варшаву. Поляки вели себя в России точно так же, как и вся солдатня в XVII веке. Разоряли, грабили и насиловали — совсем как шведы в Польше в годы Потопа. Вскоре началось восстание против оккупантов, закончившееся победой. До Октябрьской революции годовщина этого события была в России официальным праздником — так же, как и сейчас.
А нам-то что праздновать?
Понимаю, что у авторов есть глубокая потребность отмечать годовщины всех польских побед. Однако для того, чтобы быть помещенной в национальный Пантеон, победа должна быть не только военной, но и нравственной. Как это было у поляков и литовцев под Грюнвальдом, как у возрожденной Польши в Варшавской битве. Какая нравственная правда была у поляков, разорявших Россию в XVII веке? Видимо та самая, о которой поется в песне кондотьеров той войны, т.н. лисовчиков: «Как захочет у нас казну отобрать — не отберет, не отберет, не отберет».
Цезары Гмызу и Антонию Тшмелю можно порекомендовать еще несколько важных годовщин, несправедливо забытых в ущерб славе польского оружия. Ровно 210 лет назад в Сан-Доминго высадились польские легионеры, сражавшиеся на стороне наполеоновской Франции. Там они подавляли восстание рабов против французов и прославились, в частности, расправой по приказу командования над несколькими десятками безоружных пленников. Эту жуткую сцену помнит каждый, кто читал «Пепел» Жеромского или смотрел одноименный фильм Вайды. Увы, на Сан-Доминго не было «русаков».
Рафал Засунь 'Gazeta Wyborcza', Польша