ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Полковник СВР Потеев обвиняется в государственной измене и дезертирстве - истоки и краткий анализ

Полковник СВР Потеев обвиняется в государственной измене и дезертирстве - истоки и краткий анализ

20.06.2011, 21:11

20 июня в Московском областном военном суде гособвинение потребовало приговорить полковника СВР Александра Потеева к 25 годам лишения свободы заочно за разглашение информации о российских нелегальных разведчиках, работавших и проваленных в США. Кроме того гособвинитель также попросил суд лишить обвиняемого офицерского звания.

Напомним, что в июне 2010 года ФБР США вскрыло сеть из 11 россиян, нелегально проживавших в США. Позднее их обменяли на российских агентов иностранных разведок. В компетентных органах утверждали, что именно полковник Потеев оказался предателем, сдавшим американцам группу российских нелегалов, работавших в США.

Ввиду того, что в процессе фигурируют секретные документы, судебное заседание ведется в закрытом режиме. Оглашение приговора по делу назначено на 27 июня.

Полковник Потеев обладал безупречной для разведки биографией: сын кадрового военного, Героя Советского Союза фронтовика Николая Потеева, офицер спецназа, входивший в состав легендарных групп КГБ «Каскад» и «Зенит», известных своими операциями в начальный период афганской войны, орденоносец Александр Потеев не просто входил в кадровый резерв на руководящие должности в СВР, но и пользовался заслуженным авторитетом у товарищей по разведке.

Последний раз перед уходом в отпуск, в июле 2010 года, как полагается по неписаным традициям СВР, Александр «накрыл поляну» коллегам, «проставился» дорогим виски и со словами «до встречи, мужики» ушел с работы, чтобы через несколько дней появиться в камере Хуана Лазаро с папкой предусмотрительно захваченного с собой личного дела нелегала Васенкова.

Как и в случае с Щербаковым, Потеев ушел в США не из-за угрозы провала, а по заранее разработанному для него плану, по надежному коридору, подготовленному сотрудниками американских спецслужб. Задним умом контрразведчики СВР теперь отмечают, что Потеев необоснованно долго «засиделся» на должности зама, не стремясь к вполне доступной для человека с его заслугами должности руководителя отдела.

 Причина подобной скромности вполне объяснима: каждое повышение разведчика по службе, равно как и перевод в другую спецслужбу (например, в ФСБ), предполагает обязательную проверку на полиграфе, обмануть который, по мнению специалистов-психологов из управления «К», за всю историю его применения в разведке, не удалось ни одному человеку. Впрочем, как отмечают сами контрразведчики, для некоторых особо высокопоставленных руководителей эти законы не писаны.

Звонок сверху до сих пор в СВР считается важнее и «объективнее», чем беспристрастный детектор лжи. А некоторые внутренние расследования могут заканчиваться не просто гибелью их инициаторов, но и ликвидацией целых направлений работы и даже спецслужб. Ущерб, причиненный Потеевым, трудно оценить в оперативных и финансовых категориях: он был заместителем начальника 4-го отдела Управления «С», «американского отдела», и имел доступ ко всем базам данных, личным делам и архивам нелегальной разведки, касающимся США, Канады, Мексики и всей Латинской Америки.

По сути, именно Потеев, будучи вторым лицом в американском отделе, через подчиненных ему кураторов-нелегалов осуществлял оперативное управление всеми разведывательными сетями на Американском континенте. Похоже, американцы не случайно заявили, что на протяжении более 10 лет контролировали все, что делала российская нелегальная разведка: именно в 2001 году, ровно за 10 лет до своего ухода, Потеев вернулся из служебной командировки в США, где на протяжении нескольких лет работал в представительстве ООН в Вашингтоне.

Полковник Потеев был офицером способным. Но, как утверждают в СВР, ему повезло еще и со старшими коллегами. Таким коллегой был для Потеева Ковыгин Александр Иванович. Именно Ковыгин с 1986-го по 1997 год руководил упомянутым выше Центром подбора и подготовки нелегалов — третьим важнейшим элементом нелегальной разведки.

Из «леса» Александр Ковыгин перебрался в Кремль, где с 1997-го по 1998 год работал заместителем начальника отдела Управления кадровой политики президента, позже был советником посольства России в Намибии, советником генерального директора ФГУП ГК «Росвооружения», а с 2001 года курирует все кадровые назначения в «Рособоронэкспорте» — государственном предприятии-монополисте, имеющем право на торговлю вооружениями за рубежом.

Более того, на сегодняшний день Ковыгин совмещает должности начальника департамента персонала и руководителя аппарата генерального директора. Знакомый с Потеевым еще по Афганистану (в 1981 году по линии 8-го отдела Управления «С» ПГУ Ковыгин курировал отряды специального назначения КГБ СССР, действовавшие в Афганистане), главный кадровик «Рособоронэкспорта» оказал серьезную услугу своему однополчанину, определив сына Потеева в американский департамент своего предприятия.

Под патронатом Ковыгина молодой специалист Потеев Владимир Александрович, 1982 года рождения, очень быстро получил доступ не только к перспективным контрактам со странами Латинской Америки и всей секретной информации, но и выезжал в США в служебные командировки, что редко происходит с молодыми сотрудниками.

Впрочем, возможно, и Потеев-младший обладал исключительными талантами, позволявшими ему перепрыгивать через служебные ступеньки. Так или иначе, а в 2008 году, то есть за два года до исчезновения на просторах США Потеева-старшего, его сын уволился из режимного «Рособоронэкспорта» и переехал в США, к сестре, у которой была рабочая виза.

 Что касается генерала Ковыгина, то он и сегодня работает в «Рособоронэкспорте» и отвечает за подбор кадров в самом секретном военно-промышленном проекте страны, связанном с объединением в один холдинг ФГУП «Рособоронэкспорт» и ГК «Ростехнологии».

Accelerated with Web Optimizer