За 18 дней до своего избрания на высший пост в Государстве российском Дмитрий Медведев ответил своим критикам, упрекавшим его в отсутствии внятной экономической стратегии.
На Красноярском экономическом форуме «без пяти минут президент» сформулировал четыре основных направления и семь задач, на которых должна сосредоточиться Россия на четыре ближайшие года. «Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех «и» – институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях», – заявил Медведев.
Теперь, после 2 марта, эти предвыборные образы должны трансформироваться в программу главных дел для всех государственных и общественных институтов, включая нового президента и новое правительство.
Итак, вот они, семь главных задач для России по Медведеву: обеспечение независимости судебной системы; радикальное снижение административных барьеров; снижение налогового бремени; превращение рубля в одну из региональных резервных валют; модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры; формирование основ национальной инновационной системы; реализация программы социального развития страны.
Прежде всего, особо подчеркнем тезис главы государства: в основе всей государственной политики должен лежать принцип: свобода лучше, чем несвобода. С него, собственно, и началось представление новой экономической программы, что по нынешним временам выглядит весьма вызывающе. Правда, подкрепить мысль Медведев решил с помощью той еще поборницы свобод – императрицы Екатерины
Великой, процитировав ее высказывание: «Свобода – душа всего, без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но законам не рабов».
А вот как формулирует главные задачи своего первого президентского срока сам Дмитрий Анатольевич (изложение плюс ключевые цитаты).
Обеспечение независимости судебной системы
Несомненный приоритет: обеспечение независимости судебной системы от других ветвей власти, а также справедливости и равной для всех доступности правосудия. «Мы должны искоренить практику неправосудных решений по звонку или за деньги. Для этого требуется решимость и ответственность, прежде всего, самого судейского сообщества… Мы должны исключить нарушение закона из числа привычки, которым следуют наши граждане в своей деятельности. Сделать так, чтобы оно не обогащало одних и не развращало других».
Следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям их потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Для компенсации нужно создать специальный финансовый фонд. Все вновь принимаемые законодательные нормы должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу. Необходимо радикально изменить ситуацию в правоприменении. «Начинать надо с себя чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям, нам всем… Тогда граждане почувствуют себя хозяевами своей страны. Всегда смогут защитить свою честь и достоинство, свободу и безопасность. И будут знать, что государство оберегает от произвола их семьи, их дома, их бизнес».
Радикальное снижение административных барьеров
Ключевое предложение: максимально заменить разрешительные порядки на уведомительные. Революционное предложение: избавляться от практики, когда чиновники входят в советы директоров компаний. «Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем, и ответственность они несут перед всеми российскими гражданами».
Все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей. «Надо, чтобы граждане знали обязанности конкретных чиновников, имели реальную возможность обжаловать незаконные действия или бездействие… Наказание провинившихся чиновников должно в данном случае стать неотвратимым». При этом, как это сейчас принято, коррупция характеризуется как «самая тяжелая болезнь, поразившая наше общество», и раздается призыв дать этой болезни «настоящий бой».
Хорошо забытая, но не утратившая актуальности идея: необходимо передать значительную часть функций от государства в негосударственный сектор и сократить госаппарат.
Снижение налогового бремени
Ключевая мысль: государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы обеспечить свои функции. «Как можно быстрее надо принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС… Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага – замены НДС на налог с продаж».
К месту вспомнить, что сегодня единый подоходный налог является вопиющим нарушением принципа социальной справедливости. Поэтому введение налога с продаж могло бы стать первым шагом к ее восстановлению.
Ведь ясно же, что богатые в магазин ходят чаще и денег там оставляют больше.
Превращение рубля в одну из региональных резервных валют
Амбициозная задача: построить в России мощную и открытую финансовую систему, «которая в перспективе станет одним из столпов финансовой стабильности в мире. Задача – превращение рубля в одну из региональных резервных валют». Зачем? Растущая открытость российской экономики является безусловным благом, но приносит не только значительные выгоды, но и риски, которые российские граждане за прошедший год почувствовали на себе – рост цен на продовольствие, спад на фондовом рынке.
«Эти болезни приехали к нам, прежде всего, из-за границы. Последние события, фактически революция в финансовом мире поставили перед нами задачу построения самостоятельной мощной, но открытой финансовой системы. Это необходимо, с одной стороны, для гарантий безопасного развития страны, а с другой – как вклад в стабильность мировой экономики в целом».
Революционное предложение: перейти на оплату в рублях российского сырьевого экспорта. «Нужно запустить биржевую торговлю соответствующими товарами, предусмотрев расчеты по новым контрактам исключительно в нашей национальной валюте… Необходимо значительное расширение мер поддержки экспорта и инвестиций российских компаний за рубежом, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом».
В числе перспективных идей – запуск в России инструментов долгосрочного рефинансирования банковской системы. «Необходимо посмотреть, каким образом задействовать и средства фонда национального благосостояния, пенсионные накопления, для которых, в свою очередь, целесообразно создать систему страхования, подобную
системе страхования банковских вкладов… Требуется подготовить набор инструментов поддержки банковской системы на случай возникновения кризисных ситуаций».
Новому правительству предлагается рассмотреть возможности освобождения от налогов доходов от реализации ценных бумаг на территории России, облегчить нормативы деятельности коммерческих банков и требования к банковской отчетности, создать благоприятный режим для размещения ценных бумаг на российском фондовом рынке.
Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры
Россия должна выполнять принятые на себя обязательства по поставкам нефти и газа «не ущемляя потребностей страны, а внедряя выгодные технологии, рачительно относясь к нашим богатствам».
В электроэнергетике простым наращиванием мощностей проблем нехватки энергии не решить, ключ – в строительстве станций и линий электропередач по последним технологиям, а не по чертежам прошлого столетия. Для этого в ближайшие два года пред- полагается принять технические регламенты, которые будут мотивировать нововведения в отрасли и энергосбережение. «Одновременно нужно обеспечить долгосрочное кредитование проектов, удовлетворяющих самым жестким критериям энергоэффективности. Кроме того, государство может и должно участвовать в софинансировании тех проектов в электроэнергетике, которые создаются с применением новейших технологий, не забывая при этом о своей прямой задаче – задаче строительства сетей».
Что касается одной из двух старейших российских проблем, то предлагается создать государственную компанию, которая будет координировать строительство и эксплуатацию дорог. «И речь идет не только о магистральных дорогах, но и подъезде к небольшой деревеньке, о городских улицах и дворах. А ведь это, если вдуматься, тоже элемент территориальной свободы, ведь речь идет о мобильности граждан».
Отдельная забота – современные телекоммуникации. Обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий, быстрой, круглосуточной, надежной и качественной связи – «по существу, это одна из важнейших политических задач».
Формирование основ инновационной системы
Инновационные планы и экономические преобразования осуществимы при условии создания равных возможностей для людей. Часть населения страны по-прежнему не чувствует на себе результатов экономического роста. Отсюда «и пьянство, и очень высокий уровень самоубийств по-прежнему». «Без создания, прежде всего, равных возможностей для людей любые лозунги об инновациях и важности экономических преобразований зачастую просто бессмысленны».
Реализация программы социального развития страны
Предлагается освободить от ЕСН в максимально возможной степени образование, здравоохранение и пенсии. Во всех сферах социального развития необходимо создать мощные стимулы для частных инвестиций, в том числе и налоговые.
Часть налогов на образование, здравоохранение и пенсии должны относиться на затраты, предлагается также освободить эти сферы от ЕСН и НДФЛ в социально разумной и максимально возможной степени. Аналогичный порядок может применяться и в случае софинансирования компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своим сотрудникам. Также следует развить законопроекты, направленные на создание комфортных налоговых условий для благотворительной деятельности.
Человек должен быть главным объектом социальной сферы. Системы здравоохранения, образования и социальной поддержки должны выстраиваться вокруг семьи и отдельных граждан. Решение жилищной проблемы – в смене приоритетов с огромных домостроительных комбинатов на массовое индустриальное производство индивидуальных домов. «Доля граждан, имеющих возможность приобрести необходимое им жилье на рынке с использованием собственных сбережений, ипотечных моделей и с учетом мер государственной поддержки, должна составить к 2012 году не менее 35% против 20%, которые есть сегодня, а в перспективе дойти до 60–70%, то есть до размера среднего класса, к которому мы стремимся».
Александр НИЛИН
Сергей БОРИСОВ,
президент общественной организации малого и среднего предпринимательства
«ОПОРА России»:
– Чиновничий беспредел уже стал общим местом. Президент и раньше говорил о налоговом терроризме. Но до сих пор контролеры из-за какой-нибудь бумажки могут за один день закрыть компанию и заблокировать счета, и бизнес умирает...
КСТАТИ. Каждый третий россиянин дает взятку, а среди столичных жителей – каждый второй. К такому выводу пришел Аналитический центр Юрия Левады, уточняя, что оценить истинные масштабы мздоимства в России можно лишь приблизительно. Но даже официальные лица признают: коррупционный рынок страны достиг емкости в 240 млрд. долларов в год, «доходы» взяточников растут примерно в четыре раза быстрее, чем доходы федеральной казны, и составляют полтора годовых бюджета страны, или одну треть ВВП.
ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ВЫРАЖАЕТ ДМИТРИЙ? МЕДВЕДЕВ?
Если Медведев станет президентом, он будет действовать под контролем Путина и его окружения, уверены 63% опрошенных Левада-Центром. Лишь 19% граждан полагают, что он будет работать самостоятельно. 76% убеждены, что Медведев будет продолжать политику Путина и только 13% допускают, что он начнет менять политический курс.
На вопрос, интересы каких слоев выражает Медведев, 42% назвали ближайшее окружение Путина, 19% – простых служащих и работников села, 16% – работников спецслужб, армии, МВД, 14% – банкиров, олигархов.
Подавляющее большинство опрошенных уверены и в том, что Путин сохранит влияние на политическую жизнь после ухода со своего поста: 74% отмечают, что влияние сохранится «практически в полной, в значительной степени», 14% – «в некоторой степени» и лишь 2% полагают, что нынешний президент после ухода в отставку утратит свое влияние.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Вот такой стратегический план на свою первую четырехлетку предлагает новый президент страны. Едва ли кто в стране (и даже за ее пределами) решится оспаривать суперактуальность выдвинутых задач. Вопрос только в одном: как выполнить «планов громадье»? Ведь многие цели откровенно противоречат сложившейся в последние годы в России практике экономических и политических реформ. А как в таком случае быть с курсом на преемственность и стабильность?
Вопрос, ответ на который мы узнаем лишь через год-другой…