Текст: Михаил ЧКАНИКОВ, обозреватель «Российской газеты» – специально для «ЭБ»
Что будет с государственными инвестициями в край все еще «нашенский», но совсем безлюдный? Кто будет пользоваться новыми дорогами, воздушными и морскими портами, электростанциями и линиями электропередач? Может быть, соседи – китайские товарищи...
С 1 января 2008 года вступила в действие новая федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. За шесть лет в развитие инфрастуктуры будет вложено 547 млрд. рублей. Львиную долю – 426 млрд. рублей – даст федеральный бюджет. Еще 50,5 млрд. рублей – региональные бюджеты, 4,7 млрд. – муниципалитеты, остальное – бизнес.
Такое неравенство связано, с одной стороны, с пустотой бюджетов дальневосточных регионов. Власти краев и областей не в состоянии значительно их пополнить: на Дальнем Востоке просто мало налогоплательщиков. С другой стороны, бизнес не слишком охотно вкладывает средства в развитие инфраструктуры, справедливо полагая, что это задача государства. Однако если она будет выполнена, предприниматели захотят инвестировать в создание новых предприятий. Во всяком случае, инвестиционный фонд недавно одобрил проект «Юг Якутии», который оценивается в 411 млрд. рублей. Так вот, три четверти этой суммы – средства бизнеса.
Всего же на принципах частно-государственного партнерства на Дальнем Востоке планируется построить два комбината нефтепереработки и нефтехимии, четыре комбината газопереработки и газохимии, пять комбинатов добычи угля и углехимии, металлургический комбинат на 10 млн. тонн стали в год, два алюминиевых завода. И еще пять предприятий по производству автомобилей, кораблей, самолетов, три гидроэлектростанции, более двух десятков лесоперерабатывающих фабрик и целый ряд других объектов.
Новая программа, старая проблема
В прошлые годы недостатка в масштабных планах тоже не было. Но исполнялись они плохо. Исключение – программа, утвержденная ЦК ВКП(б) в 1930 году (выполнена на 130%). А вот уже программа 1967 года была освоена на 80%, 1972 года – на 65%. Программу 1986–2000 годов выполнили всего на 30%. Федеральную целевую программу развития (ФЦП) Дальнего Востока, которая, по идее, должна была действовать до 2010 года, правительство прервало само: и бюджет ее, и замыслы были смехотворно малы. Сейчас чиновники утверждают: новая ФЦП будет непременно выполнена. Мол, отношение к Дальнему Востоку изменилось кардинальным образом после заседания Совета безопасности в декабре 2006 года. Владимир Путин утвердил очень серьезную задачу: увеличить к 2025 году региональный ВВП в 12 раз. Правда, до 2025 года далеко. Но темпы… Первые 35 млрд., положенные по программе на нынешний год, шли из Минфина в Минрегионразвития два месяца. Между тем, важная составная часть программы развития Дальнего Востока и Забайкалья – подготовка Владивостока и острова Русский к приему саммита организации АТЭС в 2012 году. Надо срочно строить гостиницы, конгресс-холл, очистные сооружения (до сих пор канализация Владивостока изрыгается прямиком в бухту Золотой Рог), дороги, три моста через морские проливы (таких в России еще не было). Все очевидней, что за оставшееся время да с нашей разворотливостью так преобразить столицу Приморья невозможно.
Один пример. Некая тайваньская компания, которая построила более 80 мостов по всему миру, предлагает приемлемые условия и обещает уложиться в отведенные сроки. Но предложение увязло в многочисленных согласованиях. А тут появляется отечественная фирма, претендующая на гигантский подряд. Правда, у патриотичного варианта есть пара недостатков: высокая цена и полное отсутствие у строителей опыта создания подобных объектов. Возникает коллизия. Виктор Зубков, едва заняв пост премьер-министра, самым энергичным образом попытался ускорить подготовку к саммиту АТЭС. Провел совещание во Владивостоке, на котором стало ясно: воз, а точнее, мост и ныне там…
Деньги навстречу солнцу
Дальний Восток – не только самая богатая, но и самая безлюдная, запущенная часть России. В недрах нефть и газ, здесь сосредоточены все российские запасы олова и алмазов, половина золота, треть вольфрама, четверть серебра и меди, шестая часть угля. Здесь полно леса и 85% российской рыбы. У этих богатств общая судьба: они используются частично, не используются вовсе или хищнически разграбляются. Дальний Восток и Забайкалье – это 41% территории Российской Федерации. Но валовой региональный продукт в расчете на единицу площади здесь в 17 раз ниже, чем в остальной России, и в 47 раз – чем в соседнем Китае.
Численность работающих в 70 крупнейших компаниях Дальнего Востока за 18 лет уменьшилась в 4 раза, половина этих предприятий прекратила существование.
Прожиточный минимум в Дальневосточном федеральном округе почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране. А средняя зарплата – больше всего на четверть. Люди уезжают, только в 2007 году убыль населения составила 25 749 человек – несмотря на то, что рождаемость выросла по сравнению с предыдущими годами. Уже сейчас плотность населения на нашей стороне границы в 16 раз ниже, чем на китайской. Причем среди наших дальневосточников, уверяют эксперты, каждый десятый – китаец…
Это второй фактор риска, угрожающий освоению Дальнего Востока: огромные бюджетные средства могут послужить на благо другому народу, если россияне не увидят для себя перспективы и продолжат исход «на Большую землю».
Сверхиздержки в погоне за сверхдоходами
По прогнозам, в ближайшие 15 лет только в Китае потребность в нефти вырастет более чем на 300 млн. тонн, в Северной Америке – на 150 млн. тонн. В газе – на 90 и 70 млрд. кубометров соответственно. Углеводородное сырье в ближайшие годы останется основной статьей российского экспорта с Дальнего Востока. Разработка месторождений уже частично началась, «трубу» тянут к берегу Тихого океана.
Но это далеко не все. Рыбные богатства России, учитывая демографические процессы в соседних странах региона, тоже имеют важнейшее геостратегическое значение. Сейчас незаконный экспорт дальневосточных морепродуктов составляет не меньше половины легального вылова. И государство кровно заинтересовано в том, чтобы взять под контроль этот мощный продовольственный ресурс.
Доходы от продажи леса тоже могли бы быть больше. Сейчас 95% российского экспорта древесины в Китай – сырье, в том числе 70% – кругляк. При этом в товарной структуре экспорта Китая в другие страны – Японию, США – почти 90% составляет продукция глубокой переработки древесины (бумага, картон, строительные конструкции, мебель). По крайней мере, часть прибавочной стоимости вполне могла бы оставаться на территории нашей страны…
Но есть и еще один очевидный мотив вложений в Дальний Восток. Сверхдоходы от продажи нефти и газа уже не просто бессмысленно, но и опасно накапливать в Стабилизационном фонде. Необходимо срочно инвестировать их так, чтобы они не сгорели в огне неизбежных финансовых кризисов. Проблема только в том, что благие намерения государства тут же провоцирует рост безудержный рост цен и «поджирает» выделенные бюджетные средства. Примеров тому тьма. Уже ясно, что Олимпиада 2014 года обойдется России намного дороже, чем планировалось. Сразу после решения МОК земля в Сочи подорожала катастрофически, как и цены на стройматериалы. Или: как только вступила в действие госпрограмма развития сельского хозяйства стоимостью в триллион рублей (там заложено и субсидирование закупки минеральных удобрений), селитра на внутреннем рынке за год выросла в цене с 4,5 до 12–14 рублей за килограмм.
Производители кивают на мировые цены. Однако, как заметил Виктор Зубков, газ-то наши химики получают по $55 за миллиард кубов, а не по $200–300, как их коллеги за рубежом. Могли бы свою продукцию продавать отечественным потребителям дешевле. Но не будут. Нет конкуренции, нет правил, чужаков не пускают – и значит, произвол чиновников и цен неминуем. Можно не сомневаться, значительная доля бюджетных средств перетечет в карманы ограниченной группы частных лиц.
Вместо послесловия
Еще в феврале на большой кремлевской пресс-конференции президент Владимир Путин заверил, что государство пойдет на нерыночные преференции для Дальнего Востока России, чтобы создать там комфортные условия и остановить отток населения. «Граждане, проживающие на Дальнем Востоке, должны быть экономически поставлены в такое же, а может быть и лучшее положение, чем проживающие на, скажем, европейской части Российской Федерации», – заявил президент. Кажется, теперь это обещание главы государства начинает выполняться. На заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья, которое состоялось 19 марта, министр транспорта Игорь Левитин предложил вариант, при котором федеральный бюджет будет субсидировать дальние авиационные и железнодорожные перевозки жителей этих регионов. Минтранс по поручению избранного президента Дмитрия Медведева разработал схемы компенсаций, а кому их предоставлять, будет решать руководитель региона.
Это, конечно, пока еще не «лучшее положение» для жителей Дальнего Востока. Ведь даже решение не принято – есть лишь план. Но он, по крайней мере, направлен на укрепление единства страны. И, кстати, единства семьи – в последние годы многие родственники в России не виделись из-за дороговизны билетов на самолет и на поезд. Однако решение транспортной проблемы станет лишь первым шагом к тому, чтобы создать на Дальнем Востоке условия не только для производства, но и для нормальной жизни. Остальные шаги будут, вероятно, обозначены в Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, проект которой должен поступить в правительство к 1 июля 2008 года.