В 2007 году Россия пережила настоящий бум социальных сетей. Число пользователей таких сервисов, как «Одноклассники» или «В контакте», увеличилось за год в несколько раз (так, «одноклассников» уже около 11 миллионов) и продолжает расти. Очень хорошо с точки зрения человеческого общения, восстановления потерянных связей. Но, говорят, не очень здорово с точки зрения безопасности – как бизнеса, так и личности.
Давай с тобой поговорим…
Эксперты предупреждают: общаясь в сетях с душой нараспашку, пользователи раскрывают о себе слишком много персональной информации, которую недруги могут использовать не совсем по назначению. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться. Но вначале обратимся к истории.
Сам термин «social networking» появился несколько лет назад – главным образом в США и Европе. Виртуальное и в то же время живое общение началось с сообществ выпускников школ и университетов. Но вскоре идея вырвалась за пределы школьных стен и пошла клонироваться. Например, социальная сеть LinkedIn объединяет выпускников избранных учебных заведений и высокопоставленных менеджеров.
Фактически все российские социальные сети являются более или менее удачными копиями западных аналогов, только масштабы пока не те. MySpace – крупнейшая социальная сеть, объединяет 110 млн. пользователей, FaceBook – 55 млн. Год назад MySpace был приобретен Рупертом Мэрдоком за 580 млн. долларов (30% «Одноклассников», по некоторым данным, проданы за 10 млн.).
Социальные сети продолжают бурно развиваться, они становятся разнообразнее, объединяя все новые и новые сообщества людей. Ведь общие интересы и воспоминания могут быть не только у выпускников одного учебного заведения, но и у руководителей, и у менеджеров, и у бывших арестантов или полицейских, и даже, представьте, у миллионеров. Сегодня, например, сразу несколько компаний вынашивают планы создания социальной сети, ориентированной на людей с высоким достатком.
Психоаналитики уверяют: среди богатых так много одиноких! Можно не сомневаться, рекламодатели выстроятся в очередь на такие сайты. Попадутся они и в сети, где общаются автомобилисты, страстные путешественники, любители животных, всевозможные отставники и т.д. и т.п. Едва ли новая забава миллионов выйдет из моды (как, если помните, это произошло с кубиком Рубика) в ближайшие годы. Напротив, новые коммуникационные технологии позволят упростить доступ в сети и втянуть в различные формы общения большую часть человечества.
Большой Глаз читает о тебе
Конечно, сама по себе та информация, которой обычно делятся люди в социальных сетях, не является большой тайной. Так, милые сведения о себе любимом. Но, как говорят некоторые специалисты, она, информация, легко поддается структурированию и открывает большие возможности для анализа. Так ли это? За ответом мы обратились к руководителю информационно-аналитической службы крупного российского банка (между прочим, прежнее место службы его – Внешняя разведка). Вот его мнение:
– Разговоры о том, что спецслужбы используют сайты вроде «Одноклассников» в собственных целях, например, для сбора и анализа информации, считаю большим преувеличением. Посудите сами: станет ли лицо, действительно интересующее серьезное ведомство, светиться на сайте с массовым доступом? Зачем? Что касается досье на граждан, которыми вот уже несколько лет пугают общественность, то при их подготовке социальные сети уж точно не на первом месте. Есть ведомства, где информация о гражданине пополняется куда системней и регулярней – те же банковские базы данных, налоговая служба, страховые компании… И доступ к этим базам – не такая уж трудная задача. Можно, конечно, не полениться и залезть в «Одноклассники», чтобы попытаться определить круг общения интересующего вас человека. Но, повторю, серьезная фигура там не засветится.
И в то же время надо понимать: кроме спецслужб и официальных ведомств есть масса «специалистов узкого профиля». Например, мошенники, домушники, недобросовестные конкуренты, авантюристы. Они-то гораздо разворотливее госструктур. Сотрудник частного охранного предприятия Владимир Филинов советует:
Болтун – находка для хедхантера
Впрочем, излишняя «болтливость» в сети может нанести ущерб не только отдельной личности, но и компании, в которой та работает. Ценность социальных сетей по-своему оценили хедхантеры – охотники за головами, точнее, мозгами ценных сотрудников. Пользуясь информацией, размещенной в Интернете, они отыскивают кандидатов для своих клиентов.
Обычно компании предпочитают не афишировать имена своих особо ценных сотрудников. Например, управляющих активами в инвестиционных фондах, или рекламных агентов, или шеф-поваров… Да мало ли где сегодня срочно требуются «умники и умницы» с хорошим опытом и навыками? Вычислить такого сотрудника достаточно сложно, если, конечно, он не засветился в «одноклассниках». Пусть даже он не указал свою нынешнюю должность – по его трудовой биографии и указанным учебным заведениям можно без особого труда ее вычислить. Главное, что на это уйдет не так уж много времени. После этого можно приступать к планомерной осаде, аккуратно нащупав среди круга его знакомых (этот круг также устанавливается через социальную сеть) людей, через которых можно установить неформальный контакт. Остальное, как говорится, дело техники…
По России таких данных пока нет, но как работодатели, так и соискатели активно изучают друг друга при помощи поисковых систем и сайтов социальных сетей. При этом поглядывают на западных коллег с некоторой опаской. В той же Великобритании, сообщает «Би Би Си», две трети работодателей принимали решение о приеме сотрудников под влиянием информации с сайтов, а четверть руководителей компаний отказали соискателям в работе именно потому, что им не понравилась то, как кандидаты выглядят в Сети.
Удар по репутации
Если для нас такие истории в новинку, в США и Европе уже выработали рекомендации для пользователей социальных сетей, чтобы сведения, размещенные в Интернете, не оказали негативного воздействия на карьеру. По мнению специалистов, тем, кто задумывается о своей карьере, необходимо очень взвешенно относиться к тому что выкладывается на сайты социальных сетей, да и вообще в Интернет. Это относится в первую очередь к фотографиям с вечеринок, где вы можете быть изображены в состоянии опьянения, нервного возбуждения или без одежды. Надо сказать, что после недавнего празднования Нового года «одноклассники» были переполнены фотографиями, на которых неверной рукой зачастую были запечатлены не только путешественники по сети, но и ничего не подозревающие коллеги. Едва ли найдется много компаний, которые будут в восторге от такого промоушена.
Также специалисты настоятельно не советуют жаловаться в социальных сетях на свою нынешнюю работу, начальников или коллег, а также размещать нелестные комментарии о компании, в которой вы работаете или работали ранее. Точно также необходимо крайне осторожно подходить к описаниям романтических свиданий ваших друзей, прочим сплетням.
Еще один немаловажный нюанс. Хотя первоначально социальные сети задумывались и продвигались как возможность найти своих бывших одноклассников, однокашников и сослуживцев, в реальности же оказывается, что среди «друзей» оказываются в основном те, с кем мы общаемся в настоящее время. Как следствие, сайт используется также и для деловой переписки, в том числе и сотрудниками банков и инвестиционных компаний.
Зачастую их используют как замену Интернет-пейджерам – ICQ или Skype. Действительно, специалисты по Интернет-безопасности не любят эти программы, способные не только пропустить вирус, но и допустить утечку конфиденциальной информации. В частности, аккаунты ICQ достаточно часто взламывают – и под личиной друга может оказаться шпион. С «одноклассниками» и того проще: создать клон страницы пользователя легче легкого. Увидев знакомую фотографию, большинство пользователей даже не задумаются о том, что они имеют дело с клоном. Развитие этой идеи оставим писателям детективов и службам безопасности…
Пока на двойников жалуются только известные люди. Если появление в социальной сети Дмитрия Медведева или Владимира Путина воспринимается как шутка, то странички телевизионного ведущего Владимира Соловьева или совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина вызвали скандал. Известные персонажи оказались не восторге от своих двойников.
И не друг, и не так, а враг...
Появление новых знакомых, вторгающихся через социальные сети, также небезопасно. Незнакомцы отлично знают вас – ведь вы чистосердечно выложили на сайте о себе всю информацию, а вот вы о них практически ничего. Этими трюками уже пользуются сотрудники коллекторских агентств, являясь к должникам в образе симпатичных девушек. Точно также могут поступать и охотники за информацией, использующие методы социального инжениринга.
Аналитическая фирма Gartner называет социальный инжениринг самым большим риском, с которым будут сталкиваться как крупные компании, так и отдельные пользователи Интернета в ближайшие десять лет. Компания определяет социальный инжиниринг как «манипулирование людьми, а не машинами, с целью проникновения в защищенные системы предприятия или потребителя». К нему относится склонение преступниками пользователя к открытию ссылки или вложения, которые открывать не следует. Эти методы также используются для добычи персональной информации о пользователе,для дальнейшего использования ее с противоправными целями.
Директор по исследованиям Gartner в сфере информационной безопасности и рисков Рич Могулл считает социальный инжиниринг более серьезной проблемой, чем хакерство. «Люди по своей природе непредсказуемы и подвержены манипуляции и убеждению. Исследования показывают, что у человека существуют определенные поведенческие тенденции, которые можно эксплуатировать при помощи тонкой манипуляции. Многие наиболее разрушительные проникновения в защищенные системы совершаются и будут совершаться методами социального инжиниринга, а не электронного взлома или хакерства».
Игра за чужой счет
Наконец, еще одна очевидная угроза – кошельку владельцев компаний. Социальные сети оказались слишком привлекательной игрушкой. В нее играют дни напролет сотрудники в больших и малых офисах – прожигая время и деньги работодателя. Точных оценок по трафику сайтов социальных сетей не существует, однако системные администраторы компаний называют его «ужасным». По некоторым данным, сайт «В контакте» входит в тройку российских сайтов по объему генерируемого трафика. «Одноклассники» спорят с ним за лидерство. Число пользователей за сутки 2,5–3 млн., что составляет 100–150 млн. страниц.
Сайты устроены таким образом, чтобы пользователи как можно чаще обновляли страницы – откручивая все новые и новые рекламные баннеры. При этом «вес» страниц достаточно существенный, отягощенный фотографиями и рекламой. Все эти накрутки приводят к увеличению трафика на десятки мегабайт. А компании выступают дойными коровами, оплачивая эти взрослые игры.
Евгений ВИНОГРАДОВ
НАШЕ ДОСЬЕ
Создатель «Одноклассников» Альберт Попков успех своего детища объясняет почти философски: «Наш сайт позволяет общаться очень занятым людям». И с этим трудно спорить: ведь старая добрая дружба требует много сил и времени. Даже на телефонный звонок надо собираться с духом. А тут щелкнул «мышкой» – и беги дальше, занимайся своими делами…
Альберту 34 года. Родился он на Сахалине. Как и Билл Гейтс, не имеет высшего образования, окончил вечернюю школу. С 16 лет начал работать программистом, в течение 6 лет жил в Лондоне, занимался компьютерным обеспечением. Сейчас больше в Москве. По некоторым сведениям, в начале 2008 года Попкову поступали предложения о продаже сайта за 100 млн. долларов.