ЕЩЁ НОВОСТИ

Не та траектория

Почему российская космонавтика не может вернуть былую славу?

 

Виталий ГОЛОВАЧЕВ, обозреватель «ЭБ»

«Я и представить не мог, когда в школьные, студенческие годы мечтал о профессии космонавта, какие разочарования ждут меня в будущем», – говорит после долгой паузы космонавт-испытатель Сергей Жуков, один из 30 нынешних активных (прошедших подготовку и ожидающих полета) российских звездоплавателей.

– Дело не только в невозможности для многих мечтающих о полете реализовать себя, – продолжает космонавт. – И не только в безразличном, порой унизительном отношении к «человеческому материалу», присущем некоторым космическим начальникам. Это, конечно, тоже не радует, но еще обиднее, как говорил герой любимого всеми поколениями космонавтов фильма, за державу. Что же, в конце концов, случилось с нашей космонавтикой, прежде не раз удивлявшей мир? Почему она завязла, отстала по технологическому уровню от развитых стран на многие годы?

Тема острейшая. Мы с Жуковым решили откровенно поговорить об этом как раз накануне Дня космонавтики. Вспоминали, как 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин потряс человечество, впервые облетев земной шар по космической траектории, и каков сегодня престиж профессии звездоплавателей...

 

Категорический запрет медиков не сломил его

Мой собеседник – человек творческий, талантливый. Привык добиваться поставленных целей. И настоящий романтик. Спектр его интересов настолько широк, что поначалу сомневаешься, стоит ли так разбрасываться, можно ли вообще добиться успеха в столь разных сферах? А это космонавтика, писательство, политика, предпринимательство, новейшая техника… Но Жуков успевает всюду.

О космосе мечтал со школы. Поступил в МВТУ имени Баумана на кафедру «Ядерные энергетические установки» с дальним прицелом. Хотел прийти в космонавтику не просто пилотом, но и конструктором перспективных аппаратов. Был уверен: в обозримом будущем обязательно появятся межпланетные корабли с ядерными силовыми установками. Вуз окончил с отличием, защитил диссертацию по газофазным ядерным ракетным двигателям. Естественно, пришел работать на подмосковное ракетно-космическое предприятие «Энергия», где первым главным конструктором когда-то был легендарный академик Королев.

Через полтора года подал заявление с просьбой зачислить в отряд космонавтов. Но бумагу отложили в долгий ящик. Пробился на прием к генеральному конструктору – академику Глушко. Однако Валентин Петрович строго объяснил: с такой просьбой можно обращаться только через три года после начала работы на предприятии. «Исключений не будет», – отрезал академик.

Этот эпизод стал последней каплей. Дело в том, что на заводе Жукова раздражала заскорузлая система запретов, субординации, административного давления. Все это сковывало инициативу, подавляло, не давало развернуться его энергичной натуре. «Мне предложили роль винтика, с которой я не мог согласиться, – вспоминает Сергей. – Да и науки в «Энергии» я не увидел». Терпел, сколько мог, но через два года покинул предприятие и перешел в НИИ проблем машиностроения.

Однако мечту о космосе не оставил. В 90-м наконец-то добился своего: начал проходить отборочную медкомиссию как финалист конкурса журналистов. И тут на Сергея обрушился тяжелый удар: врачи признали его не годным для внеземных полетов. В крови нашли австралийский антиген – вроде бы след перенесенного когда-то гепатита. Категорический запрет медиков не сломил этого волевого человека. Он продолжал активно заниматься спортом, готовил себя к полету, как будто и не было запретительного вердикта врачей. И через 12(!) лет, продемонстрировав фантастическое упорство, снова отправился на медкомиссию. К немалому удивлению докторов злополучный антиген исчез из крови. Летом 2003-го Сергея наконец зачислили в отряд космонавтов. А в 2005-м он завершил общекосмическую подготовку, сдал госэкзамены на отлично и получил квалификацию «космонавт-испытатель».

 

В космосе хотел выпускать первую внеземную газету

Одной профессии, даже такой удивительной, как звездоплаватель, Жукову было мало. Параллельно он добился успеха и в других областях. Увлекся, например, литературным творчеством. Уже вышли два сборника его стихов. Скоро увидит свет документально-публицистическая книга «Легко ли стать космонавтом?». Освоил и профессию журналиста. Поработал сначала штатным сотрудником журнала «Экономика и техника», потом заместителем главного редактора другого издания. В 1993-м несколько недель работал в Нью-Йорке и Вашингтоне – стажировался в авторитетном еженедельнике Aviation Week and Space Technology. Кстати, журналистика потребовалась ему для того, чтобы отправиться в будущем на орбиту в качестве космонавта-литератора. На орбитальной станции хотел выпускать первую внеземную газету (спрос на нее был бы огромный), вести с орбиты уроки в школах, проводить телемосты… Об этом и рассказал, уходя из «Энергии», руководителю полетов Владимиру Соловьеву. Но тот отнесся к необычным идеям скептически: «Знаешь, Сергей, журналисты, писатели, политики у нас пока не летают». Что ж, будет жаль, если руководитель полетов окажется прав…

Еще одна сфера, которая притягивает Сергея, – общественная деятельность. В советские годы был комсомольским вожаком МВТУ, членом ЦК ВЛКСМ. А в 90-х ярко проявил себя на посту заместителя руководителя рабочей группы по космонавтике при новом правительстве Российской Федерации. Участвовал в подготовке основополагающих документов, касающихся концепции космической политики. По инициативе группы было создано и Российское космическое агентство. Соответствующий указ подписан президентом Ельциным 25 февраля 1992-го. А последние 12 лет Жуков возглавляет группу экспертов при Комитете Совета Федерации по вопросам обороны и безопасности.

Впрочем, самые острые дискуссии проходят не в парламентском комитете, а в Московском космическом клубе. Жуков – основатель и бессменный президент этой известной у нас и за рубежом общественной организации. Здесь в неформальной обстановке, не боясь называть вещи своими именами, конструкторы, космонавты, ученые свободно обсуждают актуальные проблемы, предлагают идеи, разрабатывают интересные проекты. Аналитические записки, отчеты о заседаниях круглых столов и другие материалы востребованы в российских властных структурах. Доклады, подготовленные экспертами клуба, были с интересом встречены и на международных конференциях в США, других странах… Признанием заслуг Сергея Жукова стало избрание его действительным членом Российской академии космонавтики имени Циолковского в 1995 году.

Еще одна сфера, где проявились способности Жукова, – бизнес. В середине 90-х он организовал и возглавил в качестве генерального директора фирму «Центр передачи технологий», которая и по сей день работает успешно. Задача – способствовать внедрению новейших разработок на предприятиях космической, авиационной, атомной, судостроительной промышленности. Кроме того, центр занимается патентно-лицензионной работой.

Итак, космонавт, бизнесмен, поэт, общественный деятель. Уверенный, энергичный, принципиальный. Обладает редким в наши дни качеством – не боится говорить правду. Остро ставит проблемы в чиновных кабинетах. Может, поэтому и откладывается его полет в космос? Анализируя ситуацию в отечественной космонавтике, мой собеседник, соблюдая принцип объективности, вначале цитирует официальные оптимистические документы, где нарисована благостная картина. Затем показывает обратную сторону медали, вскрывает глубинные негативные тенденции, серьезные тактические и стратегические просчеты.

 

Что там, за парадным фасадом?

– Вот данные Роскосмоса, – Жуков показывает небольшую таблицу. – Цифры свидетельствуют: наша страна по-прежнему занимает лидирующие позиции в мировой космонавтике. В прошлом году Россия опередила другие страны, осуществив 27 пусков ракет-носителей. У США – лишь 15, у Китая – 11, у Европейского космического агентства (ЕКА) – 6, у Индии – 3, у Японии – 1. Не менее важен и другой показатель – количество аппаратов, отправленных за пределы Земли. Ведь ракета может вывести и один, и несколько спутников. Так вот, в 2008-м Россия запустила 43 аппарата, Америка – 17 (в 2,5 раза меньше), Китай – 14, Индия и ЕКА – по 11. Словом, и здесь мы, если судить по официальным публикациям, на первом месте.

А еще Россия обеспечивает безопасность экипажей, работающих на Международной космической станции. Потому что корабль «Союз» не только доставляет космонавтов и астронавтов на МКС, но является также средством спасения обитателей звездного дома в случае опасности. Например, при разгерметизации станции надо за считанные минуты экстренно покинуть МКС. И «Союз» пристыкован к орбитальной станции постоянно, причем замена корабля происходит каждые полгода. А вот «Шаттлы» использовать в качестве корабля-спасателя нельзя, так как американские «челноки» могут непрерывно находиться в космосе не более двух с половиной недель. Зарубежные специалисты признают: без нашей страны широкомасштабная программа МКС просто рухнет.

Признанием высокого уровня российской космической техники стала и покупка Соединенными Штатами 50 ракетных двигателей РД-180, созданных в НПО «Энергомаш». Эти «моторы» предназначены для американских ракет тяжелого класса «Атлас». Наш ракетный двигатель победил на тендере сразу трех конкурентов – европейскую и две американские фирмы. Успешные старты «Атласов» подтвердили высокое качество изделий «Энергомаша». А минувшей осенью подписано соглашение между Роскосмосом и европейской компанией «Арианспейс» на поставку 10 полномасштабных ракет-носителей «Союз-СТ». Сумма сделки – около $1,5 млрд…

Убедительные аргументы, не правда ли? Выходит, наша космонавтика вовсе не отстает от конкурентов, как утверждают оппоненты, а, напротив, прочно занимает лидирующие позиции? Но независимые эксперты в ответ лишь горько усмехаются. По их мнению, мы сильно отстаем в ряде областей, но обычным гражданам трудно разглядеть это за парадным фасадом космической отрасли. Специалисты профильных ведомств, конечно же, знают действительное положение дел, но стараются не афишировать негативные цифры и факты. «За нарядной витриной ситуация порой весьма тревожная», – подтверждает и Сергей Жуков.

Попробуем разобраться. Что отражают приведенные выше примеры: уровень разработок сегодняшнего дня или научно-технические достижения еще советских времен? Начнем с покупки американцами российского жидкостного ракетного двигателя РД-180. Отличная техника, в полной мере отвечающая сегодняшнему уровню. Но правда состоит в том, что РД-180 спроектирован на базе давно существующего двигателя РД-170, который использовался на ракете-носителе «Энергия» в 80-х годах прошлого века. Доработка, разумеется, была, но о принципиально новой конструкции говорить не приходится. Да и ракета «Союз-СТ», которую мы будем поставлять компании «Арианспейс», тоже вполне современный носитель, но это не новое изделие, а модернизированный (пусть и весьма существенно) вариант «Союза», созданного более 40 лет назад. Иными словами, мы «проедаем» научно-технический потенциал, накопленный в советские годы. Можно снова и снова благодарным словом поминать советских конструкторов, инженеров и техников, сумевших в свое время создать такой могучий задел в космической отрасли, но сути это не меняет: речь все-таки идет о вчерашних успехах, а не сегодняшних.

 

«Россия катастрофически отстает от мировых держав в ряде сегментов космической деятельности»

Теперь о лидерстве России на мировом рынке космических запусков. Стартов у нас действительно больше, однако посмотрим на конечный результат. Спутниковая группировка США насчитывает сегодня свыше 400 аппаратов, а у России – более 100. При этом многие спутники или уже выработали свой ресурс, или подошли к этому рубежу. «Россия катастрофически отстает от мировых держав в ряде сегментов космической деятельности, – вынужден был признать руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов в эфире телеканала «Россия» летом прошлого года. – В частности, речь идет о системах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и космической навигации». Ситуация весьма серьезная. Эксперты говорят не просто об отставании России в сфере зондирования Земли, а о тяжелейшем провале.

В мире эта область развивается стремительно. На орбитах сейчас более 40 действующихзондирующихзарубежных спутников – оптико-электронных и радиолокационных. Последние имеют большое преимущество: могут изучать поверхность планеты даже сквозь облачный покров. Они отслеживают, например, ледовую обстановку в арктических морях, проводят съемки геологических структур, разведку запасов грунтовых вод, гляциологические и многие другие исследования.

«Нашей стране нужно иметь как минимум четыре аппарата ДЗЗ, а лучше бы пять-шесть, чтобы удовлетворять запросы отечественной экономики», – говорит руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Лев Десинов. – В действительности же у России пока единственный спутник – «Ресурс-ДК». А радиолокационных аппаратов в составе нашей орбитальной группировки гражданского назначения нет совсем. Для космической державы такая ситуация просто немыслима». Порой на наших снимках виден только сплошной облачный покров. Стоит ли удивляться, что российские организации, предприятия, НИИ покупают необходимые им космические снимки у США, Японии, Индии, других стран, причем на десятки миллионов долларов.

Правда, Роскосмос планирует после долгих отсрочек наконец-то вывести на орбиту спутники метеорологии и зондирования – «Метеор-М», «Электро-Л» (2009 год) и «Канопус-В» (2010 год). Но, во-первых, надо еще осуществить эти запуски. Напомним, «Канопус-Вулкан» должен был оказаться в космосе еще в 2007-м, однако и сегодня трудно точно сказать, когда это произойдет. Во-вторых, вывести аппараты – это далеко не все: требуется, чтобы они еще и заработали, а это не всегда получается. Предыдущий «Метеор-3М-1» был запущен в 2001-м, а в 2003-м отказали метеодатчики. С тех пор у России нет своих метеоспутников. Прогнозы погоды наши специалисты составляют благодаря данным, получаемым с американских космических аппаратов…

Но, допустим, все будет хорошо и запуски новых спутников обеспечат страну собственной метеоинформацией. А вот решить в полной мере проблемы дистанционного зондирования Земли, к сожалению, не удастся. При таких темпах отставание в этой сфере нам гарантировано надолго. Обновление российской спутниковой группировки должно быть, несомненно, более масштабным. Ведь в прошлом году половину наших ракет (13 из 27 стартовавших) вывели в космос зарубежные коммерческие аппараты. Еще к МКС было отправлено четыре грузовых «Прогресса» и два пилотируемых «Союза». Плюс аппараты оборонного и двойного назначения. Все это нужно, но хотелось бы обратить внимание и на такой факт: наша невоенная спутниковая группировка пополнилась в прошлом году только одним спутником связи «Экспресс-АМ33». И еще в рамках федеральной программы попутно был выведен на орбиту малый аппарат «Юбилейный», посвященный 50-летию начала освоения космоса. Каждые четыре минуты он должен передавать сообщения о наших космических достижениях. Откровенно говоря, маловато получается…

Россия очень отстала от развитых стран и по срокам службы космических объектов. Зарубежные спутники рассчитаны на работу в течение 10–18 лет. У нас до недавнего времени фактический ресурс многих орбитальных аппаратов не превышал пяти лет. Сейчас создается (чаще всего совместно с иностранными фирмами) более долговечная техника, которая сможет работать и 10, и 15 лет. Однако уже упоминавшиеся перспективные спутники «Метеор-М» и «Канопус-В» будут иметь плановый срок службы всего пять-семь лет. А ведь чем меньше технический ресурс, тем больше запусков требуется для поддержания космической группировки…

 

Цифры, которые Роскосмос не публикует

– Беда в том, что у нас нет современной микроэлектроники; Россия оказалась на задворках мирового прогресса, – констатирует Сергей Жуков. – Вот один из выводов, содержащихся в аналитической записке экспертов Московского космического клуба (МКК): «Ключевая проблема, угрожающая самому существованию отечественной космонавтики, – возрастающее технологическое отставание в сфере космической деятельности. Лидирующее положение нашей страны, считают в мире, было утрачено еще в 1969 году после высадки американцев на Луну. Однако и до этого отмечался более низкий технологический уровень отечественных космических аппаратов, а также серьезное отставание в использовании космической техники для решения задач экономики. В последующие годы негативные тенденции продолжали усиливаться. Если не принять срочных адекватных мер, Россия будет вытеснена из многих сфер более быстро развивающимися конкурентами. По ряду перспективных направлений, таких как навигационное обеспечение, космическая метеорология и дистанционное зондирование, это фактически уже происходит».

Дополняя Жукова, руководитель экспертной группы МКК Иван Моисеев привел цифры, которые Роскосмос не публикует: «На мировом рынке космических услуг мы занимаем крохотный сегмент, унизительный для космической державы. В области дистанционного зондирования Земли – 0,1%. По глобальным навигационным системам – 0,03% объема продаж соответствующих устройств. В области систем связи – 5% (сравнительно высокий показатель достигнут за счет импорта комплектующих)». В целом общий объем коммерческих спутниковых услуг в мире составляет, как заявил президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота, от $170 млрд. до $200 млрд. в год. Доля России здесь около 1%. Вот такие «впечатляющие успехи»… И еще одна убийственная цифра: по данным российского Министерства экономического развития, в нашей ракетно-космическойпромышленности ежегодная выработка на одного занятого в 33 раза ниже, чем в США.

Не случайно первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании Военно-промышленной комиссии в Самаре в конце 2007-го признал ситуацию весьма тревожной: «Россия должна принять срочные меры для развития своей космической отрасли, иначе она может превратиться со временем в «извозчика», оказывающего только услуги по запускам кораблей и спутников». Острый диагноз поставлен весьма точно, однако о коренном позитивном переломе ситуации говорить пока не приходится. Почему же? Если федеральные власти понимают опасность отставания в освоении звездного океана, то что мешает вернуть былую славу нашей космонавтике, перевести ее на траекторию уверенного крутого подъема?

 

Нужен хотя бы один впечатляющий проект

– Я бы выделил три главные проблемы, – отвечает на вопрос мой собеседник. – Первая: отсутствие широкомасштабных, ярких целей, инновационных задач. То есть таких ориентиров, достижение которых способствовало бы подъему космонавтики на качественно новый уровень.

Сергей Жуков считает большой ошибкой тот факт, что у нас нет хотя бы одного впечатляющего проекта планетарного значения. Скажем, объявление о пилотируемом полете на Марс может стать не просто мировой сенсацией, но и поднять престиж страны. Реализация такого проекта обеспечит экономику десятками, если не сотнями новейших технологий, даст мощный импульс быстрому развитию промышленности, науки, техники… Но Роскосмос не бьется за интереснейшую идею, не доказывает «наверху» важность и возможность такого полета, а спокойно отодвигает его на дальнюю перспективу. На заре космической эры Сергей Павлович Королев работал не щадя себя, неистово, сгорая, чтобы страна запустила и первый спутник, и первого космонавта планеты. А сейчас, видимо, считают чиновники, надо работать спокойно, не рискуя, шажок за шажком, шажок за шажком…

Есть ли у нас технические и финансовые возможности для полета на Марс? «Безусловно, – уверен Сергей Александрович. – У нас имеется внушительный задел. По мнению ведущих специалистов «Энергии», Центра Келдыша, Института космических исследований, если будет принято решение, если начнется активная подготовка к полету в 2009–2010 годах, то марсианская экспедиция станет возможной в 2020–2022-м».

Теперь о расходах. Вариант с облетом Марса потребует, по экспертным оценкам, от 23 млрд. до 27 млрд. рублей. Немало, но в расчете на 10–12 лет не такая уж запредельная сумма. По крайней мере это на порядок меньше, чем сегодня получают в качестве помощи коммерческие банки. Следующий этап – посадка на Марс и начало активного освоения Красной планеты. Это может осуществляться уже в составе широкой международной кооперации. Но в любом случае Россия, застолбившая за собой марсианское направление, будет играть лидирующую роль в этом международном альянсе. Впрочем, возможно, не все риски и технические проблемы в этих расчетах учтены. Я – за широкое обсуждение проекта профессиональным сообществом. Важно, чтобы руководство страны проявило принципиальный интерес к проекту и подкрепило его конкретными решениями.

 

У нас нет современной системы управления космической деятельностью

– Вторая проблема, – продолжает мой собеседник, – неэффективность управления. Я давно сотрудничаю с Роскосмосом, и мне не хотелось бы заниматься жесткой критикой, но в интересах нашего общего дела все-таки нужно сказать правду. По мнению ряда авторитетных специалистов, в России нет современной системы управления космической деятельностью, способной эффективно использовать имеющийся потенциал и бюджетное финансирование. Космическое агентство, по сути, самостоятельно определяет цели и задачи, за выполнение которых оно же и несет ответственность. Формально планы утверждает правительство, но оно обычно соглашается с документами, представленными Роскосмосом. Прямым следствием этого является выбор чиновниками консервативного пути развития отечественной космонавтики. Что, разумеется, удобно ведомству, но не соответствует интересам отечественной космонавтики.

А чтобы избежать публичной предметной критики, чиновники нашли простой выход – закрывают важную информацию. В результате агентство сообщает обществу и руководству страны такие данные о состоянии дел в космонавтике, которые представляют ситуацию в наилучшем виде. Но это-то и не позволяет выявлять и решать наиболее острые проблемы отрасли.

 

На полуголодном пайке далеко не улетишь

– Третья проблема, – говорит Жуков, – скудное, не соответствующее требованиям времени финансирование, обрекавшее в предыдущие годы отрасль на полуголодное существование, а в лихие 90-е – даже на медленное умирание. Тогда, чтобы выжить, пришлось продавать американцам за гроши наши ценнейшие многолетние наработки и ноу-хау, в том числе уникальные методики по длительным полетам. Но и позже, в 2000-е, космонавтика, хотя финансировалась получше, нередко едва сводила концы с концами.

Между прочим, в 1989 году финансирование космической программы СССР составляло $3,28 млрд., то есть в два с лишним раза больше, чем в 2008-м. Аутсайдеры, как известно, не могут претендовать на лидерство. Возможно, эту простую истину наконец-то поняли и наверху. В нынешнем году бюджет Роскосмоса увеличен сразу вдвое (естественно, в рублях). И если из-за финансового кризиса сумму не уменьшат, то денежная прибавка будет ощутимой. Вопрос лишь в том, удастся ли использовать средства с максимальной пользой? О неэффективности управления мы уже говорили…

 

Посадка без парашюта: за и против

Позицию Жукова разделяют многие специалисты. В центре дискуссий и проект нового космического корабля, который должен прийти на смену «Союзам». Особенно острой критике подвергают новую концепцию корабля космонавты – и летавшие, и те, кто готовится к внеземным рейсам. Дело в том, что корпорация «Энергия» выбрала принципиально иную схему посадки спускаемого аппарата. Конструкторы отказались от проверенных десятилетиями надежных парашютов. Решили на завершающем этапе использовать реактивные двигатели. «Это очень опасная схема, – сказал мне Герой России, летчик-космонавт Сергей Залетин, дважды работавший на долговременных орбитальных станциях. – За время полугодовой космической вахты навыки самолетного пилотирования у членов экипажа, конечно же, частично утрачиваются. И вот представьте: после невесомости и стрессов, после перегрузок, обрушивающихся на экипаж при входе в плотные слои атмосферы, командир корабля должен брать управление на себя и маневрировать двигателями, чтобы ювелирно посадить спускаемый аппарат. Надо же такое придумать! Риск огромный. Думаю, в наши дни опасная затея провалится. Может, когда-нибудь, лет через 50, и вернутся к этому...»

Но в «Энергии» настроены решительно, уверены, что новый корабль будет создан и принят в эксплуатацию. Понимает ли президент и генеральный конструктор корпорации «Энергия» Виталий Лопота, что если, не дай бог, погибнут космонавты, он будет нести персональную ответственность за эту трагедию? И еще за то, что наша космонавтика окажется отброшенной назад на многие годы…

Итак, слишком много проблем накопилось в нашей космонавтике. Чтобы решать их, нужны новые подходы, выработка более эффективной государственной политики. Этому способствовало бы, в частности, создание Совета по космосу при президенте Российской Федерации. О необходимости такого органа уже не один год говорят авторитетные специалисты, ученые, аналитики. Совет позволит разорвать порочный круг, обеспечит общественное обсуждение новых проектов, будет способствовать принятию конкретных решений по актуальным проблемам российской космонавтики. Но вот вопрос: прислушаются ли власти к этому разумному предложению?

 

Объем финансирования гражданской космической деятельности В 2008 ГОДУ (материалы взяты с сайта Роскосмоса; млрд. долларов)

СШA  17,903

Европейское космическое агентство        4,216

Китай2,5 (2007 год)

Франция        1,748

Япония          1,692

Россия            1,538

Индия0,92
Accelerated with Web Optimizer