ЕЩЁ НОВОСТИ

«Я вернусь и поквитаюсь с пиратами...»

Нашумевшая на весь мир история с захватом сомалийскими бандитами сухогруза «Фаина» – глазами моряков

Сергей ЗЛАТОВ, спецкор «ЭБ», Киев – Керчь

Пиратские нападения в Аденском заливе на суда уже не считаются экзотикой, это обыденность. Нельзя сказать, что мировое сообщество сидит сложа руки. Очередным жертвам захватчиков вежливо сочувствуют, обещают объединить силы в борьбе за безопасность международного судоходства, направляют в районы повышенного риска боевые корабли. Но тем, кто угодил в лапы отребья, от этого не легче. Через что приходится пройти захваченным морякам? Это корреспондент «ЭБ» решил выяснить у членов экипажа ставшей печально известной «Фаины».

 

Украина удивительно быстро забыла «Фаину». Освобожденные из четырехмесячного плена моряки сошли на берег и растворились в толпе. Их родные, измученные страхом за судьбы близких, вздохнули с облегчением. И страна, следившая за событиями, обсуждавшая скупые информационные сводки и зловещие слухи на тему «взорвут – не взорвут», судорожно выдохнула – слава тебе, Господи, не взорвали! Очередной пиратский сериал завершился хеппи-эндом. Но осталось послевкусие, как от горькой пилюли, – разочарование и обида за державу.

В финале очередной драмы в Аденском заливе украинский президент Виктор Ющенко попытался, что называется, сохранить лицо пиар-макияжем: лично встретил моряков, отрапортовал о грандиозных победах над международной мафией, об особых заслугах державных мужей в ожесточенных боях с пиратским отребьем. Но объективы фото- и видеокамер поймали тяжелые взгляды моряков, избегавшие торжественного президентского взгляда. Четыре месяца пиратской блокады заставили этих ребят понять печальную истину: увы, при таком отстраненном отношении к кораблям и людям никто не застрахован от опасного зигзага судьбы, в результате которого ты вдруг оказываешься просто рабом. Словно в подтверждение прозвучало новое сообщение: очередной украинский моряк в составе команды греческого корабля «Салтанха» стал жертвой сомалийских пиратов.

 

Компенсации такие, будто моряки плавали на ялике в пруду

Экипаж «Фаины» проходит обследование в киевской правительственной клинике «Феования». Морякам ставят тяжелые диагнозы. У парней поражена поджелудочная железа и желчный пузырь, щитовидка увеличена в два раза, наблюдаются перебои в работе сердца, зрение упало на 25–30%.

Проблемы со здоровьем есть у многих членов экипажа – они до сих пор не восстановились физически и морально. «У меня после возвращения депрессия, мне все безразлично, – говорит моторист Иван Герелюк. – Долго не могу уснуть. Во время плена мечтал о холодном пиве. А когда вернулся домой и позволил себе такую радость, жутко разболелись почки. И желудок беспокоит...» Матрос Виталий Шелестов: «Сердце болит, и нервы не в порядке. Часто вспыхиваю по мелочам. Раньше за собой такого никогда не замечал».

Украинские моряки не получили от судовладельца не только положенных в международной практике компенсаций – им не выплатили даже причитающуюся зарплату. А 22-летний моторист Артем Гиржев из-за длительного плена исключен из Одесской национальной морской академии. «За неявку и неуплату…»

– Как заявил нам г-н Муренко (представитель владельца «Фаины» гражданина Израиля Вадима Альперина. – Авт.), это судно не попадает под категорию судов с опасным грузом, а потому о моральных компенсациях речь вообще идти не может! – рассказала мать Артема Ольга Гиржева. – Мой сын должен был получать ежемесячно $1100, а насчитали всего $700. Единственное, что обещают компенсировать, это стоимость вещей, которые забрали пираты. Артем утром просыпается и жалуется на жуткую головную боль. Его мучают кошмары.

По словам представителя судовладельца Виктора Муренко, максимальная сумма выплаты одному моряку будет составлять всего $3 тыс. Определение сухогруза, под завязку набитого танками, гранатометами и боеприпасами, как «судна с грузом, не представляющим опасности», оставлено без комментариев.

Общество начинает привыкать к пиратским сериалам в Аденском заливе. Мол, это стихия, с которой бессмысленно бороться. Между тем «Фаина» побила рекорд по сумме уплаченного выкупа. О подлинном закулисье этой «стихии» мы решили поговорить с людьми, которым волею судеб пришлось бросить ей вызов.

 

Олег Пилипенко: «Нас просто подставили...»

Ровно 134 дня собственного плена насчитал старший механик «Фаины» Олег Пилипенко. Он вернулся в родную Керчь – и жена Татьяна вместе со свекровью Анной Ивановной откармливают долгожданного моряка отбивными из рапанов. «Олегу сейчас нужна калорийная, богатая белком пища», – уверены домочадцы. До сих пор заметна болезненная худоба, приобретенная за месяцы плена.

 

– Чем занимаетесь дома?

– Ничего не успеваю!.. Наконец-то купил себе новый мобильный взамен изъятого пиратами. Восстановил телефонный номер. Набрал дисков с компьютерными играми. Без компа не могу заснуть. Рыскаю по сайтам, все никак не утолю информационную жажду.

 

– Когда нанимались на судно, знали про военный груз?

– Узнал, только когда нас сняли с линии и отправили в порт Октябрьское. Мы, конечно, не обрадовались, но что было делать за несколько часов до выхода? Я ведь устроился на «Фаину» на так называемые домашние рейсы – перевозить машины в Сирию и обратно. Жена обрадовалась, что я больше в Африку не пойду, надолго из дома не уеду.

 

– Пока вы сидели в трюме, в Киеве шутили: мол, лучшая борьба с пиратством – ничего не делать! Чтобы пираты, устав кормить пленников, отпустили их и впредь еще десять раз подумали, если ничего не перепадает ни от судовладельцев, ни от государства. Как вы относитесь к таким шуткам?

– И рад бы посмеяться, да не получается. От президента и правительства существенной помощи мы действительно не дождались. Политики только затягивали переговоры, которые надо было вести с командиром пиратов Мухаммедом. Если бы говорили с ним, мне кажется, сумма выкупа была бы меньше.

 

– Кстати, почему пираты отказались от услуг посредников и захотели общаться с судовладельцем?

– Они сначала верили нашим властям, но после сорвавшейся первой договоренности, когда выкуп пообещали, но не привезли, обозлились. Поняли, с кем имеют дело, что их тут могут облапошить. «У вас на Украине мафия, видно, посильнее нашей», – говорил командир захватчиков судна Мухаммед. Постоянно повторял, что главный здесь он, бесился, что переговоры не ведутся лично с ним.

 

– Как проходило освобождение?

– Нас вывели на палубу, пересчитали и снова загнали в каюту. Потом в море на парашютах полетели деньги в пластиковых контейнерах. С того момента пираты полностью утратили к нам интерес. Мухаммед начал выдавать «зарплату». Командиры получали примерно по $50 тыс., рядовые – от $1 тыс. до $3 тыс. Пиратов в тот день было видимо-невидимо, они группами получали деньги и на лодках покидали судно.

Говорят, в контейнерах сбросили $3,2 млн. Думаю, на самом деле денег было потрачено намного больше. Сотрудники Службы безопасности Украины давали деньги сомалийским старейшинам, чтобы те гарантировали отход пиратов. Ведь они собирались потребовать денег по второму кругу, еще и за экипаж.

 

– Олег, чем лично вы занимались в плену?

– Как ни странно, работал. Ребят сутками не выпускали из кают, а моя машинная команда несла вахту по поддержанию энергосистемы. Там и ели, не выходя из машинного отделения. Мастерили. Например, когда кончилось дизтопливо, мы с Володей Гончаром сварили печку, работающую на тяжелом топливе. Коптила она, как адский котел, но так понравилась сомалийцам, что ни на какой другой они уже не хотели готовить.

 

– Правда, что пираты совсем дикие?

– Так оно и есть, образованными их нельзя назвать даже с натяжкой. И в техническом плане полные профаны. Карточки от наших мобильных телефонов выбросили и использовали мобилки как аудиоплееры. По разбросанным дискам первое время ходили, не знали, для чего они нужны. Потом один пират попытался засунуть диск в принтер. Сильно нервничал, что ничего не заработало... Исключением был только их командир. Мухаммед образован, хорошо одет и бегло говорит по-английски. Молодой, на вид не более 30 лет.

 

– У них была какая-то дисциплина?

– Сомалийцы, мало-мальски знающие английский, назначались младшими офицерами. Охранников старшего звена они называли кэмэлс – «верблюды». А вообще, дисциплины мало, постоянно дрались и ссорились. У особо нервных автоматы отбирали – так наказывали за провинности. Автомат там, можно сказать, признак социальной значимости. Чуть что не так, сразу хватаются за оружие.

Они постоянно жевали специфическую траву – миру, от которой не хочется ни есть, ни спать. Почти каждый день лодка с этим зельем подходила к нашему судну. Однажды американцы не пропустили ее, тогда сомалийцы двое суток не давали нам воды и еды – пока наркоту не вернули обратно.

 

– Олег, гипотетически «Фаина» могла уйти от преследователей?

– Не уверен. Все кадры, на которых напавшие на нас пираты разъезжают на утлых суденышках, не соответствуют действительности. Там картина иная. Быстроходные лодки с навесными двигателями и много огнестрельного оружия. Час мы уходили от преследования, потом нас обогнали, пальнули из гранатомета. Тогда мы и поняли, что дело плохо. Пираты перелезли через корму и разбили иллюминаторы. Я в это время был на вахте и остановил судно по приказу сомалийцев.

 

– На «Фаине» были технические неисправности. Почему же на это закрыли глаза портовые органы?

– Действительно, не работал второй радар. Все из-за экономии: один же радар работает... Турецкие власти по этой причине не хотели выпускать нас за пределы своей морской территории. Но, увы, вняли просьбам судовладельца.

 

– На ваш взгляд, случайно ли сомалийцам досталась такая лакомая добыча – корабль, под завязку набитый оружием?

– Нет, в такие случайности невозможно поверить. Не могли мы просто так попасться трем лодкам – великовато везение! Нас просто подставили. Известно, что пираты обычно действуют ближе к берегу, а тут отошли на целых 300 миль. Заметьте: «Фаина» шла тем же курсом, с той же скоростью и точно к тому месту, где уже был захвачен украинский корабль. Пираты ждали нашего прихода, готовились к нему. Украинские поставщики со своими танками перешли кому-то дорогу. Но больше ничего не скажу. Очень серьезные люди нас предупредили, что лучше об этом не разглагольствовать.

 

– Когда пираты угрожали взорвать «Фаину», они как-то к этому готовились? Или просто пугали?

– Насколько я знаю, взрывать корабль они вообще не собирались. Зачем, какая им с того выгода? Вот американцы, те всерьез обещали нас подорвать и утопить. Это когда пираты хотели посадить судно на мель, чтобы выкатить танки. Американцы сказали, что скорее утопят «Фаину» вместе с ними, нами и грузом, чем позволят попасть в Сомали оружию. Чтобы пиратский план с выбросом на мель не состоялся, старший механик Леша Хархалуп и новый капитан Виктор Никольский решили, что судно должно потерять ход. Я и моторист Паша Блиняев отключили главный генератор, а топливо к основному двигателю спрятали. Закончилось, мол. Набежали взбешенные сомалийцы, стали искать топливо, угрожали расстрелом, если найдут. К нашему счастью, не нашли.

 

– Снова в плавание собираетесь?

– Конечно. У меня ипотека, ее выплачивать нужно. Да и вообще жить надо.

 

Виктор Никольский: «Захват судов – дело рук прекрасно организованной международной мафии»

Своя версия событий в Аденском заливе у коренного ленинградца Виктора Анатольевича Никольского. Этот 60-летний моряк возглавил экипаж «Фаины» после загадочной смерти капитана и своего земляка Владимира Колобкова. Между прочим, на встрече с прессой в Киеве Виктор Никольский заявил, что мечтает вернуться в море и поквитаться с сомалийцами. И ни у кого не возникло сомнений в искренности его слов.

 

– Как вы оказались в этом рейсе?

– Можно сказать, по стечению обстоятельств – пригласил капитан, мой друг, Царствие ему Небесное, Володя Колобков. У меня был ряд предложений. Но перевесило сделанное Володей. Давно работали вместе, хорошо знали друг друга. Это обстоятельство перевесило все остальные.

 

– Какими были последние минуты капитана?

– Последних минут я уже не застал. На судне у Володи поднялось давление. Накануне он попросил молока кипяченого ему согреть. У нас было молоко сухое в пакетах, кок вскипятил, принес ему. Он попил, и я ушел. А наутро капитан умер. Я долго не мог в это поверить...

 

– Вы знали о характере груза – танках Т-72, реактивных и зенитных установках, боеприпасах?

– Как же не знать, я их грузил!

 

– Не повторяя уже известное – можно ли было предотвратить нападение пиратов? У вас ведь на борту находились мощные средства для отражения атаки.

– Отбить нападение было невозможно. Пустить в ход брандспойты – все равно что из рюмки в лицо водой плеснуть... Брандспойтом отбиться от вооруженных до зубов людей нельзя. Во всяком случае, меня этому не учили и не показывали, как это делать против крупнокалиберных пулеметов.

Если бы те, кто нас отправлял, сказали, что в случае необходимости можно вскрыть какой-то ящик с оружием и отстреливаться, то другое дело. Но такого разрешения не было. Все ящики под пломбами. Вскроешь – и неприятностей не избежать.

 

– Вы утверждаете, что экипаж можно было освободить раньше?

– Мне кажется, вопросы могли быть решены более радикально. В процессе переговоров были допущены тактические и стратегические ошибки. Это повлияло на сроки. Убежден: не стоило привлекать к участию в переговорах юристов. Пираты находятся вне закона и действуют вне правового поля. Что толку требовать от них каких-то печатей, подписей? Юристы здесь ни при чем. Сколько бы ни увещевали пиратов прекратить противозаконные действия, их интересуют только деньги. Юристы – лишнее промежуточное звено. И чем дольше переговорный процесс, тем им выгоднее.

 

– Однако эту юридическую компанию рекомендовала Служба внешней разведки Украины?

– Вопрос не ко мне, а к ней. Первым, с кем мы общались еще в начале захвата, был Виктор Муренко. Потом пираты отказались от его участия в переговорах. Затем появились представители судовладельца под какими-то другими именами. Но все они заметно раздражали пиратов.

 

– Пираты знали о вашем грузе?

– На сей счет есть разные версии. Возможно, у них была информация, что в трюмах «Фаины» оружие, а какое именно, думаю, они не знали. Возможно, вези мы другой груз – процесс освобождения не был бы таким длительным. И не стреляли бы они при захвате по судну из своего РПГ. Попади в трюм, где снаряды, неизвестно, чем бы кончилось...

Они открывали ящики, искали стрелковое оружие. И меня пытали: где автоматы? Я говорю, стрелкового оружия нет. Не верите – смотрите документы... Пираты очень расстроились, что автоматов не оказалось. Именно они, а не танки, для них были важнее.

 

– Рассматривался ли вариант разгрузки «Фаины» у берегов Сомали?

– Рассматривался вариант уничтожения груза путем выгрузки его прямо в море.

 

– ???

– На протяжении примерно двух месяцев не объявлялся грузоотправитель. По документам мне было известно, что это госструктура – то ли «Укртяжмаш», то ли «Укрспецэкспорт», но официально она не объявлялась... Мы ведь выступали как грузоперевозчики. Наша задача – доставить груз из одного пункта в другой. А пиратов интересовало, кто владелец. Кения поначалу отказалась, заявив, что не имеет отношения к этому грузу. Такая морская особенность: пока груз не получен, он собственность грузоотправителя.

Потом кенийцы вновь поднимали тему назначения груза «Фаины» – якобы вооружение для Судана. Вполне вероятно и то и другое. Т-72М для Африки очень современное оружие. Там до сих пор используют Т-55. А это совсем другая техника. На порядок выше. 33 танка, еще «грады», другое вооружение – такой арсенал там сокрушит кого угодно.

 

– Когда украинский омбудсмен Нина Карпачева отправилась в Кению, ее обвинили чуть ли не в срыве переговорного процесса и всей операции по освобождению экипажа и судна. Вы тоже так считаете?

– Ни в коем случае. Нина Ивановна – очень энергичный, неравнодушный человек. То, что делала она, вообще не касалось переговорного процесса. Если бы не Карпачева, никто о нас не узнал бы и не беседовали бы мы с вами сейчас. Только бы страховые компании разбирались с нашими семьями.

 

– А кто все-таки мешал переговорному процессу?

– Его чуть было не разрушила другая женщина. Это гражданка США Мишель Линн Балларин. Вот та действительно вмешивалась. Однажды Мохаммед дал мне трубку, и я разговаривал с ней. Она с большим нажимом заявила, что экипаж и судно будут освобождены. Но резко предупредила, что «Фаина» с грузом пойдет только назад, на Украину.

 

– Американка как-то мотивировала обратный маршрут? Понятно, если бы развернула судно в какую-то другую страну – Танзанию или ЮАР. Но почему Украина?

– Как я понимаю, у нее на этот счет, скорее всего, были соображения политического характера. Какие – мне неведомо. Сказала категорически: только туда. Причем в Одессу.

 

– Вы с этой леди раньше пересекались?

– Никогда. Даже не знал, что есть такая Амира – так ее американцы называли... Потом увидел наклейку на бутылках с подсолнечным маслом, которое использовалось для приготовления пищи. И понял, что эта Амира имеет там деловые интересы. Когда стали подробнее наводить справки, выяснилось, что она восемь лет жила в Сомали и у нее сложились очень хорошие контакты с главами кланов, старейшинами племен...

 

– Расскажите о передаче выкупа. Все это происходило под вашим началом?

– Деньги бросали с легкомоторного самолета типа «Сессна». Самолет вылетал из Момбасы. У него едва хватило топлива долететь – был сильный встречный ветер... Уже здесь, в Киеве, мы разговаривали с человеком, представителем украинских спецслужб, который должен был деньги сбрасывать...

Все происходило днем. Я корректировал действия с поправкой на ветер и волнение моря. Договорились, самолет делает два круга над судном. Первый пристрелочный – весь экипаж должен стоять на палубе, чтобы показать: люди живы и целы. 19 человек и я на мостике.

Оговаривалось даже расстояние между членами экипажа. Между каждым 50 сантиметров, между шеренгами 2 метра. Чтобы лучше различить со 100-метровой высоты. Но топливо было на исходе, самолет сделал один круг, а не два. Убедился, что люди живы, и на полукруге в течение пяти секунд произвел сброс денег.

Это были две большие спортивные сумки, защищенные от воды многослойной лентой типа скотча. Плавали метрах в 200 от судна. Пираты на лодках забрали. Их было человек 60, наверное.

Когда наконец пересчитали и поделили, такой бригаде сразу трудно было покинуть «Фаину», а нам тяжело на них смотреть. Вроде все закончилось, а эти уроды еще на судне. И загружались они на лодки медленно...

 

– Что вспоминается как самое характерное?

– Протягивает тебе пират мясо из грязных рук – можно ведь и отказаться, а ты, преодолевая брезгливость, ешь. Я ребятам говорил: не отворачивайтесь, хоть попробуйте, ничего страшного... Пираты лепешками стали нас угощать. Называются мухо: мука, вода, немного масла. Варят бульон из кусочков козлиного мяса, добавляют картошки, гороха, очень жирный получается, надо горячим кушать...

 

– Почему не повторилась история с французским судном, когда выкуп привезли, а потом перестреляли пиратский отряд прямо на борту?

– Такой исход событий мы восприняли бы с большим воодушевлением! Но на момент освобождения «Фаины» в плену пиратов находилось 14 других судов. Что стало бы с их экипажами?

Вы же понимаете: захват судов и экипажей – дело рук широко разветвленной и прекрасно организованной международной мафии, имеющей своих людей где угодно, в том числе и в самых разных властных структурах. Вполне возможно, даже на далекой Украине. И ее мозговой центр вовсе не в Сомали. Там только исполнители.

 

– Когда снова в море?

– Как призовут. Рано пока об этом говорить. Могу сказать, что я мечтаю вернуться и поквитаться с пиратами. Думаю, мне еще выпадет возможность отправиться туда же, в Сомали, чтобы взглянуть в лица этих пиратов. Но в последний раз. Чтобы больше никому не угрожали. Хочу сатисфакции, и есть люди, готовые пойти вместе со мной... Жертвы в таких случаях неизбежны. Без них не обойтись. Мы будем подготовленными, чтобы попытка захвата была последней.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После освобождения «Фаины» руководство Службы безопасности Украины сообщило, что на базе спецназа СБУ «Альфа» создаются особые команды по борьбе с международным пиратством. Украинские бойцы, вооруженные высокоточными британскими снайперскими винтовками и другой спецтехникой на уровне стандартов НАТО, должны сопровождать свои торговые суда в особо опасных зонах Мирового океана. По утверждению главы СБУ Валентина Наливайченко, переговоры об этом с ООН и Еврокомиссией подошли к концу.

Прошел месяц, однако в черноморских и азовских портах спецподразделения «Альфы» не появились до сих пор.

Accelerated with Web Optimizer