ЕЩЁ НОВОСТИ

Модернизация и кризис: кто кого?

Остаться над этой схваткой у России точно не получится

Михаил ДЕЛЯГИН, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации

Глубина мирового финансового кризиса недооценивается, так как аналитики, рассматривая краткосрочные тенденции, игнорируют его фундаментальные причины. А они заключаются в том, что существующая модель мировой экономики исчерпала себя. Государства и общественные институты не успевают реагировать на вызовы, которые им бросают стремительно развивающиеся глобальные корпорации. А мы, похоже, просто ждем у моря погоды...

После победы в «холодной войне» развитые страны перекроили мир в интересах своих корпораций слишком эгоистично, лишив большую часть человечества возможности нормального развития. Это не только вызвало глобальную напряженность, терроризм и миграцию, но и ограничило сбыт самих развитых стран, на всех парах влетевших в кризис перепроизводства.
Стимулирование сбыта кредитованием неразвитого мира было лишь временным подспорьем и вызвало в 1997–1999 годах кризис долгов, эхом которого стал крах «новой экономики» США в 2000 году. Тогда Америка вытащила себя из начинавшейся депрессии двумя стратегиями. Первая – «экспорт нестабильности», подрывающей конкурентов и вынуждающей их капиталы и интеллект бежать в «тихую гавань» – в США. Рост нестабильности в мире оправдывает рост военных расходов, стимулирующих экономику и технологии («военное кейнсианство», эффективно применявшееся еще Рейганом). Эта стратегия, реализованная в 1999 году в Югославии и направленная против еврозоны, исчерпала себя уже в Ираке. События же в Пакистане свидетельствуют о ее вырождении в контрпродуктивный для экономического развития «экспорт хаоса». Сегодня США даже не пытаются контролировать дестабилизируемые ими территории, став просто катализатором глобального военно-политического кризиса.
Второй стратегией поддержки экономики США была накачка рынка безвозвратных ипотечных кредитов. Созданный за океаном финансовый пузырь начал сдуваться еще летом 2006 года, но многоуровневая финансовая инфраструктура привела не к мгновенному краху, а к длительной агонии, перешедшей в открытую форму только прошлым летом.

...Но обманывать все время и всех невозможно
Таким образом, сейчас проблема не столько в нехватке ликвидности и кризисе долгов, сколько в отсутствии источника экономического роста США, а с ними – и всей мировой экономики. Зависимость Китая от экспорта пока остается критической, несмотря на все усилия по развитию внутреннего рынка. Даже оздоровление финансов США не решит проблему, так как не смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий и не создаст качественно новый экономический двигатель взамен разрушившихся. Это означает, что из кризиса мировая экономика выйдет не в восстановление, но в депрессию, длительную и тяжелую.

Китай принял принципиальное решение о поддержке доллара для сохранения своего экспорта в США. Тем не менее меры американского правительства по спасению финансовой системы могут привести к росту бюджетного дефицита в 2009 году до 700 млрд. долларов. В 2008 финансовом году, закончившемся 30 сентября, он составил 454,8 млрд. долларов, или 3,2% ВВП; в 2007 году дефицит был «всего» 162 млрд. Динамика красноречивая.

Усугубляет ситуацию и кардинальное изменение положения США. После развала Советского Союза они остались единственной сверхдержавой – страной, осуществляющей военно-политическую защиту своих союзников и за это получающей выгоды технологического лидерства и существенные коммерческие уступки. Главной из них было согласие на выполнение США функций глобального регулятора. Неограниченная эмиссия доллара как мировой резервной валюты позволяла перекачивать в Америку ресурсы всего мира. Хотя после исчезновения СССР противоречие между интересами США как регулятора глобальных рынков и их же интересами как ключевого участника этих рынков вышло на поверхность и приобрело совершенно неприемлемую для нормального развития мира остроту, Америка сохраняла свое доминирующее положение. Сначала это происходило благодаря инерции, а с конца 90-х за счет конструирования различных глобальных врагов, от которых США якобы защищали мировое сообщество.
Однако, как говорил Авраам Линкольн, «можно все время обманывать некоторых и некоторое время всех, но обманывать все время и всех невозможно».

Перевод стрелок на европейское время
Назначение внешних врагов Запада производилось для оправдания сохранения американского лидерства, что в конце концов вызвало отторжение даже среди союзников. Это выразилось, в частности, в неприятии Евросоюзом агрессивных устремлений в отношении Ирана и отсутствии единодушной поддержки этих устремлений в отношении КНДР. С другой стороны, вся мировая экономика оказалась подточена разрушительным эгоизмом США как ее непосредственного организатора и регулятора. В результате Америка утратила основу всякого лидерства – моральный авторитет. Нежелание изменить созданную систему, ибо это ограничило бы интересы лидера ради общего блага, привело к утрате и интеллектуального лидерства.

Американцы забыли слова величайшего из своих президентов Франклина Рузвельта о том, что капитализм – исключительно устойчивая система, разрушить которую может только свобода действий самих капиталистов. Эта бесспорная истина была отвергнута из-за коммерческой выгодности для США самых безумных догм либерального фундаментализма. Как следствие, стратегическая инициатива перехвачена Евросоюзом, и именно президент родины дирижизма (доктрины государственного регулирования) провозгласил конец эпохи свободного рынка и исчерпанность самой этой идеи.

Настойчивое стремление ЕС создать новый глобальный финансовый порядок совершенно явно выражает качественное ослабление прежнего лидера западного мира. И причина этого – органическая неспособность США поступиться даже малой частью собственных сиюминутных интересов ради урегулирования своих же стратегических проблем. Этот поистине самоубийственный эгоизм кладет конец Pax Americana и буквально выталкивает на авансцену мирового развития новых участников – Евросоюз, Китай и, если у нас хватит решимости и интеллекта, Россию.

Понятно, создать с чистого листа качественно новую экономическую систему не удастся, но наиболее насущные изменения, сформулированные еще в ходе кризиса 1997–1999 годов, скорее всего, будут реализованы.

Финансовый кризис – это лишь выражение грандиозного, комплексного перелома всего мироустройства, сопоставимого по своим масштабам с Реформацией, в ходе которой сформировалась современная система организации общества, основанная на государстве. Относительное равновесие будет достигнуто восстановлением биполярной системы (США предстоит играть роль сходящего со сцены СССР, а Китаю – крепнущих, несмотря на внутренние кризисы, США) в политике и поливалютной системы в экономике (крупнейшие экономические зоны будут иметь свою резервную валюту). Последнее накладывает на Россию прямую обязанность форсированного перехода к экспорту сырья и вооружений за рубли и создания рублевой зоны.

Удушающий прием вместо удара
Принципиально важным отличием этого кризиса является его длительность. Дефолт 1998 года можно сравнить с мгновенным ударом, после которого уже через месяц началось восстановление экономики. А нынешний кризис – это медленное, мучительное удушение, более напоминающее процессы начала 1990-х.

Причина в отсутствии источников роста. Исчерпанность «мотора» развития США означает сваливание мировой экономики в депрессию. Поэтому российская экономика, лишь нарастившая за годы реформ зависимость от экспорта сырья, также выйдет из наиболее острых кризисных шоков не в рост, а в изнуряющую депрессию. Сжатие мирового спроса резко уменьшает потребность в сырье. Это означает сокращение практически всех производств, кроме удовлетворяющих первичные потребности (вроде основных и при этом простых в изготовлении видов продовольствия) и связанных с бережливостью (вроде ремонта одежды).

Российская экономика пройдет через несколько волн сокращений, которые будут последовательно прокатываться по отраслям. Первая волна, которая поднялась еще осенью, была вызвана сжатием спекулятивных операций, удорожанием кредитов и отказом от перспективных планов: замораживаются даже почти готовые стройки, увольняется персонал, нанятый под новые проекты. Снижение доходов населения сокращает производство, ориентированное на продолжение роста этих доходов, – от автомобилестроения до ресторанов, где никто не обедал, магазинов, где никто не покупал. 

Сейчас поднимается вторая волна – из-за сокращения экспортных доходов и отказа экспортеров сырья от новых инвестиций и непрофильных проектов. На очереди третья, связанная с сокращением бюджетных доходов. Ситуация усугублена политикой Центробанка и Минфина, создавших в стране искусственный дефицит денег за счет вывода государственных активов в Евросоюз и США. Из-за глобального финансового кризиса западные банки перестали давать нам в кредит наши же деньги. 

В результате экономика уже начала затягиваться в водоворот деградации: вызванное сжатием спроса сокращение производства обусловливает новое сжатие спроса – и новый производственный спад. Именно так развивалась в США Великая депрессия. 
Адекватным ответом на кризис может быть только политика модернизации, которая в состоянии повысить конкурентоспособность российской экономики. Попытки стабилизировать принципиально не способную к саморазвитию колониальную систему, созданную в России в 90-х годах, заведомо обречены на провал и лишь ускорят сползание в системный кризис.

Помимо дорог и дураков, есть проблемы поважнее
Стандартный механизм выхода из депрессии – замена государственным спросом недостающего спроса рынка. Этот путь к спасению был найден Рузвельтом и обоснован Кейнсом. Предъявляя значимый спрос (существенная часть которого предъявляется в виде нерыночной помощи, что позволяет требовать от бизнеса, в частности, целевого использования кредита и его удешевления), государство получает большие возможности для реструктуризации экономики, для создания новых и модернизации существующих производств.
У России есть материальная основа для такой политики. Это прежде всего наличие значительных свободных финансовых средств (международные резервы Банка России и неиспользуемые средства бюджета, включающие Резервный фонд и Фонд будущих поколений). Этот капитал позволяет наращивать государственный спрос без возникновения фатального дефицита бюджета. 

Еще одним нашим преимуществом, как это ни странно звучит, является общая недоинвестированность экономики и низкие доходы населения. Это открывает естественные направления применения государственного спроса – модернизация инфраструктуры и социальная поддержка.

Главные проблемы России – коррупция и монополизм. Без их решения наращивание государственного спроса не имеет смысла. Выделенные из бюджета деньги либо будут разворованы чиновниками, либо пойдут на получение сверхприбылей в результате монопольного завышения цен. Без ограничения коррупции никакие антикризисные меры невозможны, так как приведут лишь к росту воровства и спекуляций, а в случае острой нехватки ликвидности и, соответственно, масштабной помощи банкам – к срыву в гиперинфляцию. Однако ограничение коррупции можно осуществить, только совершая конкретные шаги.

Не менее важно найти управу на монополии, чей произвол сегодня является главной причиной ускорения инфляции. Для спасения экономики и социальной сферы следует заморозить на 2009–2011 годы тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ЖКХ. Провести тщательный анализ их издержек, за счет сокращения воровства и повышения качества управления снизить коммунальные тарифы не менее чем на 20%, а цену электроэнергии и газа на внутреннем рынке – не менее чем на 10%.

ФАС надо наделить полномочиями контролировать тарифы «Газпрома», РЖД и других естественных монополий и повысить штрафы за злоупотребление монопольным положением. Компании, доминирующие на рынках или заподозренные в злоупотреблении монопольным положением, обязаны раскрывать структуру своих цен, а при необходимости и финансово-экономическое положение полностью. По примеру Германии российская антимонопольная служба должна получить право при резких колебаниях цен сначала возвращать их на прежний уровень, а потом уже проводить расследование. Оно нередко тянется месяцы или даже годы, нанося конкретному бизнесу и экономике в целом невосполнимый ущерб.

Рубль не так плох, как кажется в обменнике
Во время кризиса очень важно восстановить доверие к национальной валюте. Правительству надо повысить как минимум до миллиона сумму вкладов населения, гарантируемую на 100% (с процентами, равными ставке рефинансирования ЦБ). Но при этом не следует повышать гарантируемую сумму в иностранной валюте по действующим вкладам, а в отношении новых валютных вкладов отменить гарантию. 
Жестко структурировать банковскую систему на основе формализованных критериев: выделить до 15 банков, спасаемых любой ценой, и еще 120–140, получающих необходимую поддержку. Остальным банкам финансовой поддержки в кризис не оказывать. Это попутно поможет провести санацию финансовой системы и закрыть банки-«помойки», занимающиеся обналичкой. 

Идея поддержки государством фондового рынка как такового порочна идейно и преступна по сути. Он утратил свои экономические функции – определение стоимости компаний для привлечения ими капиталов. Из-за глобального кризиса ликвидности средства не привлекаются, и фондовый рынок превратился в генератор плохих новостей. Никакая поддержка котировок государством недопустима, так как эти деньги немедленно перекочевывают в карманы спекулянтов. 

Активы государства, размещенные за рубежом (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, часть международных резервов Банка России), должны быть возвращены в страну и направлены на поддержание системы расчетов, поддержание кредита, рефинансирование реального сектора и социальную помощь населению. Если активы были размещены на условиях, исключающих их быстрый возврат, то это должно получить оценку с точки зрения Уголовного кодекса как преступная халатность.

Предоставление банку финансовой поддержки должно сопровождаться введением со стороны ЦБ жесткого надзора за его деятельностью и полным запретом всех видов спекулятивных операций, их кредитования и обеспечения в иной форме (включая операции на валютном рынке не для обеспечения нужд внешней торговли и операции на фондовом рынке). Контроль должен осуществляться независимо со стороны Банка России, бирж, а также ФСФР и Комитета финансового мониторинга, а при необходимости – со стороны спецслужб. Нарушение этого запрета, как и нецелевое использование бюджетных средств или завышение процентной ставки по кредитам реальному сектору, должно караться немедленным банкротством банка и привлечением его руководства к ответственности.

В распоряжении правительства есть и другие меры, способные стабилизировать финансовую систему и укрепить рубль. Нам давно пора перейти от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков. Рефинансировать банки под залог векселей платежеспособных предприятий, прежде всего работающих на перспективных направлениях формирования нового технологического уклада. Предоставлять кредитные ресурсы Банка России коммерческим банкам при условии их целевого направления на рефинансирование реального сектора. Замещать отзываемые иностранные кредиты рублевыми кредитами Банка России по тем же процентным ставкам. 

Перевести экспорт российского сырья, энергоносителей и вооружений, а также все поставки в страны ближнего зарубежья на оплату в рублях. Реализовать мероприятия по превращению российских денег в региональную расчетную валюту, в частности, предоставлять Украине, Белоруссии, Казахстану и другим государствам ближнего зарубежья стабилизационные кредиты в рублях. Одновременно ужесточить контроль для ограничения вывоза капитала в иностранной валюте, а рубли разрешить переводить без ограничений. 


Индустриализация: дубль два

Финансовый кризис провоцирует банкротство предприятий, что делает их легкой добычей для рейдеров. В реальном секторе надо выделить стратегически и социально значимые предприятия. В отношении первых нельзя допустить их перехода под контроль иностранного капитала; в отношении вторых – их закрытия, так как это чаще всего градообразующие предприятия. При их неспособности покрывать «кассовые разрывы» предоставлять им краткосрочные кредиты под залог контрольных пакетов акций, в случае госсобственности – под личную ответственность директора. 

Как считают многие специалисты, сегодня целесообразно создать Агентство экономической реконструкции, концентрирующее в своих руках всю помощь нефинансовому сектору и управление всем госимуществом (включая госкорпорации). Это необходимо для реализации стратегических задач развития страны.

Временно свободные средства госкорпораций могут отчуждаться агентством и направляться на решение задач модернизации экономики. При этом поддержка частного бизнеса в любой форме должна сопровождаться его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции по определенным ценам. Невыполнение обязательств приведет к образованию задолженности соответствующих предприятий перед государством в размере стоимости непроизведенной продукции со всеми вытекающими последствиями.

С другой стороны, отечественные производители должны получить преференции. Например, в виде полной отмены НДС на товары, произведенные в России, с замещением выпадающих доходов бюджета увеличением налогообложения экспорта сырья. Отменить плату за использование земли под промышленными объектами, а также импортные пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования, не производимого в России.
Кризисные условия создают объективную потребность для того, чтобы разобраться со старыми и новыми долгами. Самое время рассчитать для предприятий, полученных по залоговым аукционам, компенсационный налог в размере разницы между рыночной стоимостью предприятий в момент проведения залоговых аукционов и суммами, уплаченными за них в бюджеты. Взыскать сумму компенсационных налогов с нынешних владельцев этих предприятий пакетами их акций. В случае выкупа государством данных предприятий предъявить соответствующие денежные требования их бывшим владельцам, у которых был произведен выкуп. 

То же касается внешнеэкономической деятельности. Нам пора проанализировать меры по либерализации внешнеэкономических связей и отменить подрывающие конкурентоспособность российской экономики. Необходимо полностью запретить импорт за государственные средства продукции, производимой в России. На западных партнеров не стоит оглядываться, поскольку сегодня все проводят политику протекционизма, к тому же задача присоединения России к ВТО утратила свою актуальность.

Безусловно, реализация подобных планов требует огромного напряжения сил и средств, политической воли и невиданной до сих пор целеустремленности всех, но в первую очередь власти. Ибо сегодня уже совершенно очевидно: без модернизации страна окончательно обветшает и деградирует.

Первоочередные шаги к качественно новой экономической системе
• Обеспечение прозрачности движения спекулятивных капиталов (в перспективе – и всех глобальных корпораций с созданием наблюдательного, а затем и регулирующего органа).
• Превращение «налога Тобина», то есть 15-процентного налогообложения спекулятивного капитала, выводимого из страны менее чем через год после его ввода (в кризисе 1997–1999 годов именно его применение спасло экономики Чили и Малайзии), из экстремальной меры в нормальный, признанный мировым сообществом инструмент экономического регулирования.
• Приведение влияния различных стран на политику глобальных финансовых институтов (в первую очередь МВФ и Всемирного банка) в соответствие их удельному весу в мировой экономике.
• Реализация «плана Миядзавы» (японский министр финансов во время кризиса 1997–1999 годов) в части обеспечения прозрачности работы МВФ и Всемирного банка.
• преобразование «Большой восьмерки» 
в орган глобального регулирования, что потребует расширения списка за счет стран, чей ВВП не ниже минимального в нынешней «большой восьмерке» ВВП Канады. Это означает превращение G8 в G11 за счет принятия Китая, Бразилии и Испании. Если же пороговый уровень ВВП снизить с 1,6 до 1,0 трлн. долларов, то добавятся Индия, Мексика, Австралия и возможно дальнейшее расширение за счет Южной Кореи и Нидерландов, чей ВВП соответственно 0,95 и 0,91 трлн. долларов.


Пять шагов к обузданию коррупции
1. Провести для острастки госаппарата серию показательных процессов в отношении наиболее откровенных коррупционеров.
2. Установить законодательно и ввести в практику правоприменения, что взяткодатель при условии сотрудничества со следствием освобождается от ответственности (так как правила игры диктует все-таки чиновник).
3. Провести аналог американской операции «Шейх»: массированное предложение агентами спецслужб взяток сотрудникам госаппарата и руководителям госпредприятий. Поддавшихся на провокацию увольнять с пожизненным лишением права работать на госслужбе и заниматься юридической деятельностью.
4. Обязать чиновника декларировать имущество не только супруга и детей до 18 лет, но и всех членов семьи, включая родителей, взрослых детей, братьев и сестер, а также всех более дальних родственников, проживающих с ним совместно.
5. Создать в России аналог ФБР, занимающийся борьбой с оргпреступностью и коррупцией, использовав потенциал распущенных соответствующих управлений МВД.


Первоочередные стратегические задачи развития страны
• модернизация инфраструктуры, в первую очередь ЖКХ и автодорог;
• строительство дешевого жилья;
• реиндустриализация (восстановление производства критически значимой продукции как минимум тремя независимыми производителями);
• развитие и технологическая модернизация АПК (за счет рефинансирования и прекращения недобросовестной конкуренции со стороны импорта);
• сохранение, а при необходимости создание спроса на продукцию высокотехнологичных предприятий и на новые разработки, способные стать основой кластеров инновационного роста (углубленная переработка энергоносителей, альтернативная энергетика, материаловедение, экология и катализ);
• целевой оборонный заказ на модернизацию армии в рамках новой военной доктрины.



Accelerated with Web Optimizer