Агунда АЛБОРОВА, обозреватель
Андрей МАНУКЯН, финансовый директор российского представительства компании Centurion Boats:
– Промышленный шпионаж – одна из форм недобросовестной конкуренции в экономике, которой, впрочем, не чурается никто – ни маленькие предприятия, ни мощные государства. Основная задача «любопытствующих субъектов» – экономия средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента или опередить его. Предметом пристального внимания являются ключевые моменты, создающие преимущества. Например, новые, перспективные технологии, новые и опять же перспективные рынки.
Естественно, каждая компания заинтересована в том, чтобы иметь конфиденциальные сведения о конкурентах, при этом самим не допускать утечек. Особенно эта задача актуальна в кризисную пору. Так, сегодня угроза увольнений приводит к потере лояльности со стороны сотрудников, легко становящихся добычей собирателей чужих секретов. А когда потоки информации слабо контролируются, уязвимость фирмы повышается.
Деловая разведка (business intelligence) – составная часть корпоративной культуры ведения современного бизнеса. В отличие от промышленного шпионажа деловая разведка проводится в рамках действующих правовых норм и свои результаты получает благодаря аналитической обработке огромного количества открытых материалов. Появление новых информационных технологий и относительная дешевизна доступа к ресурсам позволяют аналитикам готовить материалы, помогающие в принятии стратегических решений. Что касается российской практики, то предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному шпионажу прибегают чаще потому, что не обучены методам деловой разведки, а порой и вообще не знают об их существовании.
Если фирма нацелена на дальнейший рост и собирается выходить на лидирующие позиции в своем сегменте рынка, защита бизнеса необходима. Внутри нее должны быть созданы специальные профилирующие отделы, которые будут заниматься защитой информации. В нашей компании еще на этапе становления этому вопросу было уделено самое серьезное внимание. Инновации в нашем бизнесе играют первостепенную роль как в техническом плане, так и в дизайне и оснащенности катеров. Поэтому надо пресекать любую утечку информации, проводить служебные расследования по каждому факту разглашения коммерческой тайны. Затраты на развитие данного направления полностью себя оправдывают.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Бенчмаркинг (benchmarking) – деятельность, посредством которой фирма изучает лучшую продукцию и маркетинговый процесс, используемый ее прямыми конкурентами и компаниями, работающими в подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных методов.
Бенчмаркинг проводится на двух уровнях.
2. Операционный бенчмаркинг – процесс более детальный. Он направлен на то, чтобы различные функциональные области деятельности фирмы (себестоимость производства, эффективность продаж, исследования и разработки и т. п.) были достаточны для превосходства над конкурентами и построения конкурентного преимущества.
Кирилл КЕРЦЕНБАУМ, руководитель группы технических консультантов компании Symantec (Россия и страны СНГ):
– В России известных случаев промышленного шпионажа практически нет: в некоторых отраслях они не подлежат разглашению, в других об этом просто никто не узнал. Что касается западного опыта, то нельзя сказать, что таких примеров много, особенно в отрасли информационных технологий. В основном это случаи потери и хищения различных портативных устройств, на которых содержалась закрытая информация. Но это не значит, что проблемы защиты сведений не существует.
В зависимости от характера бизнеса, его мобильности можно выбрать различные сценарии – от тотального контроля всего и вся до точечных решений защиты. Мой совет: несмотря на то что случаи умышленного хищения информации (промышленный шпионаж) занимают примерно 1% от всего объема утечек конфиденциальной информации, необходимо разработать комплекс мер по борьбе и с ними. Поэтому важна интеграция применяемых программных решений по контролю за передачей информации, а также привычных средств физической безопасности: контроль доступа в помещение, ксерокопирования и т. д.
Екатерина НИКОНОВА, начальник отдела маркетинга и рекламы компании «СТЕКЛОНиТ Менеджмент»:
– Случаи промышленного шпионажа в России мне, безусловно, известны, правда, они редко придаются огласке. К примеру, на одном из крупнейших металлургических предприятий России сотрудник за плату на регулярной основе ежемесячно предоставлял конкурентам базы отгрузок компании: цены, объемы, грузополучателей, плательщиков. На него даже было заведено уголовное дело. Между прочим, случай показателен: шпионаж обычно процветает в тех областях, где на сформированных рынках вся информация является закрытой.
Например, на нашем рынке (геосинтетической продукции для армирования автомобильных дорог) принято скрывать цены на реализуемую продукцию. Несмотря на существование у большинства конкурентов на интернет-ресурсах раздела «Цены», в нем не размещены прайс-листы. И маркетологи, чтобы сделать ценовой анализ рынка, вынуждены под разными легендами, изображая из себя потенциальных покупателей, их выманивать. Причем дело это хлопотное: создание легенды включает в себя организацию вымышленной компании, изготовление печатей, получение отдельного номера факса. Иногда проще и дешевле обмениваться данной информацией на постоянной основе с конкурентами. Но если на это нет санкции руководства, приходится покупать у них сведения.
На развитых рынках из информации такого рода никто не делает секрета, поэтому нет повода зря тратить деньги компании на «спецоперации». В странах с более развитыми рынками специально создаются отраслевые союзы, которые занимаются сбором информации, и все предприятия, входящие в такой союз, охотно ею делятся. Тогда сам повод для шпионских игр пропадает.
Подводя итог, скажу, что отечественной промышленности нужно определиться с кругом информации, которую следует считать закрытой. Сюда можно отнести сведения об инновациях, технологиях и материалах. А часть информации надо сделать общедоступной – тогда отпадет необходимость в ее воровстве.
Валерий АНДРЕЕВ, заместитель директора по науке и развитию компании «ИВК»:
– Случаи промышленного шпионажа получают огласку только в крайних случаях. Злоумышленнику нет смысла хвастать такими подвигами, а потерпевшей стороне не хочется выглядеть растяпой – это удар по репутации. Получить же достойную компенсацию, даже выиграв дело в суде, вряд ли возможно. Ведь интеллектуальная собственность российских IТ-компаний, за редкими исключениями, не защищена патентами и свидетельствами.
Кроме того, она обычно не доведена до состояния отчуждаемых от разработчика технологий.
В нашей компании первый эшелон обороны – это защита интеллектуальной собственности ИВК. Мы уже получили ряд патентов на наши разработки, еще несколько патентов находятся в работе. Естественно, мы принимаем все необходимые меры защиты – от технических до организационных. Например, создание периметра организации, выстраивание защиты на входе в компанию, деление информации по степени важности и тематике, обеспечение доступа сотрудников только к необходимой для них информации, антивирусная защита, контроль сеанса работы с ОС, предотвращение установки несанкционированного ПО, шифросредства и т. п. При этом мы используем и собственные программные продукты, и разработки других компаний.
Важная роль отводится повышению лояльности сотрудников к компании, в частности созданию мотивации. Необходимые мероприятия для защиты информации я перечислил выше. Важно привести их в систему и направить на защиту действительно существенной информации о реальных финансовых потоках (долги и пр.), состоянии складов, реальной себестоимости операций (издержках), договоренностях с третьими компаниями, технологических ноу-хау. Также обязательно распределение должностных лиц компании по зонам ответственности.
ИНСАЙДЕР СТРАШНЕЕ ХАКЕРА
Ситуацию в российских компаниях можно оценить по результатам исследования, проведенного компанией Perimetrix, которая известна на рынке информационных технологий своими разработками для реализации режима секретности и конфиденциальности данных.
Итак, самыми опасными угрозами для своего бизнеса российские компании считают утечку информации и халатность персонала (73 и 70% соответственно). Еще одна тенденция – компании стали больше опасаться краж оборудования (рост с 25 до 38%), которые также непосредственно связаны с утечкой информации. А вот опасность от внешних угроз (вирусов, хакеров и спама) по сравнению с данными за 2007 год оценивается ими как менее значимая.
Какая информация чаще всего «утекает» из российских компаний и как? Ответ на этот вопрос практически не изменился по сравнению с прошлым годом – в группу особого риска по-прежнему попадают персональные данные (68% респондентов).
Опасность внутренних угроз повышается еще и из-за того, что «халатные» инсайдеры, как правило, наказываются лишь строгим выговором, а злонамеренные – увольнением из компании без негативных записей в трудовой книжке. Как явствует из исследования, нарушителям внутренней безопасности редко грозят серьезные санкции, такие как судебное преследование или материальное взыскание.
Инсайдер – это лицо, располагающее закрытой информацией о компании и ее коммерческих операциях (внутренней информацией). Открытие такой информации широкому кругу лиц приводит к изменению цены акций.
Кстати, каждое пятое мобильное устройство, бывшее в употреблении, содержит конфиденциальную информацию.
По данным исследования, проведенного Центром исследования информационных систем и систем безопасности компании British Telecom, университетом Гламоргана в Уэльсе и университетом Эдит Коуан в Австралии, значительное число портативных коммуникационных устройств, бывших в употреблении, попадая к новому владельцу, все еще содержат конфиденциальную корпоративную и личную информацию.
Наиболее опасные угрозы ИБ
(Исследование «Инсайдерские угрозы в России-2009» проводилось с 01.12.2008 по 23.01.2009)
Тайна древней прически
* * *
* * *
* * *