Япония тренировалась. В прошлом веке более крупные потери были зафиксированы только трижды: во время банковского кризиса в Японии в начале 1990-х годов, азиатского финансового кризиса в конце 1990-х и в годы Великой депрессии. В 1990-е годы банковские системы стран, которые пострадали от двух названных кризисов, понесли убытки в размере соответственно 15 и 35% ВВП. В 1929 году Великая депрессия нанесла США ущерб в 20% ВВП.
После «схлопывания» японского пузыря на фондовом рынке в течение целого десятилетия экономика этой страны росла меньше чем на полпроцента в год. При этом ВВП Японии сократился на 18% по сравнению с предкризисным периодом. А у таких стран, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Южная Корея и Таиланд, которые больше всего пострадали от азиатского финансового кризиса конца 1990-х, размер ВВП, в местной валюте, к 1998 году в среднем сократился на 8%. Учитывая, что стоимость валют этих стран относительно доллара уменьшилась в среднем почти в два раза, размер экономического ущерба был поистине катастрофическим. Многие компании оказались на грани банкротства, и начались повсеместные беспорядки.
Не уходите в глухую защиту. Опыт прошлых рецессий свидетельствует, что компании, избравшие исключительно защитную стратегию, оказались менее успешными, чем их более активные конкуренты. Когда экономика вступает в период спада, компаниям следует активно использовать любую представляющуюся возможность.
Изучайте опыт. Постарайтесь разобраться, как в прошлом реагировали на спад различные отрасли и какие факторы повлияли на скорость их выхода из кризиса. В ближайшие месяцы акцент в действиях властей будет перенесен на меры экономического стимулирования. Изучение опыта прежних рецессий поможет руководителям компаний понять, как эти действия, а также складывающаяся макроэкономическая ситуация отразятся на их деятельности.
Ищите любую возможность для развития. Сосредоточенность на рисках, связанных с кризисом, не должна помешать руководству увидеть перспективы роста. Вместо того чтобы реагировать на сложные ситуации после их возникновения, следует заблаговременно разобраться в том, как те или иные силы могут повлиять на ваш бизнес и что в подобной ситуации требуется предпринять вашей компании.
СЦЕНАРИИ КРИЗИСА
Эксперты компании McKinsey разработали четыре наиболее вероятных сценария дальнейшего развития событий.
Согласно наиболее оптимистическому сценарию действия властей обеспечивают восстановление мировой кредитной системы. Продолжается процесс глобализации: быстро восстанавливаются мировая торговля и финансовые потоки.
2. Трудный, но уверенный рост
По второму сценарию действия властей на мировом рынке капитала и на кредитном рынке дадут ожидаемый эффект только через 18 месяцев или даже позже. Влияние глобальной рецессии приведет к новым потерям и росту недоверия. Хотя наступившая рецессия будет самой продолжительной и глубокой за последние 70 лет, мировые финансовые рынки постепенно восстановятся.
3. Прекращение глобализации
Глобальная рецессия приобретет серьезные масштабы и продлится один-два года, однако ее глубина в значительной степени будет варьироваться. Китай и США окажутся наиболее жизнеспособными. Интеграция мировых экономик, однако, останавливается, поскольку в результате продолжающегося взаимного недоверия мировой рынок капитала становится разобщенным. Кредитные ресурсы остаются дорогими и труднодоступными. Усиливается взаимное недоверие. Экономический рост замедляется.
4. Продолжительные «заморозки»
Это наиболее пессимистичный сценарий. Если он реализуется, то глобальная рецессия может продлиться более пяти лет, как это произошло в Японии в 1990-е годы. Это станет результатом неэффективной регулятивной, налоговой и монетарной политик. Мировая экономика войдет в период стагнации; зарегулированность и страх будут препятствовать деятельности на мировых финансовых рынках. Торговля и движение капитала будут сокращаться, процесс глобализации пойдет вспять, страны займут оборонительную позицию и введут защитные меры, возобладает националистическая психология.
В условиях неопределенности. Разумеется, рассматривая эти сценарии, каждая компания должна учитывать конкретные условия своей отрасли и специфику своего бизнеса. Необходимо более тонкое понимание как собственного положения, так и положения конкурентов. В первую очередь следует позаботиться о жизнеспособности своей организации. Оправданные меры, которые в срочном порядке были предприняты осенью 2008 года (сокращение расходов и инвестиций, увольнения, ужесточение контроля финансовых потоков и т. д.), вряд ли обеспечат увеличение прибыли в ближайшей перспективе. Квартальные показатели теряют прежнюю актуальность; важнейшей задачей становятся устойчивость и выживание компании в долгосрочной перспективе.
По материалам The McKinsey Quartely