– Камиль Шамильевич, что программа развития Дальнего Востока даст людям? Сегодня даже цена билета на самолет из Приморья до столицы для многих просто неподъемна. Какие же преимущества нужно создать на Дальнем Востоке, чтобы люди хотели там остаться и, больше того, поехали туда жить и работать из Центральной России?
– Не открою Америки: надо повышать качество жизни. Сегодня прожиточный минимум в Дальневосточном федеральном округе почти в два раза выше, чем в среднем по стране. А средняя зарплата – больше всего на четверть. К тому же всю дальневосточную «прибавку» съедают тарифы на электроэнергию. Кое-где они еще недавно были в 37 раз выше, чем в среднем по России. Это сказывается на всем – на дороговизне услуг ЖКХ, продовольствия. И авиабилеты, о которых вы упомянули, так дороги потому, что горючее приходится транспортировать по железной дороге на электротяге.
Причина высоких электротарифов – неразвитость инфраструктуры, недостаток генерирующих мощностей и линий передачи. Есть электростанции, но нет проводов. Вот почему сегодня наша программа в первую очередь направлена на создание энергетических объектов, а значит, и на снижение тарифов. В конечном счете мы их выровняем с европейскими.
– А деньги на субсидии есть?
– Деньги в государственной казне, конечно, есть. Однако споры идут вокруг того, что прямые субсидии – не рыночный механизм. Но иного решения у дальневосточной проблемы просто нет.
– Бремя расходов на развитие Дальнего Востока несут налогоплательщики всей страны. Что они получат взамен?
– Только за время реализации Федеральной целевой программы прибавка поступлений в бюджеты всех уровней составит 206 миллиардов рублей, в федеральный бюджет из них будет перечислено 136 миллиардов рублей.
Это отлично: вложить 400 миллиардов рублей, получить назад половину за период выполнения программы и потом еще 200 миллиардов за следующие пять лет. Даже в бизнесе масштабные проекты далеко не всегда окупаются за полтора инвестиционных срока.
– Наши товары неконкурентоспособны на китайском рынке. Можно было бы продавать продовольствие, сою, например. Но для этого требуется, по сути, заново запустить сельскохозяйственное производство. Можно выгодно торговать рыбой, однако прежде придется реконструировать наши порты и навести там порядок. Так что в ближайшее время главными экспортными товарами на Тихом океане станут нефть и газ. В Китае, США, Японии потребности в них в ближайшие годы серьезно вырастут, а мы как раз дотянем «трубу» до берега.
Есть у нас еще одна возможность – торговать электроэнергией. И хотя Китай пока готов покупать ее у нас по ценам ниже российских, это для округа все равно выгодно. У нас Зейская и Бурейская электростанции не загружены, поскольку не включены в единую энергосистему. А каждые 100 мегаватт дозагрузки позволят снизить внутренние тарифы на 5%. Так что в итоге выиграют российские потребители.