ЕЩЁ НОВОСТИ

Фонтан иссяк

Один из афоризмов Козьмы Пруткова гласит: «Если у тебя есть фонтан – заткни его! Дай отдохнуть и фонтану». Российский нефтегазовый фонтан, за счет которого страна жила и процветала семь лет, пока росли цены на углеводороды, еще никому заткнуть не удалось. Но цена каждой струйки в долларах и евро многократно упала.

И сразу выяснилось, что экономика как была слабой, так и осталась. Рост валового внутреннего продукта, которым мы еще вчера так гордились назло надменному соседу, в лучшем случае обещает замереть у нулевой отметки, в худшем – стать отрицательным. Взамен зашкалили прогнозы безработицы, а пересчитываемый ныне в Минфине федеральный бюджет-2009 зачернел дырами дефицита. Курс отечественного рубля продолжает падать, а цифры годовой инфляции, по официальным оценкам, перевалили за чертову дюжину, чего в новом веке еще не было ни разу.

В общем, как всегда в России, зима пришла неожиданно (эта шутка премьера Владимира Путина на Экономическом форуме в Давосе была переведена на все мировые языки, включая украинский, – и все ее поняли). Хотя последние пять лет – с момента создания Стабилизационного фонда – власть активно убеждала народ в абсолютной надежности выстроенной экономической модели, защищенной к тому же подушкой безопасности накопленных золотовалютных резервов Центробанка (третьи в мире!) и дополнительной заначкой, созданной Минфином. Особо сомневающимся гражданам чиновники снисходительно рекомендовали «не класть все яйца в одну корзину», поровну распределяя накопленные сбережения на три депозитные кучки – долларов, евро и рублей. Подразумевая, что у каждого порядочного гражданина, безусловно, имеется своя подушка безопасности – сбережения, размеры которых вполне позволяют заняться этим греющим душу мультивалютным пасьянсом.

Но грянул кризис, и выяснилось, что власть имущие, возможно, неплохо раскладывают по кучкам свои личные финансы, зато очень недальновидно управляют казенными, а особенно корпоративными, деньгами. Компании и банки запутались в огромных зарубежных долгах, которые в последнюю пятилетку наделали все ведущие российские концерны во главе с «Газпромом», «Роснефтью» и т. д. И уже осенью государству пришлось выделять из бюджета десятки миллиардов долларов лишь для реструктуризации корпоративных займов и уплаты процентов по ним. Похоже, в дальнейшем эти выплаты станут регулярными – чтобы кредиторы не предъявили прав на самые лакомые куски российской экономики, попавшиеся в их долговой мешок.

Где деньги, Зин?

Самое любопытное и загадочное, однако, в другом: экономический апокалипсис в России начался вопреки не только недавним благодушным прогнозам правительственных экспертов, но и здравому смыслу. Начнем с первопричины, коей названо падение мировых цен на нефть. Если в первоначальный бюджет 2009 года закладывалась среднегодовая цена 95 долларов за баррель, то теперь приходится пересчитывать на 41 доллар – таково последнее указание премьера Владимира Путина. А министр финансов Алексей Кудрин на форуме в Гонконге проговорился, что финансовое ведомство прогнозирует среднегодовое падение до 30–32 доллара за баррель. В общем, ужас-ужас-ужас!

Но ведь последние два года Россия жила (и неплохо!) при цене нефти в… 27 долларов за баррель. Ибо еще в сентябре 2005 года Госдума приняла закон «О внесении изменений в статью 96 Бюджетного кодекса РФ», по которому на российскую нефть устанавливалась базовая цена – 27 долларов за баррель, которые шли в доход нефтяных компаний и на уплату налогов. А все остальное подлежало зачислению в Стабилизационный фонд. Или, как говорили финансисты, стерилизовалось. 

Напомним, что в 2004–2005 годах цена отсечения для нефти была еще ниже – на уровне 20 долларов за баррель. Все, что свыше, тоже стерилизовалось. Причем министр Алексей Кудрин неусыпным цербером стоял на страже полной неприкосновенности Стабфонда и только в последний год позволил чуть-чуть его растрясти, профинансировав создание государственного Инвестиционного фонда и т. п.

То есть даже «подпольно» прогнозируемое Минфином снижение мировых цен на российскую Urals никак не должно было повлиять на текущие доходы государства – пострадал бы лишь Стабилизационный фонд (ныне разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). В чем же здесь «ужас»? Практически в неприкосновенности остаются пока и накопленные государственные резервы. Год назад, в январе 2008-го, международные резервы Центробанка составляли 479 млрд. долларов – ныне их осталось 426 млрд. долларов. Но в Резервном фонде наоборот: было 125 млрд. долларов – сейчас 137 млрд. долларов. И в Фонде национального благосостояния то же самое: было 32 млрд. долларов – теперь там 88 млрд. долларов. 

Общий итог: было 636 млрд. долларов – стало 651 млрд. долларов. Хотя минувшей осенью власть успела выдать на поддержку отечественной банковской системы около 950 млрд. рублей (львиная доля которых тут же ушла сначала на валютный рынок, а потом в виде долларов и евро на зарубежные счета). Еще примерно столько же власть выделила на поддержку очутившихся в долговой яме ведущих отечественных корпораций. Результат неизвестен, ибо деньги оказались бесконтрольными. Но даже после этого отечественная заначка не похудела – совсем как у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет… Там русский дух – там Русью пахнет…»

Спрашивается: зачем же в декабре–январе Центробанк демонстративно ронял отечественный рубль, наращивая инфляцию? 

Вертолеты с казенными деньгами

Многие эксперты утверждают: одним из самых действенных средств борьбы с кризисом являются финансовые вливания в экономику по принципу «чем больше – тем лучше». Общеупотребительным стало выражение «разбрасывать деньги с вертолетов», ибо никто не знает, где они быстрее «прорастут». Так действуют в США, где для реализации «плана Обамы» собираются потратить уже свыше 800 млрд. долларов. Аналогичные предложения звучат и в России, где объем экономики меньше вдесятеро, а численность населения – втрое. Следовательно, нам потребуется не так много «вертолетов».

По каким же принципам предполагается сеять деньги «у них» и «у нас»? В США – снижение цены ипотечных и потребительских кредитов, а также дополнительные налоговые льготы для граждан, вложения в инфраструктуру, создание рабочих мест. Цель – стимулирование потребительского спроса. То есть деньги появляются «внизу» – у покупателей, которые финансируют лучших производителей. 
В России – помощь системообразующим банкам, госкорпорациям, составление списков компаний и предприятий, получающих приоритет на размещение у них госзаказа, и прочие льготы. Деньги появляются «вверху» – у производителей, коим покупатель фактически до лампочки. Зато крайне важной, можно сказать, ключевой фигурой, которую ни обойти, ни объехать, становится распределяющий деньги и льготы чиновник. 

В итоге антикризисная политика в Америке нацелена на достижение экономического роста, а в России на простое выживание. И желательно за казенный счет. Кстати, в США просьба крупнейших автомобильных корпораций о предоставлении государственной финансовой помощи рассматривалась на гласных парламентских слушаниях и была одобрена Конгрессом и Сенатом лишь после согласования с профсоюзами, которые выдвинули свои требования к компаниям. В России же вопрос выделения как бюджетных, так и резервных денег, объема, сроков и условий решает «вертикаль власти» – причем решает келейно.


Но пряников на всех не хватит

Но «пряников сладких всегда не хватает на всех». Еще при составлении федерального списка «подопечных» государства выяснилось: их общие запросы на казенные деньги превышают 3,2 трлн. рублей, а правительство рассчитывало обойтись суммой в 600 млрд. Теперь, похоже, в «кризисную топку» решено бросить основную часть накопленных госрезервов. Но даже среди «списочников» за эти деньги уже идет «внутривидовая» борьба с непредсказуемым результатом. Наиболее дальновидные экс-олигархи готовы даже отказаться от части бизнеса и просятся под государево крыло в надежде на приоритетное финансирование своих долгов.

В правительстве уже полным ходом идет обсуждение предложения Олега Дерипаски и Владимира Потанина о формировании объединенного металлургического гиганта на базе ОК «Русал», ГМК «Норильский никель», «Металлоинвеста», Evraz, «Мечела», «Уралкалия», а также активов госкорпорации «Ростехнологии» («ВСМПО-ависма», «Русспецсталь»). Естественно, с участием государства в лице госбанков, которые заберут себе долги объединяющихся компаний и конвертируют их в акции нового гиганта. Инициаторы проекта полагают, что создание такой компании позволит с помощью государства закрыть «часть существующих долгов», но на передний план выпячивают возможность тем самым «создать конкурента крупнейших мировых горных компаний». И это всего один пример.

К месту вспомнить, что государство и до кризиса ускоренно прибирало к рукам целые отрасли, создавая сначала госхолдинги, а потом уже и госкорпорации – с безграничными правами и практически полным отсутствием обязанностей. Результат огосударствления экономики до сих пор был нулевым или даже отрицательным. Кризис, похоже, ускорит этот процесс, и, боюсь, результат можно предсказать уже сегодня.


КАК ЗАКАЛЯЛСЯ НИКЕЛЬ

21 января подписано постановление о снижении до нуля экспортных пошлин на нелегированный никель и медные катоды, то есть основную экспортную продукцию компании «Норильский никель», включенной в список «приоритетных предприятий». Бюджету эта мера обойдется 

в 300 млн. долларов. «При сложившейся себестоимости производства и падении мировых цен на никель, если мы сохраняем экспортные пошлины, производство становится неэффективным», – объяснила руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. 
Что ж, давайте посчитаем вместе. Цены на эти металлы и вправду упали: в сравнении с мартовским пиком никель подешевел на 72%, медь – на 63%. Тем не менее цена 1 тонны никеля на Лондонской бирже цветных металлов удержалась на отметке 9400 долларов, меди – 3200 долларов. А себестоимость их производства на Таймыре (самая низкая в мире), по данным самой компании «Норильский никель», составляет 6225 долларов за тонну никеля и 1480 долларов за тонну меди. Маржа – 3175 долларов с тонны никеля и 1720 долларов с тонны меди. На Кольском полуострове себестоимость повыше, но производство остается прибыльным. 

Однако компания мотивировала просьбу о снижении пошлин тем, что «с учетом инвестиций, обслуживания долга и социальных затрат цифры вырастают до 10 тыс. (никель) и 3 тыс. (медь) долларов за 1 тонну» 

«По-настоящему компании оценят отмену пошлин, когда цены на их металлы вновь начнут расти», – подчеркивает аналитик «Пиоглобал эссет менеджмент» Евгений Рябков.

СЛОВА НА ЭКСПОРТ

Из выступления главы российского правительства Владимира Путина на Экономическом форуме в Давосе

«Известно, что во времена кризиса силен соблазн простых и популистских решений. Но если лечить только симптомы болезни, то в итоге можно получить гораздо более тяжелые осложнения. 
Разумеется, правительства всех стран, лидеры бизнеса обязаны действовать максимально решительно. Тем не менее даже в таких форс-мажорных обстоятельствах, важно избегать шагов, о которых придется жалеть в будущем. И потому хотел бы начать с того, чего, на наш взгляд, не следовало бы делать и чего мы в России намерены избегать. 
Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму... 

Вторая возможная ошибка – это чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государств, слепая вера во всемогущество государства. 

Да, усиление его роли в условиях кризиса – это естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако, вместо того чтобы заняться совершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике. 

Оборотная сторона антикризисных мер почти во всех странах – концентрация в руках государства избыточных активов. 
В Советском Союзе в прошлом веке роль государства была доведена до абсолюта. Что, в конце концов, привело к тотальной неконкурентоспособности нашей экономики, мы за это дорого заплатили. Этот урок нам дорого обошелся. Уверен, никто не хотел бы его повторять. 

Нельзя закрывать глаза и на то, что на протяжении последних месяцев происходит размывание духа предпринимательства. В том числе принципа личной ответственности человека – предпринимателя, инвестора, акционера – за собственные решения. Нет никаких оснований полагать, что, переложив ответственность на государство, можно достичь лучших результатов. 

Здесь в зале очень много лидеров бизнеса. И я понимаю, что всегда есть соблазн прильнуть к источнику государственного благополучия. Но, во-первых, это исчерпаемый источник, а во-вторых, не всегда эффективный...» 


Автор: Александр ПРОЦЕНКО
Accelerated with Web Optimizer