И сразу выяснилось, что экономика как была слабой, так и осталась. Рост валового внутреннего продукта, которым мы еще вчера так гордились назло надменному соседу, в лучшем случае обещает замереть у нулевой отметки, в худшем – стать отрицательным. Взамен зашкалили прогнозы безработицы, а пересчитываемый ныне в Минфине федеральный бюджет-2009 зачернел дырами дефицита. Курс отечественного рубля продолжает падать, а цифры годовой инфляции, по официальным оценкам, перевалили за чертову дюжину, чего в новом веке еще не было ни разу.
В общем, как всегда в России, зима пришла неожиданно (эта шутка премьера Владимира Путина на Экономическом форуме в Давосе была переведена на все мировые языки, включая украинский, – и все ее поняли). Хотя последние пять лет – с момента создания Стабилизационного фонда – власть активно убеждала народ в абсолютной надежности выстроенной экономической модели, защищенной к тому же подушкой безопасности накопленных золотовалютных резервов Центробанка (третьи в мире!) и дополнительной заначкой, созданной Минфином. Особо сомневающимся гражданам чиновники снисходительно рекомендовали «не класть все яйца в одну корзину», поровну распределяя накопленные сбережения на три депозитные кучки – долларов, евро и рублей. Подразумевая, что у каждого порядочного гражданина, безусловно, имеется своя подушка безопасности – сбережения, размеры которых вполне позволяют заняться этим греющим душу мультивалютным пасьянсом.
Где деньги, Зин?
Самое любопытное и загадочное, однако, в другом: экономический апокалипсис в России начался вопреки не только недавним благодушным прогнозам правительственных экспертов, но и здравому смыслу. Начнем с первопричины, коей названо падение мировых цен на нефть. Если в первоначальный бюджет 2009 года закладывалась среднегодовая цена 95 долларов за баррель, то теперь приходится пересчитывать на 41 доллар – таково последнее указание премьера Владимира Путина. А министр финансов Алексей Кудрин на форуме в Гонконге проговорился, что финансовое ведомство прогнозирует среднегодовое падение до 30–32 доллара за баррель. В общем, ужас-ужас-ужас!
Напомним, что в 2004–2005 годах цена отсечения для нефти была еще ниже – на уровне 20 долларов за баррель. Все, что свыше, тоже стерилизовалось. Причем министр Алексей Кудрин неусыпным цербером стоял на страже полной неприкосновенности Стабфонда и только в последний год позволил чуть-чуть его растрясти, профинансировав создание государственного Инвестиционного фонда и т. п.
Общий итог: было 636 млрд. долларов – стало 651 млрд. долларов. Хотя минувшей осенью власть успела выдать на поддержку отечественной банковской системы около 950 млрд. рублей (львиная доля которых тут же ушла сначала на валютный рынок, а потом в виде долларов и евро на зарубежные счета). Еще примерно столько же власть выделила на поддержку очутившихся в долговой яме ведущих отечественных корпораций. Результат неизвестен, ибо деньги оказались бесконтрольными. Но даже после этого отечественная заначка не похудела – совсем как у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет… Там русский дух – там Русью пахнет…»
Вертолеты с казенными деньгами
Многие эксперты утверждают: одним из самых действенных средств борьбы с кризисом являются финансовые вливания в экономику по принципу «чем больше – тем лучше». Общеупотребительным стало выражение «разбрасывать деньги с вертолетов», ибо никто не знает, где они быстрее «прорастут». Так действуют в США, где для реализации «плана Обамы» собираются потратить уже свыше 800 млрд. долларов. Аналогичные предложения звучат и в России, где объем экономики меньше вдесятеро, а численность населения – втрое. Следовательно, нам потребуется не так много «вертолетов».
В России – помощь системообразующим банкам, госкорпорациям, составление списков компаний и предприятий, получающих приоритет на размещение у них госзаказа, и прочие льготы. Деньги появляются «вверху» – у производителей, коим покупатель фактически до лампочки. Зато крайне важной, можно сказать, ключевой фигурой, которую ни обойти, ни объехать, становится распределяющий деньги и льготы чиновник.
В итоге антикризисная политика в Америке нацелена на достижение экономического роста, а в России на простое выживание. И желательно за казенный счет. Кстати, в США просьба крупнейших автомобильных корпораций о предоставлении государственной финансовой помощи рассматривалась на гласных парламентских слушаниях и была одобрена Конгрессом и Сенатом лишь после согласования с профсоюзами, которые выдвинули свои требования к компаниям. В России же вопрос выделения как бюджетных, так и резервных денег, объема, сроков и условий решает «вертикаль власти» – причем решает келейно.
Но пряников на всех не хватит
Но «пряников сладких всегда не хватает на всех». Еще при составлении федерального списка «подопечных» государства выяснилось: их общие запросы на казенные деньги превышают 3,2 трлн. рублей, а правительство рассчитывало обойтись суммой в 600 млрд. Теперь, похоже, в «кризисную топку» решено бросить основную часть накопленных госрезервов. Но даже среди «списочников» за эти деньги уже идет «внутривидовая» борьба с непредсказуемым результатом. Наиболее дальновидные экс-олигархи готовы даже отказаться от части бизнеса и просятся под государево крыло в надежде на приоритетное финансирование своих долгов.
В правительстве уже полным ходом идет обсуждение предложения Олега Дерипаски и Владимира Потанина о формировании объединенного металлургического гиганта на базе ОК «Русал», ГМК «Норильский никель», «Металлоинвеста», Evraz, «Мечела», «Уралкалия», а также активов госкорпорации «Ростехнологии» («ВСМПО-ависма», «Русспецсталь»). Естественно, с участием государства в лице госбанков, которые заберут себе долги объединяющихся компаний и конвертируют их в акции нового гиганта. Инициаторы проекта полагают, что создание такой компании позволит с помощью государства закрыть «часть существующих долгов», но на передний план выпячивают возможность тем самым «создать конкурента крупнейших мировых горных компаний». И это всего один пример.
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ НИКЕЛЬ
21 января подписано постановление о снижении до нуля экспортных пошлин на нелегированный никель и медные катоды, то есть основную экспортную продукцию компании «Норильский никель», включенной в список «приоритетных предприятий». Бюджету эта мера обойдется
Что ж, давайте посчитаем вместе. Цены на эти металлы и вправду упали: в сравнении с мартовским пиком никель подешевел на 72%, медь – на 63%. Тем не менее цена 1 тонны никеля на Лондонской бирже цветных металлов удержалась на отметке 9400 долларов, меди – 3200 долларов. А себестоимость их производства на Таймыре (самая низкая в мире), по данным самой компании «Норильский никель», составляет 6225 долларов за тонну никеля и 1480 долларов за тонну меди. Маржа – 3175 долларов с тонны никеля и 1720 долларов с тонны меди. На Кольском полуострове себестоимость повыше, но производство остается прибыльным.
Однако компания мотивировала просьбу о снижении пошлин тем, что «с учетом инвестиций, обслуживания долга и социальных затрат цифры вырастают до 10 тыс. (никель) и 3 тыс. (медь) долларов за 1 тонну»
СЛОВА НА ЭКСПОРТ
Из выступления главы российского правительства Владимира Путина на Экономическом форуме в Давосе
Разумеется, правительства всех стран, лидеры бизнеса обязаны действовать максимально решительно. Тем не менее даже в таких форс-мажорных обстоятельствах, важно избегать шагов, о которых придется жалеть в будущем. И потому хотел бы начать с того, чего, на наш взгляд, не следовало бы делать и чего мы в России намерены избегать.
Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму...
Вторая возможная ошибка – это чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государств, слепая вера во всемогущество государства.
Да, усиление его роли в условиях кризиса – это естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако, вместо того чтобы заняться совершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике.
В Советском Союзе в прошлом веке роль государства была доведена до абсолюта. Что, в конце концов, привело к тотальной неконкурентоспособности нашей экономики, мы за это дорого заплатили. Этот урок нам дорого обошелся. Уверен, никто не хотел бы его повторять.
Нельзя закрывать глаза и на то, что на протяжении последних месяцев происходит размывание духа предпринимательства. В том числе принципа личной ответственности человека – предпринимателя, инвестора, акционера – за собственные решения. Нет никаких оснований полагать, что, переложив ответственность на государство, можно достичь лучших результатов.
Автор: Александр ПРОЦЕНКО