Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Фридрих Ницше
Глобальный кризис уже затронул все отрасли отечественной экономики и поставил под угрозу само существование многих компаний. Нарастают массовые увольнения, падают объемы продаж, замораживаются проекты, пикирует прибыль... А пик кризиса еще впереди. В такой ситуации необходимо принимать срочные меры и переходить на антикризисное управление. Как осуществить реинжиниринг бизнес-процессов компании?
Руководители любой компании должны обладать хорошим «чувством рынка». Однако российские менеджеры в последнее десятилетие привыкли к постоянному росту бизнеса и поэтому всегда ожидают превышения уже достигнутых показателей. В то же время нынешняя ситуация лишний раз подтверждает, что рост не может продолжаться вечно.
Первым признаком кризиса в компании, как правило, становится снижение объема продаж, что очень часто воспринимается как результат операционной неэффективности. Дело в том, что процесс планирования продаж в большинстве случаев рассчитан на условия нормального развития компании, а значит – недостаточно эффективен в кризисной ситуации, поскольку множество показателей используется без должного анализа внешних и внутренних факторов.
В кризисной ситуации ключевое значение для жизнеспособности компании приобретает эффективность имеющейся системы управления: начиная от процессов планирования и управления рисками и заканчивая управленческим учетом и системой принятия решений. Для удержания рыночных позиций во время кризиса необходимо четко определить такие показатели деятельности компании, как себестоимость, рентабельность определенных направлений, затраты на развитие и т. д. К тому же важнейшим фактором становится оперативность принятия решений, поскольку в условиях кризиса необходимо особенно быстро реагировать на происходящие события, в то время как существующие организационные структуры многих отечественных компаний не позволяют им этого делать.
Таким образом, одним из важных элементов антикризисного управления является запуск программы управления затратами, поскольку усиление конкуренции в большинстве случаев вызывает падение стоимости продуктов и услуг. Для решения этой задачи необходимо обеспечить прозрачность затрат, что является непременным условием эффективного ценообразования и, следовательно, сохранения конкурентоспособности. Вот почему в качестве одной из первоочередных мер антикризисная команда, как правило, внедряет информационную систему, которая позволяет обеспечить эффективность управленческого учета и возможность контроля и анализа затрат.
НАША СПРАВКА
В 2001 году более 250 американских компаний с общей номинальной стоимостью активов, превышающей 255 млрд. долларов, потерпели полный крах. Более 25% американских компаний, входящих в сотню лучших, выживших в 2001 году, в 2002-м потеряли как минимум 66% своей рыночной стоимости.
К сожалению, увлечение тактическими мероприятиями, направленными на вывод компании из кризиса, не отражается на стратегических целях, бизнес-процессах и организационной структуре, которые остаются неизменными. Однако в ситуации системного экономического кризиса, с которой мы сейчас столкнулись, существует серьезная опасность того, что оперативные методы не дадут желаемого результата. В результате, чтобы сохранить компанию на плаву», может потребоваться ее кардинальная перестройка – реинжиниринг.
Стратегическое планирование
Первое, что необходимо предпринять в условиях кризиса, – это срочно пересмотреть стратегические цели и внести корректировку в процесс стратегического планирования. В большинстве компаний стратегия бизнеса разрабатывается на три-пять лет вперед, при этом часто используются амбициозные стратегии диверсификации бизнеса, которая связана с большими затратами на развитие. Причем под диверсификацией чаще всего подразумевают одновременное развитие нескольких, иногда не связанных друг с другом направлений деятельности, выхода за рамки основного бизнеса и освоения новых рынков.
Вот почему при первых признаках кризиса стратегию необходимо пересмотреть, а горизонт стратегического планирования из-за роста неопределенности необходимо уменьшить до нескольких месяцев. Эти меры позволят руководству реалистично взглянуть на перспективы развития или даже на саму возможность выживания компании в кризисной ситуации.
Пересмотр всех стратегических инициатив, а также анализ текущего положения на рынке и стратегий других игроков позволит спланировать адекватные мероприятия по выходу из кризиса. В такой ситуации уже никто не говорит о диверсификации – снова в моде специализация. Поэтому новые направления деятельности необходимо либо сокращать, либо отправлять в самостоятельное плавание, которое может оказаться для них последним. Специализация – это фактор, который позволит компании не потерять тот основной вид деятельности, за счет которого она развивалась многие годы.
НАША СПРАВКА
В настоящее время большинство крупнейших российских компаний уже заявили о сокращении инвестиционных бюджетов на 2009 год. Еще одним неприятным признаком кризиса являются планы многих компаний по сокращению сотрудников. При этом наблюдается общее снижение заработной платы и отмена бонусных выплат.
Большинство компаний уже пошли по пути пересмотра планов стратегического развития. К числу типичных мероприятий относятся:
o замораживание рискованных и убыточных проектов, а также проектов с низкой рентабельностью;
o изменение политики финансирования инвестиционных проектов (приоритеты, суммы инвестиций, контроль бюджетов, сроков, риски);
o реализация непрофильных активов.
Важно осуществлять процесс стратегического планирования регулярно, например, раз в три месяца, что позволит своевременно отслеживать изменения, происходящие на рынке. Для таких целей существует определенные технологии, например – система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard – BSC), которая помогает формализовать основные стратегические приоритеты и ключевые показатели результативности, а главное – обеспечивает регулярность стратегического планирования и анализа достигнутых ключевых показателей.
Кардинальная перестройка
В кризисной ситуации компания должна быстро реагировать на изменения, а существующие бизнес-процессы часто уже не отвечают новым требованиям. Например, количество необходимых согласований может быть недопустимо велико, а это значит, что в новых условиях стоимость и время выполнения бизнес-процессов уже не являются оптимальными. К тому же давно замечено, что при отсутствии непрерывного совершенствования качество бизнес-процессов неизбежно падает, а сам процесс бюрократизируется. Дело в том, что в результате возникновения множества функциональных подразделений время принятия решения увеличивается.
Основоположники реинжиниринга бизнес-процессов – Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, авторы книги «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе», сначала относились к этому методу с большим оптимизмом, однако практика показала, что процент удач при его использовании невысок – всего 20–30%. Стало ясно, что ре-инжиниринг бизнес-процессов – обоюдоострый инструмент и подобно скальпелю хирурга применять его следует крайне осторожно и только в ходе антикризисного управления.
НАША СПРАВКА
В настоящее время многие тренинговые компании и учебные центры, в связи с уменьшением у потенциальных клиентов бюджетов на обучение (по некоторым данным более чем на 30%), переходят на систему дистанционного обучения, что подразумевает переход на совершенно иную бизнес-модель, а следовательно, осуществление реинжиниринга бизнес-процессов.
Другой принцип – «вертикальное сжатие» бизнес-процесса, который можно охарактеризовать одной фразой – «Найдите правильных людей и оставьте их в покое». Следование этому правилу требует исключить менеджмент из принятия оперативных решений, связанных с бизнес-процессом, что в свою очередь ускоряет сам бизнес-процесс и сокращает его стоимость. Проблема снижения качества, которая может возникнуть при «вертикальном сжатии», как правило, решается за счет типизации информационных потоков и формализации алгоритмов принятия решений.
Для внедрения бизнес-процессов, созданных в ходе ре-инжиниринга, можно использовать системы управления, позволяющие в кратчайшие сроки провести автоматизацию этих процессов – Business Process Management System (BPMS).
НАША СПРАВКА
Исследование агентства Gartner, выполненное в 2004 году, показало, что внедрение BPM-систем в период экономического спада позволило компаниям добиться существенной экономии финансовых ресурсов. Проведенный опрос показал, что у 95% респондентов проекты внедрения BPM-систем были успешными, при этом средний возврат инвестиций (ROI) равнялся 15%, а у 55% доход составил порядка 100–500 тыс. долларов для каждого проекта.
Как сказано в эпиграфе статьи: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Предлагаем обратить внимание на семь преимуществ, которые компании получают в кризисной ситуации (см. рисунок).
Рисунок. Семь преимуществ кризисной ситуации
Именно в кризисных ситуациях происходит смена лидеров, поэтому кризис – это в первую очередь тест на качество существующей системы управления компанией и шанс ее улучшить. Компании, которые не анализировали рыночную среду или у которых не хватило сил и решимости изменить существующие бизнес-процессы, скорее всего, выйдут из игры, освободив место для более эффективных конкурентов, сумевших адаптироваться к новым условиям.
И, главное, помните, что не бывает незыблемых позиций и «вечных» конкурентных преимуществ. Прошедший год вновь показал, что даже самые крупные и, казалось бы «непотопляемые» компании, в условиях экономического кризиса могут потерпеть крах.
• В качестве первоочередной меры необходимо сформировать антикризисную команду во главе с первым лицом компании. Следует учесть, что централизация процесса принятия решений может значительно ускорить ее работу. А в кризисной ситуации длительные обсуждения и согласования разных точек зрения или мнений являются недопустимой тратой времени.
• Следующим мероприятием должен стать пересмотр существующей бизнес-стратегии и концентрация на определенных услугах и отраслях. «Стрельба по площадям» становится непозволительной роскошью, поэтому необходимо работать сериями «точечных ударов», рассчитанных на конкретный результат.
• И, наконец, необходимо провести ре-инжиниринг бизнес-процессов, сокращая затраты и избавляясь от офисного «планктона», что поможет увеличить мобильность компании и повысить качество управления. При этом важно продемонстрировать персоналу способность добиться «быстрых побед» и информационную открытость, чтобы закрепить организационные изменения.
В заключение добавим, что противостояние кризису – задача высшего менеджмента компании, и в первую очередь ее первого лица, от действий которого зависит, сумеет ли компания пережить кризис.
Автор: Андрей КОПТЕЛОВ