Чаще всего в качестве заказчиков рейдерской атаки выступают не конкуренты, а представители властных структур. «Чиновники становятся скрытыми бенефициарами всех компаний, – заявил журналистам председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. – Причем все зависит от уровня сделки: чем дороже бизнес – тем выше должность заинтересованного чиновника». По его признанию, это обстоятельство крайне затрудняет расследование такого рода преступлений, поскольку заказчики и непосредственные исполнители используют административный ресурс.
Эксперты провели анализ типичных схем захватов и пришли к выводу, что государственные органы играют чрезвычайно важную роль в их реализации. Национальный антикоррупционный комитет участвовал в подготовке доклада «Предложения по повышению эффективности борьбы с рейдерством», который лег на стол главы государства. Как ожидается, уже этой осенью будут приняты законодательные акты, которые помогут предпринимателям защититься от недружественного поглощения. Глава НАК считает, что для этого необходимо в УК выделить рейдерство в отдельный вид преступления, максимально вывести бизнес из «тени» и сделать защиту собственности приоритетной задачей исполнительной власти.
ИСТРЕБИТЕЛИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Сотрудникам нижегородского авиазавода «Сокол» Бодикову и Жильцову, а также их «смежнику» Борисову, предъявлены обвинения по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Это случилось после завершения следствия Управлением ФСБ по Нижегородской области по делу о поставках некачественных деталей для МиГов на «Сокол».
Эти детали в 2007 году стали причиной скандала, в ходе которого власти Алжира вернули предприятию купленные у него самолеты. Теперь двух сотрудников «Сокола» и главу компании-поставщика будут судить за мошенничество. Самолеты были поставлены Россией в 2006–2007 годах. Алжир успел получить 15 из 34 заявленных самолетов, однако их качество не устроило покупателя. Эксперты обнаружили в МиГах бывшие в употреблении и некачественные детали. В результате Алжир отказался принимать оставшиеся по контракту самолеты, прекратил выплаты по всем военным контрактам с Россией и, более того, решил вернуть уже полученные истребители.
ПРЕМЬЕР УВЕЛИЧИЛ ЗАНАЧКУ
Премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства поддержал предложение увеличить гарантии по банковским вкладам. Глава правительства поручил Минфину и Центробанку изучить вопрос и внести конкретные предложения.
Напомним, что в Государственную Думу уже внесен проект закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Авторы законопроекта предлагают повысить гарантии по частным вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Эксперты не сомневаются, что после того, как Владимир Путин идею поддержал, законопроект получит «зеленый свет» и будет принят в ближайшем месяце.
ЧУБАЙС ВСЕГДА ГОТОВ
В сентябре президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о назначении на должность генерального директора госкорпорации «Роснанотех» Анатолия Чубайса. Бывший главный реформатор и главный энергетик сразу пообещал, что в 2015 году Россия будет продавать за кордон нанопродукции на 1 триллион рублей. Хотя прежний глава корпорации Леонид Меламед за год не смог даже толком наладить сотрудничество с научными учреждениями, занимающимися разработками в области нанотехнологий.
Чубайса это не смущает. «Я воспринимаю свое назначение как новый масштабный и интересный вызов, – заявил Анатолий Борисович. – Он прямо связан с исторической задачей перевода России на инновационный путь развития. Мне близки и понятны миссия и главная цель корпорации – завоевание Россией лидирующих позиций на мировом рынке нанотехнологической продукции».
Сильно сказано. Особенно если учесть, что сейчас наша доля в производстве высокотехнологичной продукции на мировом рынке порядка 1%, и это в основном оружие и космические разработки, доставшиеся в наследство от СССР. Но, может быть, не зря Чубайса либералы называют самым талантливым менеджером, и он сумеет организовать научно-технический прорыв в сфере нанотехнологий – как в свое время организовал ваучерную приватизацию и реструктуризацию РАО «ЕЭС».
ГОРДЕЕВ ПРИЗЫВАЕТ К ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что в течение месяца правительство вынесет решение сократить квоты на ввоз в Россию мяса птицы в 2009 году. Причем принципиально вопрос решен, осталось согласовать объемы импорта. «Уже согласована позиция министерств и ведомств по поводу сокращения ввоза мяса птицы на 200 тыс. тонн, – сказал главный российский аграрник на встрече с журналистами в Сочи. – Но Минсельхоз будет рекомендовать сократить квоты на 300 тыс. тонн».
Эксперты уже это назвали «ассиметричным ответом» Америке за критику действий России в Южной Осетии и Абхазии. Россия сейчас в год импортирует 1,3 млн. тонн мяса птицы, причем 800 тыс. тонн приходится на США. Министр, однако, заверил, что речь идет не о конкретном импортере, а о сокращении квот в целом. Вопрос в том, не обернется ли снижение импорта повышением цен или дефицитом курятины на российском рынке.
АДМИРАЛ ГРОЗИТ ПИРАТАМ
Главком ВМФ Владимир Высоцкий объявил, что Россия в ближайшее время присоединится к международным усилиям по борьбе с морским пиратством в зоне, прилегающей к побережью Сомали. Однако по причине охлаждения отношений с Западом наши военные корабли решать задачу охраны российских судов намерены самостоятельно.
В конце сентября занимающиеся морскими перевозками организации, в числе которых Международная палата судоходства, «Интеркарго», «Бимко» и группа компаний танкерных перевозок «Интертанко», призвали морские державы мира прислать военные корабли для патрулирования Аденского залива. Сигнал SOS судовладельцы подали после того, как стало известно о захвате сомалийскими пиратами очередных двух транспортов – гонконгского и греческого. Не раз случались инциденты и с нашими гражданами. Так, 11 сентября пираты после долгих переговоров освободили экипаж сухогруза под германским флагом, в составе которого были трое российских моряков. А в феврале 2008 года после захвата пиратами нашего буксира «Свитцер Корсаков» командование ВМФ поставило вопрос о необходимости возвращения военных кораблей российского флота в мировой океан.
Вопрос в том, сумеют ли военные моряки защитить интересы российского гражданского флота так далеко от родных берегов. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин считает, что техническое состояние ВМФ не позволяет нести боевое дежурство в дальней морской зоне и защищать гражданские суда от пиратских нападений. «В свое время в составе МВФ была Индийская эскадра, которая как раз контролировала эти воды, – вспоминает адмирал. – Эскадра была оперативная, корабли туда ходили на полгода, в том числе с Тихоокеанского флота. Сейчас такой возможности, к сожалению, нет».
За кадрами следит Татьяна ЧЕЛЫШЕВА