– Сергей Васильевич, активно участвуя в работе над концепцией экономической безопасности региона, какой смысл вы вкладываете в это понятие? Имеет ли оно практическое значение?
– Насколько надежно сегодня защищены регионы нашей страны от различных угроз?
– Что мешает обеспечить необходимый уровень защищенности экономики российских регионов?
– Какие факторы определяют уровень региональной экономической безопасности? Можно ли выделить общие закономерности?
Напомню цепь событий. Так, ровно семь лет назад в августе 2001 года Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу социально-экономического развития «Юг России», которая должна была стать одним из основных инструментов улучшения ситуации в регионе. Ход выполнения этой Программы проверялся в феврале 2003-го (Правительством РФ) и в сентябре 2003-го (Контрольным управлением Кремля). Выводы категоричны: цели Программы не были достигнуты. И это несмотря на то, что средства федерального бюджета на реализацию предусмотренных данным документом мер были выделены в полном объеме. На 2003 год эта сумма составляла около 15% от общего объема предусмотренных Программой расходов в размере 153 млрд. рублей.
– Что помешало при наличии необходимого финансирования выполнить Федеральную целевую программу?
В действительности не были решены ключевые проблемы: не обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, а также не удалось добиться того, чтобы главы субъектов РФ и полномочный представитель президента РФ в округе несли реальную юридическую ответственность за провал Программы. Более того, эти проблемы не решены и по сей день – основания для отставки губернатора или полномочного представителя президента РФ в федеральном округе так и не определены законодательством. А это значит, что и Программу «Сочи-2014» вполне может постичь та же участь с той лишь разницей, что «погибнуть» ей не дадут любой ценой. Именно на это, судя по всему, и рассчитывают все те, кто решил подзаработать на немереных бюджетных ресурсах.
– Нерешенные социально-экономические проблемы наверняка представляют серьезную угрозу для экономической безопасности ЮФО?
К тому же есть все основания для того, чтобы считать безработицу главной экономической предпосылкой распространения террористической идеологии. Ведь занятость – это не только стабильный источник доходов, но и основа других жизненных ценностей.
– Вы упомянули усиливающуюся криминализацию региона. А ведь это создает серьезную угрозу как для населения, так и для предпринимателей.
– К сожалению, ЮФО отличает высокий уровень и широкие масштабы криминального давления на малый и средний бизнес. Привычное бандитское и милицейское «крышевание» трансформируется – или уже трансформировалось – в так называемое госрейдерство, которое загоняет малое и среднее предпринимательство в тень, лишает его необходимых ресурсов для развития своего дела.
– В чем суть этого явления?
– Рейдеры стремятся создать условия, при которых законный владелец предприятия вынужден отказаться от своего права собственности на него в пользу того или иного лица. Характерной особенностью современной российской действительности стало именно госрейдерство – активное участие в организации таких захватов чиновников, а нередко и руководителей правоохранительных органов, их родственников и приятелей, которые и являются выгодополучателями при незаконных операциях.
Материалы рабочей группы по противодействию рейдерским захватам при полпредстве Приволжского федерального округа свидетельствуют, что средняя стоимость обычного рейдерского захвата в России составляет около 150 тыс. долларов. Неправосудное решение, принимаемое московским судом, в среднем оценивается в 125 тыс. долларов, судами других регионов – 15 тыс. долларов.
Причем ситуация в Южном федеральном округе, по-видимому, близка к московской. В сумму от 10 до 60 тыс. долларов обходится попустительство или прямое содействие захвату со стороны руководства местных органов внутренних дел, следственных органов и прокуратуры. В среднем около 10 тыс. долларов стоят услуги местного судебного пристава. А «зарплата» рядового наемного участника рейдерской группы, как сообщалось в прессе, составляет около 150 долларов в сутки.
– Вы уже говорили о сложном геополитическом положении региона. Как это отражается на его экономической безопасности? Какие угрозы создает для населения?
– В силу особого географического положения Южный федеральный округ России стал одним из основных направлений активной экспансии международного наркобизнеса. Из Средней Азии через Казахстан, а затем через Волгоградскую и Астраханскую области на всю территорию России осуществляются поставки марихуаны, опия и героина. Из Центральной Азии и Азербайджана перемещаются опий и героин. Партии сильнодействующих наркотических лекарственных препаратов доставляются из Турции. С территорий Украины и Белоруссии через приграничные области России поступает маковая соломка и ее производные, а также сильнодействующие синтетические наркотики.
Усугубляет ситуацию и относительная «прозрачность» государственной границы на юге России со стороны Грузии. Только по этой причине на территорию Южного федерального округа поступает более 60% героина. В то же время основными «поставщиками» контрабандного героина остаются государства Средней Азии, в первую очередь Таджикистан.
Часто эти страны сами являются производителями наркотика, и через их территорию также провозится героин из Пакистана, Афганистана и Ирана. Совсем недавно героин был малодоступен, теперь же в большинстве краев и областей округа стоимость дозы этого наркотика не превышает 600 рублей, что приблизительно соответствует стоимости его производства. А это значит, что к настоящему времени Южный федеральный округ уже прошел стадию наркотического «заражения».
– Это реальная ситуация. В 2007 году каждое шестое преступление, совершенное на территории ЮФО, было связано с незаконным оборотом наркотических средств.
Быстрое распространение наркомании и СПИДа стало общей бедой нашей страны. Большинство российских регионов фактически уже достигли той критической точки, после которой начинается необратимая деградация социальной среды, физического и психического здоровья населения, трудовых ресурсов. А за этим неизбежно следует нарастающая перегрузка бюджета расходами на здравоохранение и борьбу с преступностью.
– Какие экономические проблемы представляют наибольшую угрозу для безопасности ЮФО?
– Оценивая экономическую ситуацию в целом, необходимо отметить, что промышленный и сельскохозяйственный потенциал региона восстанавливается крайне низкими темпами. С чем это связано?
Негативную роль сыграли и серьезные просчеты в формировании и реализации региональной экономической политики. Ситуация усугубляется нестабильностью федерального законодательства, регулирующего различные секторы экономики.
При этом значительная часть дотационных ресурсов не используется на цели развития экономики, создания новых рабочих мест, переподготовки трудовых кадров, а расхищается. В результате местное население вынуждено искать любые источники существования, многие из которых носят противоправный, в том числе преступный характер.
И если сегодня, по официальным статистическим данным, в среднем по России около четверти населения имеет доходы ниже так называемой черты бедности, то в Южном федеральном округе доля таких людей уже более 40%, а на Северном Кавказе – около 90%. И это по сведениям официальной статистики!
– Вы уже затронули внешние угрозы. Вероятно, однако, поставкой наркотиков из приграничных государств их перечень не ограничивается?
– К сожалению, такой список может оказаться весьма объемным. Дело в том, что процессы глобализации чреваты весьма серьезными опасностями для экономики, бизнеса и граждан всех регионов нашей страны, в том числе и ЮФО. Причем здесь некоторые из этих проблем проявляются особенно остро. Какие внешние угрозы представляют особую опасность для региональной экономической безопасности?
Серьезную опасность для экономики округа, как, впрочем, и для отечественной экономики в целом, представляет быстрый рост цен на энергоносители.
Как и многие другие регионы страны, ЮФО уже столкнулся с неконтролируемым притоком дешевой рабочей силы из Китая, Вьетнама, а также республик СНГ. В дальнейшем эта проблема, несомненно, будет обостряться.
В силу своего геополитического положения Южный федеральный округ стал объектом контрабандных поставок из-за рубежа товаров массового потребления, а также оружия и наркотиков.
Также негативно отражаются на отечественном бизнесе и торговле хаотичные изменения в пограничной и таможенной политике ближайших зарубежных соседей.
– Вы перечислили очень серьезные проблемы. Существуют ли у нас необходимые правовые механизмы для их решения?
– Несмотря на важность этих вопросов, решаются они не так быстро, как хотелось бы. Например, до сих пор не разработаны критерии и параметры – иначе говоря, пороговые значения – региональной экономической безопасности. И объясняется это не теоретической сложностью проблемы, а скорее недостаточным ресурсным обеспечением соответствующих научных исследований. Однако и уже имеющиеся разработки далеко не всегда удается реализовать на практике из-за отсутствия необходимой для этого правовой базы. К сожалению, решение этой ключевой проблемы «зависло» между федеральным законодательством и нормативной базой субъектов РФ. Поскольку федеральные округа, как известно, не наделены законотворческой функцией.
– По мнению Ассоциации работников правоохранительных органов РФ, давно назрела потребность в следующих мерах. Во-первых, необходимо подготовить указ президента РФ о мерах по обеспечению экономической безопасности российских регионов. Такой Указ, на наш взгляд, вполне мог бы послужить основой для принятия в ближайшей перспективе федерального закона об экономической безопасности.
В-третьих, предлагается составить «перекрестную» оценку и самооценку состояния, а также среднесрочный прогноз региональной экономической безопасности одновременно несколькими структурами: Федеральной службой безопасности, полномочными представителями президента РФ в федеральных округах, администрациями и законодательными собраниями субъектов РФ, Российской академией наук, а также негосударственными общественными и научными организациями, которые могут быть определены на конкурсных условиях Советом безопасности РФ.